Как пенсионеры отнесутся к либерализации?
29 июля 2009 Общество
Сергей БУЖЕВ, МЫ В том числе такую перспективу изучили эксперты Белорусского института стратегических исследований в рамках своего исследования "Идентификация и спецификация социальных контрактов в современной Беларуси", которое было проведено в 2008-2009 годах силами института и партнерских организаций. В частности, вместе с Социометрической лабораторией "НОВАК". "В ходе исследования изучались особенности взаимоотношений государства с различными социальными группами, содержание негласных договоренностей и обменов, позволяющих закрепить и сохранить существующее в стране положение вещей, природа социально-экономической стабильности и возможные точки "разрыва" подспудного контракта между государством и обществом. "Изучая социальные контракты, мы пытаемся определить потенциальных "акторов перемен" в белорусском обществе, и определить содержание возможных позитивных посланий, которые могут направить этим социальным группам сторонники перемен", - говорится в исследовании БИСИ. "Мы" уже писали о молодежи, которая имеет высокий протестный потенциал, но будет приспосабливаться. Что касается пенсионеров, составляющих четверть население страны, то они, говорят эксперты, как социальная группа достаточно сильно интегрированы в социальный контракт с государством. Большинство пенсионеров говорит о своей зависимости от него как в плане материального обеспечения, так и предоставления социальных услуг (в первую очередь, медицинского обеспечения). Выплата пенсий воспринимается как минимально необходимая степень выполнения государством своих обязательств. Иными словами, риск невыполнения данного обязательства оценивается как несущественный: государство обязано выплачивать пенсии, и пока эти обязательства не подвергаются сомнению, социальный контракт является устойчивым. В целом, пенсионеры удовлетворены деятельностью государства более, чем остальные группы населения. Однако есть определенные противоречия - пенсионеры, с одной стороны, не довольны пенсией (большинство отметило, что пенсия является недостаточной для нормальной жизни), с другой, пенсионеры в целом согласны с условиями существующего социального контракта. Данный феномен может быть объяснен с учетом следующих факторов, отмечают исследователи. Первый: "Пенсионеры обладают неликвидными ресурсами, если понимать ресурсы как уровень квалификации, потенциал на рынке труда, другие источники дохода. Пенсионеры не имеют возможности так называемого "выхода" из социального контракта с государством – эмиграции, перехода на работу на частное предприятие. Не имея возможностей получать доход из других источников (например, накопления) или перспектив работы, основным источником поддержки они видят государство". Второй: "Пенсионеры имеют меньший уровень запросов, чем другие социальные группы. Ядром социального контракта является обеспечение минимальных социальных гарантий, но с минимальной степенью риска их неполучения. Существующая социальная поддержка гарантирует минимальные систематические выплаты, позволяющие покрывать коммунальные расходы и не голодать. Данные выплаты предоставляются всем, практически без учета предыдущего трудового стажа. В целом, пенсионеры больше, чем другие социальные группы, удовлетворены своим материальным положением". Третий: "Для пенсионеров значимой составляющей социального контракта выступают идеологические конструкты, что, вероятно, связано с потребностями в наличии однозначно определенной картины мира. Пенсионеры, в качестве выгод социального контракта, в значительной степени воспроизводят коммуникативные сообщения существующей идеологии: "сильное государство", "политическая стабильность", "строительство/благоустройство". В определенной степени, отсутствие возможности непосредственно лично оценить уровень жизни в других странах, в сочетании с восприимчивостью к идеологическим конструктам, является причиной оценки Беларуси как страны, где пенсионерам живется лучше всего". Несмотря на общую удовлетворенность деятельностью государства, тем не менее, у пенсионеров существуют значимые факторы неудовлетворенности. В первую очередь это: пенсии (при более детальном анализе, неудовлетворительными являются размер пенсии и отсутствие дифференциации, "уравниловка"); льготы, пособия (наиболее известной госпрограммой помощи пенсионерам является предоставление льгот на лекарства, что говорит о ее значимости и неудовлетворенностью существующими другими льготами и пособиями); качество медицинского обслуживания - данный аспект является важным для всех групп населения. В случае изменения параметров действующего социального контракта, ухудшения условий, пенсионеры не будут склонны к стратегиям "голоса" или "выхода". Так, о