Попугай, печь, чертежи дворцов и военных лагерей. Что 350 лет назад рисовал министр обороны ВКЛ. 21.by

Попугай, печь, чертежи дворцов и военных лагерей. Что 350 лет назад рисовал министр обороны ВКЛ

18.01.2021 15:59 — Новости Культуры | Tut.by  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: Tut.by

Богатый магнат, владевший огромным состоянием, талантливый полководец, занимавший пост великого гетмана литовского (аналог современной должности министра обороны). А еще образованный человек и художник. Это характеристики Януша Радзивилла, об увлечении которого историки Николай Волков и Кирилл Карлюк написали книгу. Ее название — «Абрысы розныя»: малюнкі і чарцяжы гетмана Януша Радзівіла". Выяснили подробности об этом издании.


Портрет Януша Радзивилла. Работа Бартоломея Штробеля, 1634 год. Изображение: wikipedia.org

После приведенной выше характеристики Януш Радзивилл должен являться национальным героем. Но в массовом сознании он долгое время считался предателем. Да и сейчас воспринимается весьма неоднозначно. Почему?

В 1655 году Речь Посполитая вела одновременно войны с Московским государством и Швецией. Наши восточные соседи оккупировали почти всю территорию Беларуси. Чтобы спасти Великое княжество Литовское, Радзивилл пошел на союз со Швецией. Была заключена Кейдановская уния, согласно которой Швеция и ВКЛ становились единым государством под властью шведского короля (а союз с Польшей разрывался).

Современники Радзивиллу этого не простили, назвали предателем. Тем более что князь Януш умер в том же году в возрасте 43 года (вероятно, был отравлен), поэтому так и не смог оправдаться.


Авторы книги Кирилл Карлюк (слева) и Николай Волков. Изображение: facebook.com/abryssyrozne

Отчасти посмертной «реабилитацией» Януша может стать эта книга, ведь она как никакая другая подчеркивает масштаб его личности.

В ней опубликованы около 40 цветных изображений. Это черновые рисунки и чертежи Януша Радзивилла, оригиналы которых хранятся в Национальном историческом архиве Беларуси и Российской национальной библиотеке в Петербурге.

Среди них — самые разные изображения. Например, два живых существа. Первый — портрет шляхтича, сделанный на скорую руку. Автор датирует его февралем — апрелем 1652 года, когда Радзивилл приехал в Варшаву и принимал участие в заседании сейма.


Портрет шляхтича. Рисунок Януша Радзивилла. Изображение: facebook.com/abryssyrozne

— Сойм 1652 года увайшоў у гісторыю як першы сарваны праз выкарыстанне сумнавядомага права liberum veto. Асобай адказнай за гэта быў пасол Упіцкага павету Уладзіслаў Віктарын Сіцінскі. Паводле адной з версій ён пайшоў на гэта з-за незадаволенасці дэкрэтам датычна Шавельскай эканоміі, паводле іншай — выканаў жаданне Януша Радзівіла, які меў востры канфлікт з каралём Янам ІІ Казімірам. Цікава, што пазней у 1655 годзе Сіцінскі быў сярод падпісантаў Кейданскай уніі, — пишет Кирилл Карлюк.

— Існуе байка, што загінуў Сіцінскі праз удар перуна, што лічылася боскай карай. Насамрэч ён памёр пасля 1672 года з іншай прычыны. Муміфікаванае цела яшчэ ў ХІХ ст. захоўвалася ва ўпіцкім касцёле, бо, маўляў, зямля не хацела яго прымаць. Вось такое негатыўнае ўяўленне склалася да няшчаснага пасла ў асяроддзі мясцовага люду. Зараз немагчыма вызначыць, хто прыцягнуў увагу гетмана ў Варшаве. Цяжка сказаць, ці быў гэты намаляваны Радзівілам чалавек менавіта Сіцінскі, аднак пэўнае партрэтнае падабенства можна адшукаць у вельмі схематычнай гравюры ХІХ ст. яго парэшткаў. Вядома, давесці гэту версію паводле крыніц немагчыма, таму ў нашым выданні мы яе не высоўвалі.


Попугай. Рисунок Януша Радзивилла. Изображение: facebook.com/abryssyrozne

Другое живое существо, чье изображение есть в книге, — попугай. Оно сделано на скорую руку на краю бумаги рядом с планом усадьбы в Роси под Волковыском. Всего в «Абрысах розных» опубликованы планы двух деревянных дворцов. Кроме Роси это усадьба в Свядости на территории современной Литвы.


Чертеж печи. Рисунок Януша Радзивилла. Изображение: facebook.com/abryssyrozne

Среди других изображений — чертеж печи, сделанной в Борисове. По мнению авторов книги, это один из первых сохранившихся до наших дней в Беларуси индустриальных чертежей. А еще в издании представлены планы двух военных лагерей.

— На малюнках Януша Радзівіла падпісаны ўсе падраздзяленні, мы ведаем таксама характар іх расстаноўкі і адпаведна можна рабіць высновы аб арганізацыі арміі Вялікага Княства Літоўскага, — объясняет кандидат исторических наук Николай Волков. — На гэтым плане мы бачым дастаткова моцную армію ў 5−6 тысяч жаўнераў. Яна падзелена на дзевяць вялікіх палкоў, якія ў сваю чаргу складаліся з 5−8 падраздзяленняў. Пры гэтым кавалерыя пастаўлена па баках лагера, а пяхота і драгуны — па вуглах. Такая арганізацыя лагера паляпшала эфектыўнасць кіравання, садзейнічала падтрыманню высокай баяздольнасці і дазваляла ў выпадку небяспекі хутка разгарнуць войска.


