Кризис власти в постсоветских странах — дело привычное. Грузия, Украина, Киргизия, Армения... Теперь той же волной накрыло Молдову.
Сохранят ли молдавские коммунисты главенствующие позиции в государственной иерархии после состоявшихся досрочных парламентских выборов?.. Однозначных прогнозов сегодня ни в самой Молдове, ни за ее пределами не делает никто. То, что Владимир Воронин теряет позиции и электорат, — очевидно. Прошедшая в стране выборная кампания уже вторая в этом году. С момента первой прошло... всего четыре месяца. Дело завершилось массовыми акциями протеста и требованиями пересмотра ее итогов. Национал-оппозиция даже сожгла и разгромила Дом Республики в Кишиневе. За столь незначительный срок коммунисты потеряли 5% голосов избирателей. Эксперты уверены, что этот показатель будет расти. Нет уверенности и в дееспособности вновь сформированного законодательного органа.
Выборы признаны состоявшимися. А вот сумеют ли новоизбранные слуги народа урегулировать ситуацию в стране, вопрос по-прежнему спорный. На первый взгляд, симпатии избирателей снова оказались на стороне коммунистов. Как отдельно взятая политическая сила, они пока опережают своих соперников (45,1% голосов). Однако суммарный перевес — не в пользу правящей партии. После подсчета бюллетеней выяснилось, что оппонирующая сторона все-таки приумножила свои шансы взять реванш. Либерально-демократическая партия получила 16,34% голосов (17 мест), Либеральная партия — 14,4% (15 мест), Демократическая партия — 12,5% (13 мест), альянс «Наша Молдова» — 7,4% (восемь мест). Итог выборов: 48 портфелей — у коммунистов против 53 — у оппозиции. «Фишка» в том, что для окончательного утверждения на политическом Олимпе ни той, ни другой стороне не хватает, пусть незначительного, но необходимого перевеса сторонников уже в самом парламенте.
Главная интрига выборов по-молдавски — в государственном устройстве страны. В 2001 году Молдова была объявлена парламентской республикой. За законодателями закрепили привилегию избирать главу государства. Согласно Конституции Молдовы, кандидатура президента должна быть одобрена 61 народным избранником из 101. Предыдущий «коммунистический» созыв с этой ответственной миссией не справился. Не хватило всего одного голоса. Сорвали процедуру голосования депутаты от оппозиции. Они бойкотировали процесс, в полном составе покинув зал заседания. Теперь оппоненты коммунистов, оказавшись в большинстве в законодательном органе, получили шанс взять политическую ситуацию под свой контроль. Правда, и им для полного успеха недостает 9 голосов. И уж рассчитывать на консенсус в этом вопросе с противоборствующим лагерем им явно не приходится.
В странах, не наигравшихся в «демократию», без эксцессов выборные кампании не проходят никогда. Сам процесс голосования в Молдове прошел спокойно. А вот фон ее как всегда был насыщен неоднозначными эпизодами. Пока противоборствующие стороны эксцентрично утверждались в политической состоятельности, Центризбирком Молдовы открыл охоту на «засланных казачков». Сначала в аэропорту Кишинева задержали представителей Грузии. Чуть позже за причастность к «цветным революциям» выдворили из страны нескольких представителей России, Казахстана и, как ни прискорбно, Беларуси. Трех белорусских гражданок, проводивших «мониторинг» избирательной кампании от имени могилевского объединения «Модес» («Молодежные демократические силы»), без излишних сентиментальностей депортировали из страны с запретом в последующие четыре года въезжать на территорию Молдовы. «Нас обвинили в финансировании молдавской оппозиции и в организации беспорядков в этом году 7 апреля, на прошлых выборах», — пожаловалась одна из депортированных белорусок. Других несостоявшихся экспертов из постсоветских республик постигла та же участь. Было объявлено о нежелательности их нахождения в стране и предложено в короткие сроки покинуть Молдову. После решительной фильтрации из 140 предполагаемых наблюдателей, фигурировавших в списке, только 53 получили официальную аккредитацию. Были зафиксированы и куда более воинственные вспышки электоральной эйфории. В городе Сынжера между кандидатами от оппозиционного альянса «Наша Молдова» и коммунистами завязалась ссора. Перепалка закончилась пальбой из огнестрельного оружия. Представитель альянса (заодно и его сын) были ранены и доставлены в больницу. Случай единичный, зато показательный!
Фигура Владимира Воронина по вполне понятным причинам устраивала Москву. Ситуация в Приднестровье была более или менее подконтрольна. От Кишинева никогда не исходило каких-либо существенных угроз. Даже такой спекулятивный вопрос, как вступление страны в НАТО, на повестку дня не ставился. Пришедшее в парламент большинство от оппозиции считается прорумынским, ориентированным на участие в западных военных и политических союзах. Правда, «прорумынским» его можно назвать лишь условно. Единства в этом вопросе нет. Да если бы и было, сомнительно, что Молдове удалось бы при нынешнем состоянии ее экономики реинтегрироваться в Румынию. И тут уже слово не столько за Бухарестом, сколько за Брюсселем. Вряд ли чиновники Евросоюза одобрят перспективу расширения за счет страны, явно «не дотягивающей» до европейских стандартов. Им хватает головной боли в лице самой Румынии и прочих дотационных периферий. К тому же в мире свирепствует финансово-экономический кризис, и тут уж самим «продвинутым» европейцам не до жиру. К чему дополнительная обуза? Уровень жизни в Молдове предельно низкий: пенсии мизерные, зарплаты редко перешагивают за стодолларовый барьер, трудоспособное население предпочитает искать работу где угодно, только не в своей стране — про молдавских гастарбайтеров слагают анекдоты.
В то, что законодатели нынешнего созыва смогут положить конец политическому хаосу, не верит никто. Пессимисты даже определились с возможными сроками следующих выборов — январь 2010 года. Влияния оппозиции хватит для того, чтобы выбрать спикера парламента. А вот смогут ли коммунисты и демократы определиться в выборе главы государства? Если нет, то вопрос перераспределения власти в стране остается открытым.