готовности участвовать в акциях протеста заявило только 1,3% из них, что находится в рамках ошибки выборки. Готовность уехать из страны также демонстрирует незначительная доля представителей данной группы, осознавая неликвидность своих человеческих ресурсов. "Более того, как показали итоги предыдущего ухудшения условий (отмена льгот на проезд), некоторое ухудшение условий жизни значительно не отразилось на восприятии социального контракта. Пенсионеры не очень чувствительны к небольшим ухудшениям и будут демонстрировать конформизм до того уровня, пока социальное обеспечение не поставит под угрозу ядро социального контракта - гарантированный систематически выплачиваемый социальный минимум. Также лояльности будет способствовать активная культивация со стороны власти идеологических конструктов, а также "перекладывание вины" на внешние условия - мировой финансовый кризис", - отмечают в БИСИ. Кроме того, "пенсионеры, как и большинство населения, не обладает ресурсами по сопротивлению изменению параметров социального контракта через участие в горизонтальных социальных связях. Пенсионеры, обладая в целом пассивной установкой, не участвуют ни в политической, ни в общественной жизни (даже на уровне местного сообщества). Они в меньшей степени интегрированы и в частные социальные связи. В результате, группа не имеет потенциала социальных сетей, что также не способствует возможности выхода за пределы стратегии лояльности. В этих условиях, помимо лояльности, пенсионеры выбирают стратегию противодействия, приспосабливаясь к существующему социальному контракту путем оптимизации взаимодействия с системой бюрократии и поиском дополнительных бонусов в рамках государственного обеспечения. Основными формами "квази-голоса" являются обращения в местные органы власти, к депутатам, в СМИ". Вывод предсказуемый: "Обозначенные социальные установки данной группы свидетельствуют о том, что пенсионеры не являются акторами перемен для белорусского общества, поскольку не обладают ликвидными ресурсами и потребностями, выходящим за рамки базовых нужд". Каковыми могут быть отношение и поведение пенсионеров касательно реформ? Среди пенсионеров основной социальной ориентацией является патернализм - "44,3% данной группы входит в кластер зависимых патерналистов. В силу этого, пенсионеры в целом хуже относятся к рыночным реформам. Среди отдельных их аспектов, наиболее негативно данная группа оценивает возможность приватизации комплекса ЖКХ (что, по их мнению, может отразиться на ключевой социальной гарантии - возможности оплачивать коммунальные расходы). Также пенсионеры отрицательно относятся к приватизации крупных предприятий, банков и земли. Высоки опасения по ослаблению контроля роста цен, что связано с высокой актуальностью данной проблемы для населения, в целом, и пенсионеров в частности". Основные проблемы, беспокоящие пенсионеров, значительно не отличаются от проблем, актуальных и для всего населения - это вопросы материального положения. Ключевой проблемой является рост цен - более 80% как пенсионеров, так и всего населения, отметили инфляцию как угрозу своему существующему финансовому положению. Существенной угрозой является также рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Более чувствительны пенсионеры и к проблеме алкоголизма - 63,9% отметили ее среди пятерки наиболее значимых. Менее значимыми, чем для всего населения, для пенсионеров являются проблемы высоких цен на жилье, нестабильность белорусского рубля. В целом, пенсионеры отмечают меньшее количество проблем, что говорит об их позитивном восприятии ситуации в стране. В ситуации изменения социального контракта в направлении либерализации и реформ, для данной социальной группы "важны позитивные ключевые сообщения", отмечают в Белорусском институте стратегических исследований: "Эти ключевые сообщения должны демонстрировать сохранение ядра социального контракта - гарантированного, систематически выплачиваемого, минимума. При правильной подаче и доступном объяснении либерализация, как способ сохранения существующего уровня социального обеспечения при увеличении демографической нагрузки, может стать механизмом обоснования ее целесообразности. Важным является подтверждение гарантий: по минимальному бесплатному медицинскому обслуживанию, льготированию лекарств,?систематичности и обязательности выплаты пенсий, финансовой стабильности". Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
29 июля 2009 Общество Сергей БУЖЕВ, МЫ В том числе такую перспективу изучили эксперты Белорусского института стратегических исследований в рамках своего исследования "Идентификация и спецификация социальных контрактов в современной Беларуси", которое было проведено в 2008-2009 годах силами института и партнерских...
|
|