Бледное лицо с щедро обведенными глазами, ярко-алые пухлые губы, белее снега острые зубы, фигура в облегающем черном наряде, завлекающий и в то же время леденящий взгляд. Ах да, и, конечно же, непременно длинные красные ногти и струящаяся по плечам чернее воронова крыла волна волос…
Это наверняка знакомый каждому образ женщины-вамп, пришедший к нам, как и многие образы, из кино. Как и большинство культовых имиджей в истории моды, образ женщины-вамп сошел с кинопленки: в 1915 году в американский кинопрокат был выпущен фильм «A fool there was» («Это была глупость») студии Fox, где в главной роли выступила загадочная особа с темным прошлым, зловещим настоящим и гипнотизирующим взглядом обведенных черными кругами глаз. Ее имя было Теда Бара. В общем-то первая женщина-вамп в истории.
Это было типичное голливудское немое кино, с огромным количеством штампов и общих мест. Однако за несколько месяцев проката фильм принес студии Fox, находившейся тогда не в самом блестящем финансовом положении, 250 миллионов долларов — неслыханную по тем временам сумму. Звездой фильма стала до той поры никому не известная, непонятно откуда взявшаяся актриса Теда Бара.
Она была не похожа ни на остальных героинь, ни на простых смертных женщин: Теда родилась от матери-француженки и взгляда каменного Сфинкса в лунную ночь в египетской пустыне; она жила в нереальном замке, где у ее ног копошились змеи, а в клетках рычали тигры; она курила кальян и сигары и говорила хриплым голосом — и именно в таком виде являлась объективам фоторепортеров. Заинтригованные зрители очень быстро прочитали зашифрованную в ее имени анаграмму английского Arab Death, что в переводе означало «арабская смерть».
Коварное существо в женском обличье
Образ тут же получил название «женщина-вамп» — сокращенное от «вампир»: актриса играла в кино и публичной жизни коварное существо в женском обличье, которое хладнокровно использует мужчин для достижения своих корыстных целей, высасывает из них энергию, кровь и деньги, разрушает семьи — и делает все это (в отличие от уже появившегося в ту эпоху образа страдающей Femme fatale — «роковой женщины») с нескрываемым наслаждением, упиваясь своей властью над сильным полом. На волне зарождавшейся в 1910 году эмансипации воплощенный Тедой Бара образ не только завоевал воображение покоренных исходящим от него вызовом и нескрываемым эротизмом мужчин, но и пленил умы женщин, жаждущих доказать свою самостоятельность и продемонстрировать мужчинам свою власть над ними.
Многие из этих женщин и мужчин были бы очень удивлены, если бы узнали, что и название, и сам образ со всеми его атрибутами были придуманы одним человеком. Это Вильям Фокс, заметивший в одной из театральных постановок актрису Теодосию Гудмен, обладательницу округлых форм и сомнительных актерских способностей. Ему-то и пришла в голову идея, как слепить из нее коммерческий продукт. Вдохновение на создание имиджа господин Фокс почерпнул из поэмы Редьярда Киплинга «Вампир», а сократив на американский манер слово, он получил для него звучное имя. Остальное было делом техники: костюмов (в основном Теда Бара фигурировала в исторических костюмных драмах: она играла Кармен, Даму с камелиями, библейскую Саломею, конечно же, Клеопатру) и макияжа — весьма специфического. Женщина-вамп имеет бледное лицо, четко очерченные кроваво-красные губы, темные волосы и густо накрашенные глаза. Последнее было удачной находкой художников по гриму: на протяжении веков женщины красили все что угодно: губы, лицо, брови, только не глаза, но гримеры Теды Бара интуитивно почувствовали, что мистику в ее образе передаст загадочная тень в виде тяжелой обводки вокруг глаз. В 20-е годы этот макияж уже стал классическим: все женщины кинематографа оказались похожи друг на друга, как сестры-близнецы, появляясь на экране с густыми тенями вокруг глаз, строго очерченными яркими губами, которые на экране были черными, и бледным лицом. Так выглядели многие: Пола Негри, Глория Свенсон, в российском кинематографе Вера Холодная.
Великая вампиресса — примерная жена и домохозяйка
Фактически это был первый в истории пример того, что сегодня мы называем имидж-мейкингом и пиаром: для дочери польского еврея-иммигранта был придуман, продуман и создан искусственный имидж, включавший комплексную легенду, — от таинственной истории о появлении на свет до мельчайших деталей незаурядного быта и неординарной внешности. Сейчас такое явление обычно, а тогда публика поверила в созданную киношниками сказку и создала вокруг таинственной Теды ажиотаж. Но даже те, кто не поверил, шли в кинотеатр посмотреть на звезду.
