Порой даже в столице гастрольная афиша далека от идеала...
Скажу честно, порой даже в столице гастрольная афиша далека от идеала. Приходится потратить время, чтобы отыскать нечто из категории «нельзя пропустить». Что говорить про провинцию, куда звезды приезжают часто по «остаточному принципу» — только если есть «дырка» в графике. И каково же бывает их удивление, когда выясняется: халтура с тремя табуретками на сцене и деревянная «фанера» уже не проходят. Зритель становится все более искушенным, предъявляя вполне обоснованные требования к качеству выступлений. Увы, не все артисты выдерживают испытание провинцией.
Публика — не дура
В Новополоцке культурная жизнь характерна для типичного города–стотысячника: концерты московских поп–звезд, редкие антрепризы, выступления белорусских исполнителей. Но событий могло быть и больше, если бы наши артисты умели работать с аудиторией. Умели подать свой товар, как опытный купец на ярмарке.
— Сегодня мы столкнулись с довольно странной ситуацией, когда платить за зрелище отказывается именно молодой зритель, — начальник отдела культуры Новополоцкого городского исполнительного комитета Валентина Кищенко охотно говорит на тонкие гастрольно-кассовые темы. — Может быть, у людей старшего поколения еще с советских времен сформировалась эта привычка ходить на концерты, а молодежи эти культпоходы заменили интернет и телевидение?
Зритель, например, не отозвался на концерт минской группы «БЕЗ БИЛЕТА». Казалось бы, что может быть актуальнее? Но — факт: выступление прошло без ажиотажа. С чем это связано, не знаю. Мне кажется, артистам стоит внимательнее отнестись к зрительским ожиданиям. В самое ближайшее время мы проведем мониторинг, чтобы понять, чего сегодня хочет зритель.
Есть и еще один довольно любопытный момент. Как только артисты слышат, что предстоит выступить в Новополоцке, они поднимают свой «ценник» в 2 — 3 раза по сравнению даже с соседним Полоцком. Им почему–то кажется, что Новополоцк как нефтепромышленный центр — очень богатый город. Это не совсем так. Не все жители работают на богатых предприятиях. Как и везде, у нас есть врачи, педагоги, пенсионеры, просто малообеспеченные люди. Им культурные мероприятия порой просто не по карману.
Достать звезду с неба
— Белорусских звезд, которые сегодня действительно могут собрать зал на 500 — 600 мест на периферии, можно пересчитать по пальцам, — уверен директор Новополоцкого Городского дворца культуры Александр Рогачев. — А привезти можно кого угодно. Вопрос в том, сможет ли зритель оплатить билет. При нынешних гонорарах Григория Лепса, Стаса Михайлова или Елены Ваенги билет в зале на 600 мест будет стоить заоблачные деньги.
— Александр Петрович, какие–то концерты отменялись в последнее время?
— Выступления Эдиты Пьехи и московского цирка Юрия Никулина. Это произошло не по нашей вине. Подвела фирма–организатор.
— А кто у вас пользовался особым успехом?
— Замечательно отработали в городе Олег Газманов, Алексей Глызин, Юрий Куклачев с театром кошек, Валерий Золотухин со спектаклем «Собачье сердце». Великолепно прошел концерт Надежды Бабкиной. Она привезла те же декорации, которые были на ее концерте в Кремле. Вот на кого надо равняться нашим продюсерам. Когда они звонят мне и просят организовать концерт того или иного нашего засвеченного певца, пусть и мелькающего на TВ, я могу только развести руками. Я точно знаю: зритель на него не пойдет. Они могут сколь угодно выступать на крутых минских корпоративах, но в провинции их не знают.
Повернуть время вспять
Полноценная афиша города — это не только концерты и спектакли, но и собственные фестивали и конкурсы. Если их нет, говорить о самодостаточной культурной жизни региона не приходится.
