«Мы влились в жизнь сельских людей, рассказали им об истории белорусской музыки»
18.02.2012
—
Новости Культуры
|
«ОРКЕСТР живого звука» — так называют этот заслуженный коллектив. И совершенно справедливо, ведь его маэстро активный противник фонограммы. Каждый концерт — приобщение к белорусскому музыкальному наследию, в первую очередь, жителей малых городов и сел. Для руководителя Национального академического концертного оркестра Беларуси профессора Михаила ФИНБЕРГА оркестр — семья. Наверное, поэтому почти все ответы на личные вопросы Михаил Яковлевич переводит в русло деятельности оркестра. Чем «дышит» сейчас коллектив, какими проектами он удивит в год своего 25-летия, узнавала у народного артиста Беларуси, лауреата Госпремии, премии Союзного государства, специальной премии Совета Министров имени В. Мулявина корреспондент «БН».
Досье «БН» Михаил Яковлевич ФИНБЕРГ родился в абсолютно немузыкальной семье. Его мама была прачкой, папа — простым рабочим. Жили под Мозырем в деревне Мелешковичи. В 47-м году родители переехали в Мозырь, где будущий дирижер и появился на свет. В Минское музыкальное училище Михаил Финберг попасть с первого раза не смог. После пятой неудачной попытки решил попробовать стать воспитанником военного оркестра в Курске. Учился там в музучилище, через несколько лет перевелся в Минск. В столице Беларуси поступил в консерваторию. Был круглым отличником, окончил вуз экстерном, за четыре года. Попав на работу в Минский цирк, Михаил Финберг создал оркестр, который по мастерству стал лучшим в системе цирков страны. Работал с Юрием Никулиным, Олегом Поповым, Мстиславом Запашным. Ныне трудится в Национальном академическом концертном оркестре Беларуси. — Михаил Яковлевич, Национальный академический концертный оркестр Беларуси без ложной скромности можно назвать вашим детищем. Вы стояли у истоков создания коллектива, вы — его бессменный руководитель, директор и главный дирижер... — Моя судьба связана с оркестром с 1987 года. Тогда новый коллектив назывался просто — Концертный оркестр Беларуси. Я стал собирать команду единомышленников, профессиональную и амбициозную. Так и всю дальнейшую свою жизнь, если хотите, буквально прожил в оркестре. Рано начинаю работать, очень поздно заканчиваю. Трудиться люблю: это факт. Может, это качество и помогло, когда мы только начинали. Тогда у концертного оркестра не было ни одной авторской программы на стихи белорусских поэтов. Признаюсь, сейчас в это даже не верится! Программы, посвященные классикам белорусской литературы — Максиму Богдановичу, Янке Купале, Якубу Коласу, Аркадию Кулешову, Владимиру Короткевичу, Адаму Мицкевичу... Это своеобразная антология белорусской эстрадной песни: всего на тексты белорусских поэтов подготовлено почти тридцать программ! Наверное, я просто безгранично люблю нашу историю, музыку и Беларусь. Поэтому сделал бы и делаю все, чтобы благодаря оркестру еще больше знали и еще больше любили Синеокую. — Ваш оркестр славится и собственными музыкально-художественными проектами. В калейдоскопе названий: «Шлягер на все времена», «Музы Нясвіжа», Международный фестиваль джазовой музыки, Национальный фест белорусской песни и поэзии «Молодечно», другие. Каким из проектов вы гордитесь больше всего? — Это, пожалуй, фестивали белорусской музыки в малых городах. Мы, скажу без ложной скромности, пионеры здесь: цикла фестов такой направленности до нас никто не проводил. От Несвижа до Хойников, от Чечерска до Заславля… География наших фестивалей белорусской музыки с каждым годом все шире. Городов-столиц таких фестивалей уже 17! Так мы влились в жизнь сельских людей, рассказали им об истории белорусской музыки, начиная с середины XVII столетия и заканчивая нашими днями. Сегодня нет такого белорусского композитора, чей концерт бы мы не сыграли. Фестивали стали традиционными. А когда выезжаем с концертом в какой-либо регион, проводим там обязательно научно-практические конференции при участии ведущих музыковедов Беларуси, ученых, множества коллективов, встречаемся со зрителями. Национальный концертный оркестр — признанный и авторитетный гранд-оркестр Европы. Коллектив — визитная карточка нашей страны: о Беларуси ведь знают далеко за ее пределами. Признаны заслуги оркестра в культуре на государственном уровне. За высокое исполнительское мастерство, большой вклад в развитие белорусского искусства коллективу в 1998 году присвоено звание «заслуженный коллектив Республики Беларусь». А еще через восемь лет Указом Президента впервые в стране оркестр получил почетный статус «национальный». В этом коллективе собраны уникальные музыканты, которые вместе уже не один год: спеты и сыграны. В составе оркестра работают камерные коллективы, которые своими концертами возвращают