План лагеря. Рисунок Януша Радзивилла. Изображение: facebook.com/abryssyrozne

Но в целом в сборе преобладает архитектурная тематика: чертежи фасадов и планы зданий, виды и планы городов. Некоторые планы выполнены «начисто»: то есть перерисованы с черновика.

Ценность рисунков огромна: многие из зданий, зарисованных Радзивиллом, не дошли до наших дней и исчезли во время конфликтов 1648—1667 годов (этот период называли «Потопом»).

Радзивилл значительно опередил свое время:

— Напрыклад, брама Спаскага манастыра ў Слуцку была замаляваная ў ўсіх чатырох бакоў, да таго ж быў зроблены план другога паверху. Магнат значна апярэдзіў свой час, бо падобныя абмеры архітэктурных помнікаў на нашых землях сталі масава выконвацца толькі ў ХІХ стагоддзі, — объясняет Николай Волков.


Изображение: facebook.com/abryssyrozne

Откуда у богатого магната любовь к рисованию?

— Яшчэ ў дзяцінстве Януш цікавіўся выяўленчым мастацтвам і з усіх заняткаў быў «асабліва схільны да малявання». Яго бацька Крыштаф Радзівіл выказваў жаданне знайсці адпаведнага настаўніка, які б мог развіць гэтыя здольнасці сына. Не вядома, хто ім стаў, але, напэўна, адзін з мастакоў, што працавалі для двара Крыштафа, — считает Кирилл Карлюк.

Да и сам Криштоф оставил после себя некоторые зарисовки. Хотя, по мнению историков, Януш имел куда более серьезные способности, чем его отец, которые к тому же он смог развить. Тем более что рисование было тогда распространено среди европейской элиты. А Радзивиллы однозначно являлись ее частью. Недаром Януш получил титул Князя Священной Римской империи на Биржах и Дубинках.

— Маляваць вучылі спадчыннікаў трону: захаваліся нататнікі з дзіцячымі практыкаваннямі ў маляванні маленькага Людовіка XIV і будучага Карла ХІІ, у якіх тыя дэманстравалі даволі выразны талент да гэтай справы. Пры наяўнасці падобных схільнасцей для дзяцей эліт нярэдка шукалі настаўнікаў для іх развіцця. У наступным XVIII стагоддзі маляванне ўвогуле стала важнай часткай адукацыі маладога арыстакрата, а складанне падарожных нататак і замалёвак падчас grand tour (асабліва ў Італію) было must have для кожнага адукаванага чалавека, — пишет Кирилл Карлюк.


Страницы книги. Изображение: facebook.com/abryssyrozne

Что касается монархов Речи Посполитой, то рисовать любил король Жигимонт Ваза — именно с его сыном Яном Казимиром у Януша Радзивилла случится конфликт.

Но даже на фоне этих монархов коллекция Януша Радзивилла является уникальной. Аналогов ее в Восточной Европе нет.

Рисунки занимают лишь часть книги. Николай Волков и Кирилл Карлюк написали подробный сопроводительный текст, прокомментировали все изображения. Ведь о сборе рисунков было известно еще с 1970-х годов, но полностью они нигде не публиковались. Также было непонятно, кто являлся их автором и с какой целью они создавались. Долгое времени считалось, что автором рисунков являлся Богуслав Радзивилл, кузен Януша.

На эту работу ушло несколько лет.


Саркофаг Януша Радзивилла после реставрации. Фото: facebook.com/kedainiukrastomuziejus

Также авторы оставили дневник переездов Януша Радзивилла, который активно путешествовал. Вот, например, список городов, в которых князь встречал Рождество и Новый год:

— 1615 — Вільня, 1628, 1629 — Лейпцыг, 1630 — Альтдорф (город в Швейцарии — Тут и далее прим. TUT.BY), 1632 — Лейдэн (город в Нидерландах), 1633 — Смаленск, 1636 — Орля (имение на территории современной Польши), 1637 — Варшава, 1640 — Свядасць (усадьба в Литве), 1641 — Біржы (город Биржай в современной Литве), 1648 — Берасце, 1649, 1650 — Варшава, 1652 — Барысаў, 1654 — Смілавічы, 1655 — Тыкоцін (город в Польше).

Такие активные поездки во многом повлияли на всех жителей современной Беларуси. Ведь многие рождественские традиции (например, елка с украшениями, образ святого Николая или традиция дарить детям подарки) распространились именно под немецким влиянием, а Януш часто бывал в Германии.

— Падчас сваіх падарожжаў прадстаўнікі эліт Вялікага Княства нярэдка маглі назіраць калядныя традыцыі Заходняй Еўропы, — считает Кирилл Карлюк. — Захавался нямала падобных апісанняў. Так, у 1694 годзе наваградскі харунжы Самуэль Казімір Швыкоўскі, які суправаджаў дачку Яна ІІІ Сабескага ў падарожжы да яе будучага мужа баварскага курфюрста, апісвае, як святкуюць Раство ў нямецкім Білефельдзе. А ў 1722 годзе нясвіжскі князь Міхал Казімір Радзівіл Рыбанька святкаваў каляды ў бліскучым Парыжы, дзе на яго заставіла каласальнае ўражанне навагодняя ілюмінацыя на Пале-Раяль. Пяць гадоў запар за мяжой (у Нямеччыне і Нідэрландах) адзначаў гэтыя святы і Януш Радзівіл.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Богатый магнат, владевший огромным состоянием, талантливый полководец, занимавший пост великого гетмана литовского (аналог современной должности министра...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА

© 2021 21.by