Бизнес-союзам требуется закон. 21.by

Бизнес-союзам требуется закон

08.09.2009 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В нашей стране действует ряд предпринимательских объединений, роль которых в жизни общества не сможет отрицать даже самый заядлый их критик. Руководители этих объединений официально включаются в различные комиссии, советы, рабочие группы при правительстве и других госорганах. Их привлекают к разработке проектов нормативных актов, им направляют на экспертизу различные проекты документов, обращаются за предложениями по решению самых разных проблем.

Валерий ФАДЕЕВ, советник МФК, заслуженный юрист Беларуси

Бизнес-объединения внесли свой вклад в отмену ряда непродуманных, а иногда и идущих вразрез с законодательством и здравым смыслом решений. Пример тому — отмена нашумевшего постановления № 991, против которого все бизнес-союзы выступили дружно и скоординированно.

И все же предпринимательские объединения пока не смогли обрести ту нишу, которую они могли бы по праву занимать. Этому мешает целый ряд проблем. В их числе — недостаточная численность членов, слабая материальная база (в т.ч. проблемы с арендой), недостаточный интеллектуальный потенциал, проблемы взаимоотношений с госорганами, а отсюда — невозможность в должной мере лоббировать интересы бизнеса.

Некоторые из проблем являются прямым следствием слабости конкретных организаций, но большинство связано с их недостаточной легализацией. Еще недавно в одной организации не могли состоять физические и юридические лица, поскольку объединение первых регламентировалась Законом от 4.10.1994 № 3254-XII «Об общественных объединениях», а вторых — ст.ст.121-123 ГК. Затем в кодекс были внесены изменения, позволившие включать в объединения индивидуальных предпринимателей.

Однако возможность членства юридических и физических лиц в одной организации не решает большинства названных выше проблем. Для этого требуется закон, регулирующий статус объединений предпринимателей, тем более что в Беларуси, в отличие от России, нет законов о саморегулируемых организациях либо об объединениях работодателей, которые в принципе могли бы легализовать объединения предпринимателей.

Для создания такого законопроекта можно использовать структуру Закона № 3254-XII, который базируется на соответствующих нормах ГК. Вместе с тем должна быть учтена специфика этих объединений. Главной их целью, исходя из опыта ныне действующих, должно стать создание благоприятных условий для развития и поддержки предпринимательства, представление и защита законных прав и интересов их членов.

Как их потом называть?

Бизнес-союзы должны быть объединениями юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательством. В связи с этим возникают терминологические проблемы. Ведь согласно ст.121 ГК объединения юридических лиц и ИП — это ассоциации и союзы. В проекте же закона объединения будут «первичным» звеном, а уже дальше они могут объединяться в ассоциации (союзы). Здесь возникнет проблема и для действующих бизнес-союзов, поскольку большинство из них действительно выступает в статусе именно союзов (ассоциаций). Выходом стала бы возможность оставить за низовыми звеньями название «союзы (ассоциации)», а для их объединений использовать, например, названия «конфедерация» либо «союз союзов». Однако такие формы отсутствуют в ГК.

Избежать конфликта интересов

Некоторые полагают, что членами объединений могут быть руководители предприятий как самостоятельные субъекты. Однако они, за отдельными исключениями, не являются предпринимателями, что подрывает саму идею предпринимательских объединений. Кроме того, если, к примеру, членами объединения будут и руководитель, и само предприятие, тогда может возникнуть конфликт интересов.

Объединения должны быть напрямую отнесены к субъектам инфраструктуры поддержки предпринимательства со всеми вытекающими последствиями. Согласно же имеющемуся проекту закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства» к таким субъектам относятся только центры поддержки предпринимательства (ЦПП) и инкубаторы малого предпринимательства. Объединения указаны среди «иных организаций», осуществляющих поддержку МСП. Было бы также целесообразно предоставить право объединениям создавать и ЦПП, и инкубаторы, и другие структуры поддержки МСП либо участвовать в них.

Саморегулирование

Принципами деятельности объединений и их союзов должны быть законность, добровольность, самостоятельность, гласность и саморегулирование. Последнее для нашего законодательства в новинку. Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 1.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Такая деятельность может оказаться хорошим подспорьем для государства и предпринимателей, поскольку способна заменить целый ряд затратных и не всегда целесообразных процедур: лицензирование, аттестация, сертификация, регистрация и др. Кроме того, выработанные совместно стандарты и правила будут исполняться, несомненно, более эффективно, чем навязанные «сверху».