Вот и решили неутомимый директор Новополоцкого ГДК Александр Рогачев и известный художник и промоутер Сергей Анищенко после долгого перерыва провести в Новополоцке Открытый конкурс юных исполнителей эстрадной песни «Халi–Хало», который когда–то собирал талантливых детей со всей Беларуси.
Именно на этом конкурсе свои первые шаги на эстраде сделали Наталья Подольская и Петр Елфимов: в 1995 году 13–летняя Наташа Подольская получила II премию, а 15–летний Петр стал обладателем Гран–при.
Авторитет, сплоченная команда, безупречная репутация конкурса сделали свое дело: принять участие в работе жюри вернувшегося из небытия «Халi–Хало–2011» уже согласились заслуженная артистка Беларуси Инна Афанасьева, художественный руководитель центра по подготовке талантливой молодежи имени В.Мулявина Светлана Стаценко, Петр Елфимов и другие корифеи. «Видимо, все помнят атмосферу «Халi–Хало» прежних лет: душевную и располагающую», — не скрывает радости автор идеи Сергей Анищенко, — потому и идут нам навстречу».
Звукорежиссером на фестивале выступит Олег Афанасьев — звукорежиссер «Славянского базара». В оргкомитет поступило 250 заявок со всей Беларуси и поступают до сих пор, но приходится отказывать — конкурс не резиновый.
Проект уже поддержал Новополоцкий городской Совет депутатов. Его председатель Михаил Бакевич уверен, что идея вполне может стать имиджевым проектом для Новополоцка.
Детские страхи Наташи Подольской
...По стечению обстоятельств на площадке полоцкого ДК «Стекловолокно» в день командировки как раз выступала лауреат конкурса «Халi–Хало», участница «Евровидения–2005» от России Наталья Подольская. Сергей Анищенко не преминул встретиться с Наташей, чтобы напомнить ей о начале карьеры и — чем черт не шутит — пригласить на фестиваль. Ну и пусть Наташа сегодня звезда, жена Владимира Преснякова, по сути своей она осталась нашей, скромной белорусочкой, могилевчанкой, добившейся всего своим трудом, талантом и усердием. Правда, Наташа, как и подобает светской даме, по поводу приезда на конкурс оставила интригу. К слову, собрала Подольская в тот вечер полный зал полоцкого ДК.
На репетиции в ней трудно было узнать пафосную московскую звезду — скромная девчушка, завернувшаяся в теплый платок. (В ДК было, мягко говоря, прохладно.) Время от времени Наташа откашливалась в кулачок, не сбавляя темпа репетиции. Легкая простуда давала о себе знать. За спиной, как надежные римские легионеры, стоял балет: два коренастых танцора синхронно оттачивали свои движения.
Но как только начался концерт, от простуды не осталось и следа. Подольская вышла в роскошном красном платье и подарила незабываемый вечер.
— Я очень хорошо помню конкурс «Халi–Хало», — уже после концерта вспоминала о начале своей карьеры Подольская. — Как выходила на сцену с трясущимися коленками, как жутко волновалась. Я думаю, в 13 лет это простительно.
— Наталья, сегодня вы приезжаете в Беларусь уже как в гости?
— Вовсе нет. У меня, наоборот, за это время как–то обострилось чувство дома. Я очень скучаю по своим. Я мечтаю о том, чтобы мы с Володей сделали тур по Беларуси. По крайней мере, я его на это настраиваю. Надеюсь, что он рано или поздно согласится. Для меня это был бы лучший подарок.
...После Полоцка Наташа отправилась в свой Могилев. Потом — опять Москва. А ее место на сцене полоцкого ДК вскоре займут пародист Геннадий Ветров и Стас Пьеха. Значит, круговорот впечатлений продолжится. А вместе с ним будут новые капризы, неожиданности и сюрпризы звезд. Ведь, если, по большому счету, провинциальные гастроли — лучшая проверка артиста не только на профессиональную пригодность, но и на человеческие качества.
Испытание провинциейПорой даже в столице гастрольная афиша далека от идеала...Скажу честно, порой даже в столице гастрольная афиша далека от идеала. Приходится...