При этом, творя легенду, сам по себе имидж женщины-вамп оставался экзотикой на полотне киноэкрана, не имея никакого отношения к реальной моде. До его выхода на коммерческую сцену оставалось еще несколько десятилетий.
Уже к середине 20-х он выходит из моды, на него появляются пародии и карикатуры, и образ становится комическим. Даже Теда Бара не стала исключением: она попыталась сыграть пародию на саму себя в фильмах про шпионов, впрочем, без особого успеха. Мало кто знал, что в 1919 году актриса вышла замуж, со временем родила детей и, прекратив сниматься, тихо поселилась в районе Беверли-Хиллз, где вела жизнь добропорядочной еврейской мамаши и верной жены. И никто даже из ее ближайших соседей не догадывался, что рядом с ними проживает сама великая вампиресса Теда Бара. Теодосия Гудмен сумела мастерски сыграть придуманный имидж, при этом у нее хватило ума и рациональности не стать его жертвой, сделав своим вторым «я», как это часто происходило в Голливуде.
Но, уйдя с экранов, образ не умер окончательно — так же, как и его появление в начале XX века не было первым в истории. На самом деле история эта более давняя. В массовом сознании не визуальное воплощение, но ментальный образ появляется в значительно более ранние времена, а именно когда человечество очень активно увлекается мистикой — в эпоху готики. В действительности женщина-вамп — это персонаж готических легенд, мифических сказок. Ее главный прототип — классическая ведьма. Нет, не состарившаяся Баба-Яга с совой на плече, а ведьма: молодая, сексуальная и магнетическая, опасная и привлекающая своей загадочностью и щекочущей нервы угрозой расплаты за связь с ней, цена которой — потеря головы (или ведьма ее на кол наденет и в своей коллекции в чулане запрет, или инквизиция сошлет на костер потерявшего голову грешника).
Вот откуда авторы образа Теды Бары взяли все его компоненты, кроме, пожалуй визуальных. Ведь в те времена «носить» имидж ведьмы было, мягко говоря, небезопасно.
Живучий образ
Его осмелились примерить спустя столетия — в 80-е годы XX века. Тогда в моду входит смесь агрессии, мистики и сексуальности, а имидж женщины-вамп переступает рамки киноэкрана и занимает свое место в коммерческой моде. Темные тени, макияж в стиле кошачьих глаз, черные волосы, бледное лицо фигурируют на страницах журналов мод, подиумах, в музыкальных видеоклипах и кино (в последнем становится популярен жанр фильмов о вампирах). Тогда же имидж в прямом смысле выходит на улицы — именно в 80-е годы зародилось так называемое движение готов.
В этот период в облике женщины-вамп появляется Грейс Джонс (в фильме «Вампир» 1986 года — будучи темнокожей, она выбелила лицо, чтобы передать мистичность облика). В 1988 году — это Кассандра Петерсон в фильме-пародии «Эльвира, повелительница тьмы», который, тем не менее, очень точен в атрибутах. Это и Изабелла Росселини в «Смерть ей к лицу», и Анжелика Хьюстон в «Семейке Адамс», и Шер, и Мадонна во многих клипах и фильмах.
Не будет преувеличением сказать, что имидж вамп является одним из самых растиражированных секс-символов нашего времени. Он достаточно популярен в реальной жизни, подтверждение чему — не только очередное поколение «готов», но и его активная эксплуатация в жанре эротики и порно (известно, что там образный ряд строится фактически на двух полюсах: с одной стороны, это платиновая блондинка, мягкая кошка для властного мужчины, а с другой — строгая госпожа, то есть женщина-вамп). Его и сегодня (образ активно живет уже сто с лишком лет) с успехом применяют в своих коллекциях известные кутюрье (особенно Тьерри Мюглер и Джон Гальяно). Он по-прежнему имеет право на существование. Но при условии, что его «носитель» вкладывает в этот имидж хотя бы немного иронии. Если имидж слишком буквален и стереотипен — он не интересен и даже рискует оказаться смешным. Он трогательно нелеп, лишен сексуальности (как у подростков-готов) и скучен, лишен мистики, а потому вызывает лишь недоумение, если «надет» не к месту.
Кстати
Теда Бара стала первой, кто воплотил на экране образ царицы Египта Клеопатры. Фильм вышел в 1917 году и стал самым знаменитым в ее коллекции. Это был чистый китч: создатели начисто игнорировали в нем историческую достоверность, путая века и даже тысячелетия, наряжая героиню в костюмы Нефертити, в то время как Клеопатра была современницей Римской империи и, соответственно, одевалась и причесывалась по римской моде. Но именно воплощенный Тедой Бара образ повлиял на все последующие экранизации, и вплоть до сегодняшнего дня большинство людей представляет себе Клеопатру именно такой.