Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Миссия: оттопырка
Максим Жбанков. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель «Белорусского Коллегиума». Неизменный ведущий «Киноклуба» в кинотеатре «Победа». В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры «Белорусской деловой газеты». Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах «Мастацтва», «Фрагмэнты», «pARTisan», на сайте «Наше мнение».
Ах, «Рок-коронация», «Рок-коронация»… Руганная-переруганная, надоевшая всем. Прочно зависшая по стилю и звуку где-то в середине 1990-х. Зеркало случайного баланса сил на тесном пятачке локального «ракенрола». Вокруг подросли более шустрые и динамичные конкуренты — от премий «Мистерии звука» до наград от «Experty.by». А «Коронация» упорно следует своим курсом. Как «Титаник», от которого разбегаются все более-менее приличные айсберги. Почему это шоу никак не закончится? Потому что мы к нему привязаны общей памятью. И общим страхом перемен.
Проблема «Коронации» в том, что она потерялась во времени. Так и не стала премией музыкальной индустрии, но уже давно перестала быть клубом одиноких электрических сердец. И никак не справляется с главной миссией любой серьезной экспертизы: фиксировать перспективные тренды и обозначать ресурсы роста. Таким образом, из трех возможных форматов – лидеры продаж, фавориты души, герои на завтра – «Рок-коронация» уже который год решительно выбирает… никакой. И тем самым обрекает себя на участь рядовой концертной «солянки». Недавняя «Коронация» в Молодечно лишь подтвердила этот диагноз. Организаторы смело решили подменить креатив географией: сменить площадку, сохранив формат концерта-презентации. По пути закономерно потерялись все атрибуты красивой жизни (вроде проекционного экрана, тощих столичных манекенщиц, «шумомеров», догов на коротких поводках и бешеных плюшевых свинок, дирижирующих залом), а также добрая часть привычной публики: увидеть знакомое лицо в молодеченском ДК было непросто. Состав артистов тоже был вполне бюджетным: никаких излишеств, в списке одни «награжденцы». Зато развернулась локальная «духовность»: симфонический бэнд обрушил на непричесанную рок-публику гершвиновскую «Рапсодию в стиле блюз». Пафос местного разлива был подкреплен декорацией с розовыми пластиковыми колоннами, над которой витал картонный гитарный гриф с названием акции. А когда места в глубине сцены заполнил молодеченский джаз-бэнд в красных жилетках, происходящее окончательно приобрело незабываемый вкус ленинградского мюзик-холла брежневских времен. Под стать дизайну площадки оказались и действующие лица. В напарницы Александру Помидорову дали блондинку в черном, куда уместнее смотревшуюся бы на ночном пати Ани Шаркуновой. Выносившие призы девочки из местной школы красоты упорно разворачивали дипломы лицом к зрителям. В результате пол-зала могло узнать имя победителя задолго до вскрытия вожделенного конверта. Ближе к концу «Коронация» показала реальный эконом-формат: «Без билета» получили две короны подряд (ну не вызывать же героев дважды!), а «Ляписы», не сходя с места, — сразу три. На том и перешли к ударной коде – блиц-сету Михалка и компании: «Ты был в Керчи? Не был — так молчи!» Взамен «геройской» «Belarus Freedom» в финале выдали издевательское: «Всё, ребята, харэ, отработали лавэ». Такое время. Такие герои. Триумф биороботов. «Коронация» сегодня — это пустая форма. Танцующий зомби. Который жив лишь тенями прошлого: еще до-«крамбамбульный» Вольский, Вероника Круглова, поющая для Алеся Суши «Аве Мария», босой Войтюшкевич и разбивающие об пол гитары «Юр’я», испуганные Милинкевичем «морсы», милиция, выжимающая из зала ребят с бело-красно-белыми стягами, нервный Куллинкович, поющий глаза в глаза с первым рядом «И так можно жить»... Бестолковое рок-шоу всегда держало нас не режиссурой и менеджментом (если честно, они никогда не блистали). Оно было существенно, как опыт коллективного переживания сдвигов времени, отбитых в рок-зонгах. Время кончилось. И унесло с собой магию электрического иконоборчества. Вчерашние герои не иссякли. Они просто переключились на корпоративы. А «Рок-коронация» — на вялое чествование передовиков капиталистического труда. Лишенная интриги и волшебства акция обернулась простым отчетным концертом для тружеников периферии. И в этом видится ее единственное спасение: окончательно сбежать от иллюзии столичной экспертизы в формат передвижного цирка. Дарю идею: сделать «Рок-коронацию» бродячим рок-шапито! Начав с Молодечно, махануть по синеглазой тем же составом. И в каждом ДК заново раздавать стеклянные короны. Кому какая выпадет. Местным жителям будет счастье. А рок-королям — стабильный респект и глобальная оттопырка. Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Максим Жбанков.
|
|