Партнерство в законе

Особо должны быть урегулированы отношения объединений с государством. Они должны строиться на основе партнерства. Госорганы и органы местного управления и самоуправления обязаны учитывать мнение объединений, союзов по вопросам, входящим в их компетенцию, а также иметь право передавать объединениям, союзам отдельные вопросы своей компетенции, установленном законодательными актами. Необходимо по аналогии с российским Законом № 315-ФЗ предоставить объединениям и союзам право участвовать в обсуждении проектов нормативных актов; вносить в госорганы предложения; запрашивать у них необходимую информацию и т. д.

В качестве учредительных документов и объединений, и союзов должны выступать только уставы (сегодня для союзов еще и учредительный договор).

Управление и регистрация

В отношении органов объединений и союзов может быть избрано два подхода: жесткая регламентация, в т.ч. определение в законопроекте компетенции, особенно высшего органа, или «свободный» выбор форм управления. Второй вариант представляется более предпочтительным.

Госрегистрация указанных субъектов должна носить заявительный характер, а количество представляемых при этом документов — минимальным: заявление, устав, документ об уплате госпошлины. Предлагается, чтобы регистрацию объединений и союзов всех уровней, как и субъектов хозяйствования, осуществляли местные органы. Учитывая же то, что объединения должны быть участниками социального партнерства и субъектами инфраструктуры поддержки предпринимательства, полагаем, что какой-то орган (скорее всего, Минэкономики) мог бы вести реестр объединений и союзов.

Бизнес-союзам требуется легализация статуса

Контроль за соответствием деятельности объединений, союзов закону и уставам должны осуществлять регистрирующие органы.

Однако их права, в отличие от прав общественных объединений, должны быть значительно ограничены. И, конечно же, абсолютно неприемлемо требование составлять сложные формы ежегодной отчетности, существующие сегодня для общественных объединений.

Основанием для ликвидации, по решению суда, могут быть: нарушение объединением (союзом) законодательства или их учредительных документов в течение года после вынесения письменного предупреждения, нарушения учредителями законодательства при госрегистрации объединения (союза), носящие неустранимый характер, а также несоответствие численности и состава объединения (союза) требованиям Закона.

Предупреждение, как мера ответственности, вероятно, может быть оставлено (по аналогии с общественными объединениями), хотя и это не бесспорно, а вот приостановление деятельности однозначно следует исключить.

Больше прав

Среди прав, которые должны иметь объединения, союзы, можно особо выделить следующие:

учреждать собственные средства массовой информации и вести издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством;

защищать права и законные интересы, а также представлять законные интересы своих членов в госорганах, судах и иных организациях;

вносить в госорганы и органы местного управления и самоуправления предложения по вопросам, входящим в их компетенцию;

принимать участие в подготовке проектов нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, в порядке, установленном законодательством;

разрабатывать и утверждать стандарты поведения для их членов, в т.ч. стандарты профессиональной деятельности;

организовывать третейские суды и другие органы для разрешения спорных вопросов между их членами;

оказывать организационное, методическое, консультационное и информационное содействие членам объединения в совершенствовании производственной деятельности, внедрении и освоении новой техники и технологий, совершенствовании систем управления производством и контроля качества, маркетинга и рекламе продукции;

помогать своим членам в организации обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Объединения должны получить право для достижения уставных целей осуществлять предпринимательскую деятельность, а также создавать (участвовать в создании) предпринимательские структуры.

Если объединениям будут передаваться отдельные функции, которые раньше осуществляли госорганизации, они должны иметь право пользоваться в связи с этим соответствующим финансированием. Крайне важно разрешить членам объединений включать членские и другие взносы в себестоимость, а также в затраты, учитываемые при исчислении налога на прибыль. Государство от этого вряд ли много потеряет, но приобретет гораздо больше.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В нашей стране действует ряд предпринимательских объединений, роль которых в жизни общества не сможет отрицать даже самый заядлый их критик. Руководители этих объединений официально включаются в различные комиссии, советы, рабочие группы при правительстве и других
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика