Совмин Беларуси получил уникальную возможность заработать для страны денег, а также подготовится осенне-зимнему периоду, который не предвещает ничего хорошего.
После вчерашнего выступления
А.Лукашенко, признавшего существование в здании
правительства некоего «крупного деятеля», которому
Беларусь обязана появлением на свет постановления №991,
правительству следовало бы подсуетиться и выделить
отдельный кабинет в здании Совмина с табличкой «Крупный
деятель». В это помещение можно было бы пускать за
определенную плату экскурсантов и туристов из других
стран, жаждущих взглянуть на рабочую обстановку
чиновника, способного одним предложением поставить на уши
всю страну.
Кроме того, можно данный кабинет превратить в музей,
экспонатами которого бы стали другие, аналогичные 991-му
постановлению по отсутствию здравого смысла документы
белорусского правительства, ответить за которые кроме как
«деятелю» некому. Кроме того, в этот кабинет уже можно
поместить постановление Минэкономики №179 (сентябрь 2008
года) и периодические устно-телефонные запреты на покупку
валюты под импортные контракты.
991 постановление было отменено, но поскольку ситуация в
стране не изменилась - экспорт не оживился, отрицательное
сальдо внешней торговли не сократилось, а золотовалютные
резервы не выросли - документов, чем-то напоминающих
991-е ждать придется недолго.
По данным Нацбанка Беларуси золотовалютные резервы,
рассчитанные по стандартам МВФ, увеличились в июле на
$514,8 млн (19,4%) и на 1 августа составили $3164.7 млн
против $2649.9 млн на 1 июня. Рост ЗВР стал возможен
благодаря второму траншу кредита МВФ на сумму $679,2 млн,
который поступил в Беларусь в начале прошлого
месяца.
С начала года ЗВР страны увеличились всего на $103.6 млн
(3,4%) с $3061.1 млн на 1 января текущего года. Напомним,
в июне сокращение составило $587,7 млн после снижения на
$327,2 млн в мае, на $390,4 млн в апреле, роста на $628,5
млн. в марте, на $398 млн в феврале, и сокращения на
$132,4 млн в январе.
Фактически, это означает, что страна за 7 месяцев
текущего года просто вбросила в складские запасы почти 3
млрд. долларов, полученных в виде займов и прямых
инвестиций. Помимо упомянутого выше очередного транша
кредита МВФ, Беларусь получила также в январе первый
транш кредита на $788 млн. Кроме того, в феврале в
Беларусь поступили $625 млн от продажи пакета акций ОАО
"Белтрансгаз", в марте кредит РФ на сумму $500 млн, а
также $250 млн предоплаты за транзит российского
газа. Валюта тает на глазах. И хотя в июле темпы снижения ЗВР
замедлились, в прошлом месяце уже никто не разгонял слухи
о девальвации белорусского рубля в очередные выходные -
население успокоилось. В этой связи прогнозы МВФ и
белорусских чиновников больше не внушают того оптимизма,
который еще в некоторой степени был хоть как-то уместен
буквально пару месяцев назад. Российский кредит в 500
млн., выделение которого до конца текущего года по оценке
МВФ должно было избавить Беларусь от проблем с разрывом
валютного финансирования, уже не спасет ситуацию. Стране
придется искать кредиты и на весьма недетские
суммы.
Еще в июне основная ставка была сделана на резкое
увеличение валютной выручки за счет экспорта калийных
удобрений во втором полугодии 2009 года, в первую очередь
за счет контрактов с Индией и Китаем. Однако буквально за
июль ситуация с ценами на калий на мировом рынке
испортила все планы белорусских чиновников и поставила
крест на оптимизме МВФ.
Так в июле Белорусская калийная компания (трейдер
Беларуськалия и Уралкалия) заключила контракт с компанией
Indian Potash Ltd (IPL) на поставку 675 тыс. тонн калия в
2009-2010 гг по цене 460 долларов за тонну, в то время
как в 2008 году Индия платила $625 за тонну калия при
объеме в 750 тыс. тонн. Несложно подсчитать сокращение
ожидаемой валютной выручки.
В настоящий момент БКК ведет непростые переговоры с
Китаем. Однако печальные новости на калийном рынке не
сулят белорусскому экспортеру ничего хорошего. Снижение
цены на поставляемый в Индию калий мгновенно отразилось
на позиции китайских переговорщиков. Так, на прошлой
неделе появилась информация о том, что Китай хочет цену в
400 долларов за тонну. Эксперты считают, что стороны в
итоге договорятся на $425.
Вовсе не случайно и не по ошибке Минэкономики Беларуси
понизило на 25% минимальные экспортные цены на калий:
мелкозернистый с 400 до 300 долларов за тонну, на
гранулированный - с 410 до 310 долларов за тонну.
Ситуация усугубляется и тем, что на данный момент
складские запасы Китая составляют около 2-3 млн. т. И
лишь после их сокращения до 1 млн. тонн Китай будет готов
заключать новый контракт. Прошлый контракт с Китаем
предусматривал поставку 1 млн. тонн калия по цене $650
долларов за тонну. Какой объем стороны подпишут на этот
раз, сказать сложно, но снижение будет однозначно.
Еще одна порция неприятных новостей пришла со спотового
рынка. Так в Бразилии были зафиксированы две сделки по
продаже калия по цене $525 за тонну (CFR). В марте-мае
БКК отгружала калий в Бразилию по цене 750 долларов за
тонну для крупных импортеров и 765 долларов за тонну для
небольших импортеров. Ранее действовавшие цены БКК были
установлены с 1 июля 2008 года и составляли 1000 долларов
и 1010 долларов за тонну соответственно.
Следует отметить, что невелика отдача и от
нефтепереработки. Из-за падения цен на нефть и
нефтепродукты эта валютоприносящая отрасль белорусской
экономики уже не способна покрыть валютные расходы,
связанные с промежуточным импортом.
Калий и нефтепродукты, отчасти экспорт продовольствия -
это, пожалуй, весь багаж, с которым Беларусь вступает в
самую нелегкую часть года. Рассчитывать на увеличение
экспорта машиностроительной и прочей продукции в условиях
кризиса пока не приходится. Несмотря на определенный
оптимизм и предположения, что мировая экономика, в том
числе и экономика России, нащупала дно, говорить о
восстановлении спроса слишком преждевременно.
Единственный шанс - очередные уступки со стороны МВФ в
виде очередного, второго за год увеличения
финансирования. И ради этого власти уже в августе -
приезд очередной миссии МВФ - будут готовы стать в любую
позу. Но думается, что никакой изгиб или прогиб уже
больше не поможет. МВФ потребует то, чего больше всего не
хотелось бы делать властям - изменения стратегии.
Но поскольку власти страны до сих пор не готовы к
стратегическим изменениям экономической модели,
предполагающие не самые популярные среди населения меры,
творчество «крупного деятеля» будет весьма востребовано в
ближайшие месяцы. Страна еще не раз охнет от очередного
текста постановления или указа, вышедшего из стен
белорусского правительства.
Совмин Беларуси получил уникальную возможность заработать для страны денег, а также подготовится осенне-зимнему периоду, который не предвещает ничего хорошего.