отечественное музыкальное наследие. В их репертуаре — произведения белорусских стародавних и современных композиторов, а также сочинения западноевропейской и русской классики. Камерные коллективы — это Биг-Бенд, струнный оркестр (самый крупный), ансамбли кларнетистов, трубачей («Інтрада»), флейтистов, струнный квартет, ансамбль солистов на деревянных духовых инструментах и вокальный ансамбль. В коллектив приходят музыканты только с высшим профессиональным образованием — выпускники Белорусской государственной академии музыки. В оркестре работают профессора, доктора и кандидаты, молодые аспиранты. Многие талантливые музыканты, к слову, родом из провинции... — Поэтому вы так много выступаете в провинции? — Это наше кредо — работать в малых городах! Глубинка должна быть постоянно втянута в культурную жизнь. На концерты в регионах приходят совершенно разные люди. Значит, в маленьких городах полюбили академическую музыку. Хотя мы работаем в разных жанрах. Понимаете, нет разницы — симфоническая это музыка, эстрадная или джазовая. Главное, чтобы она была качественной! Однако, к сожалению, у нас в Беларуси много некачественной и непрофессиональной музыки. — Михаил Яковлевич, вы слывете активным пропагандистом живого звука. Так ли это? — Да. Оркестр работает только вживую. Именно это и есть уровень исполнительского профессионализма, а не пение под фонограмму… Говорят, мол, какая разница? Но ведь во главе угла должно быть качество. А при таком подходе мы не научимся делать творческие музыкальные проекты. Беларуси не хватает интересных, концептуально «закрученных», национальных программ. Тогда и репертуар у наших исполнителей будет ярче: композиторы и поэты придут сами. — К слову, многие современные исполнители взошли на звездный небосклон Беларуси благодаря именно вашему оркестру… — Да, и это не секрет. Поиск новых талантов, причем не важно, из столицы или глубинки, — второе направление нашей работы. Мы собираем у себя интересных музыкантов и исполнителей, открывая с каждым годом все больше и больше новых имен. Но сейчас многие, кто стал знаменитым, почетным, заслуженным, и не вспоминают, что начинали с оркестра. Что поделаешь — у каждого свой путь к совершенству. — В этом году коллектив празднует свое 25-летие. Какими проектами удивите? — В январе мы отыграли «Минский джаз-2012», буквально вчера (17 февраля. — Прим. авт.) дали концерт в агрогородке Чисть Молодечненского района. День рождения у нас по календарю в феврале, но крупными концертами насыщен март. В 25-м, юбилейном, сезоне на протяжении четырех дней в Большом зале Белорусской государственной филармонии мы представим премьерные программы. Начнем с концерта памяти Людмилы Гурченко «Когда мы были молодыми» 26 марта. На следующий день сыграем песни-шедевры кино, радио и телевидения. 28 марта презентуем музыкальный проект «Новый шансон», где представим лучшие композиции современности этого жанра в собственной аранжировке. Завершим выступление юбилейным концертом 29 марта. Это будет сюрприз для зрителей: пока все карты открывать не буду. Конечно, в этом году мы продолжаем большое фестивальное движение — от региональных фестов белорусской музыки до таких крупных, как «Славянский базар». — Слышала, что в юбилейный год оркестр планировал открыть свой музей... — И это правда. Готовим экспозицию. Честно говоря, экспонаты начали собирать с первого дня нашей работы. В таком музее должно быть все, что касается организации оркестра: и первые сведения в ЦК КПБ, и первые репетиции, выступления... — И популярность... — Знаете, многие говорят, что наибольшую популярность оркестр приобрел именно после проекта «Угадай мелодию» с Валдисом Пельшем. Я с этим не до конца согласен. Конечно, роль этого проекта переоценить трудно, мы записали более 600 программ. Хорошая реклама. Но я думаю, что оркестр стал наиболее популярен после нашей работы в концертном зале «Россия», где мы отработали 38 программ. Все концерты, а длились они по пять-шесть часов, проходили вживую и только под наш аккомпанемент. Так что у оркестра была блестящая возможность показать себя. И мы ею успешно воспользовались. — Михаил Яковлевич, в знак признания персонально вашего вклада в укрепление творческих связей мастеров искусства России и Беларуси, высокого художественного и исполнительского мастерства оркестра в Москве заложена «Звезда Михаила Финберга». Коллектив удостоен многих наград. Какие вершины хотите еще покорить? — Знаете, мы ведь работаем не за звания и премии. Мы работаем в первую очередь для наших слушателей. Аплодисменты зрителей — лучшее признание. Татьяна УСКОВА, «БН» Фото из архива Национального академического концертного оркестра Беларуси
Смотрите стихи Без потерь на портале современного творчества. |
|