Василий Коктыш: Ментальность публики не имеет отношения к популярности кино, все дело в рекламе
18 июля 2009 Общество
Алена Андреева, TUT.BY Ментальную близость кинокартин определяет не психология белорусов, а рекламные кампании в их поддержку. Сегодня Беларусь для крупных кинопроизводителей – всего лишь Минск с его относительно развитой сетью кинотеатров. Но, тем не менее, нам уже удалось попасть в международную лигу киновидеопроката, что позволяет участвовать в мировых премьерах одновременно со всеми. Об этом в интервью Радио TUT.BY рассказал генеральный директор минского "Киновидеопроката", человек, благодаря которому западная киноиндустрия идет на уступки нашей стране, Василий Коктыш. Какие иностранные кинокомпании больше всего заинтересованы в белорусском зрителе? Для того чтобы иностранные компании были в нас заинтересованы, прежде всего нам нужно было попасть в международную лигу. Это открывает нам доступ к мировым премьерам и возможность премьерного показа одновременного со всем миром. В свою очередь, для того чтобы попасть в международную лигу, нужно иметь определенное развитие материально-технической базы кинотеатральной сети и, конечно, достичь достаточно высокого уровня стабильной зрительской посещаемости этой сети. Естественно, здесь все взаимозависимо: для повышения зрительской посещаемости нужны мировые премьеры. Так что для интеграции в мировой прокат нужен какой-то промежуточный период. Нас признали равноправными партнерами после того, как закончился этот промежуточный период. Это было в конце 90-х годов. Тогда, конечно, шли очень сложные переговоры со всеми иностранными компаниями: XX Century FOX, Warner Bros., Columbia Pictures, Universal. Мы им аргументировано доказывали, что у нас есть перспектива и большой потенциал. Речь велась только о столичных кинотеатрах, потому что регионы в то время даже не рассматривались как реальный вариант. Нужно было убедить их в том, что если нам дадут мировые кинопремьеры, то мы сможем очень быстро выйти на качественно более высокий уровень развития материально-технической базы кинотеатров, разветвления киносети, привлечения зрительской аудитории. Сложнее всего было как раз добиться этого признания. То есть тогда появилась заинтересованность в белорусском зрителе у зарубежных кинокомпаний, и мы вступили в мировую лигу? Ну, какая была заинтересованность… Беларусь тогда еще никто не знал, нас считали частью Советского Союза, которого уже не было. Поэтому приходилось самим активно выходить на эти рынки и пытаться достучаться до кинопроизводителей и дистрибьюторов, хотя бы для того, чтобы заявить о своем существовании. А в условную мировую лигу нас приняли как равноправных партнеров. Формально никакой мировой лиги нет – это образное выражение, обозначающее равноправные партнерские отношения между странами. Их мы добились довольно быстро – за каких-то 5-6 лет. Что сегодня знают о Беларуси компании с мировыми именами? Какой видится Беларусь с голливудского холма? Голливуд – это производственная фабрика, которая доверяет свои фильмы дистрибьюторским компаниям, находящимся в Лондоне и в Москве. Так что это уже не голливудский холм, а поближе. Таких компаний на постсоветском пространстве немного – 26. С этими дистрибьюторами мы работаем на прямых долгосрочных договорах. В начале 90-х годов, когда рынок только начинался, все было совсем иначе. О мировых премьерах никто даже и не думал. В Минск на кинорынок приезжали до полутысячи человек продавцов уже не свежих, второсортных фильмов класса В. Сейчас многое изменилось. Мы работаем на рынке, опережая производственный процесс. Как раз снимается фильм Кэмерона "Аватар", а мы уже в течение трех месяцев ведем активные переговоры. И переговоры ведутся не о том, будет ли фильм (он будет, об этом вопрос не стоит), а о том, сколько копий мы получим, когда, на каких условиях. На стадии производства фильма мы уже анализируем его потенциал: на какую аудиторию фильм рассчитан, какая у него будет посещаемость. И в этих переговорах каждой стороне важно добиться больше уступок и найти компромисс. Ведь дистрибьюторы тоже заинтересованы в том, чтобы фильм имел максимальное распространение, и прислушиваются к кинопрокатчикам. Если фильм не очень бюджетный, на него не будут стоять очереди, поэтому мы берем только одну копию и дешевле. Дистрибьюторы все это тоже понимают. Например, "Большая игра" идет на экранах Минска в одной копии, а "Гарри Поттер" – в шести. Так что наш рынок в мире знают. Но сейчас мы выходим на очередной серьезный этап, от которого зависит, будем ли мы интересны дальше. Надо понимать очень важную вещь. Ни один кинотеатр самостоятельно не может выйти на международный рынок и заполучить мировые премьеры. Мы построили отличный мультиплекс, но теперь надо технически развивать все остальные кинотеатры, применять новые мировые технологии кинопоказа по всему городу. Речь может идти только о кинотеатральных сетях. У нас в Минске мировые премьеры проходят даже раньше, чем, например, в Берлине, потому что сеть у нас развита лучше. И продолжает активно развиваться. Так что наш рынок интересен иностранным кинопроизводителям не только сегодняшним положением дел, но и своим потенциалом. Общеизвестно, что для некоторых азиатских или восточных рынков отдельные сцены из мировых блокбастеров вырезается. Для Беларуси такого не делают? Нет, в Беларуси идут полные версии фильмов. А на Востоке – да, там изредка бывают случаи, когда при дублировании, озвучке фильма делают перемонтаж и убирают некоторые сцены. Нам же в плане озвучки повезло – вся она делается в Москве. В том числе и поэтому нам доступно больше мировых премьер. Какое кино нам ближе ментально: американское, европейское или российское? Все зависит от масштабности проекта. Первые полгода 2009-го у нас в прокате лидировали российские "Любовь-морковь 2" и "Любовь в большом городе". А сегодня на первое место уже вышли четыре американских фильма: "Трансформеры 2", "Терминатор 4", "Ледниковый период 3" и "Гарри Поттер 6". Последний, безусловно, выйдет на первое место. Уже по первому дню проката и по предварительным продажам видно, что "Гарри Поттер 6" будет лидером проката этого года. А было время, когда лидерами белорусского кинопроката на протяжении лет семи были только американские фильмы. Редкий случай, когда европейский фильм составлял конкуренцию российским и американским. Исключение составил Том Тыквер с "Парфюмером". Гегемонию американских фильмов впервые в 1998 году нарушил "Сибирский цирюльник" Сергея Михалкова. Так что прокат зависит не столько от страны производства, сколько от зрелищности, уровня и мощности рекламной кампании. Правда, если рекламная кампания слишком раздутая при продукте, не соответствующем по уровню, то фильм "сдувается" за два-три дня проката, не оправдав зрительских ожиданий. Не нужно чрезмерно рекламировать слабый фильм: зрителя это раздражает. Какие новинки из каких стран еще ожидаются в этом году? С "Гарри Поттером" поборются "Каникулы строгого режима" – фильм, который продюсирует российский Первый канал. Его мы тоже будем прокатывать шестью копиями. Договор уже подписан. Это будет однозначный лидер проката августа. Ну и все остальные премьеры, которые запланированы, будут идти вместе с мировым прокатом. Исключением станет только "Джонни Д", который нам предоставят на две недели позже мировой премьеры, – только потому, что мы не успеем заключить новый договор с дистрибьютором Universal. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
18 июля 2009 Общество Алена Андреева, TUT.BY Ментальную близость кинокартин определяет не психология белорусов, а рекламные кампании в их поддержку.
|
|