Незадействованный потенциал. 21.by

Незадействованный потенциал

12.10.2009 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Современная логистическая инфраструктура притянет в Беларусь больше грузов.На это обратил внимание заместитель министра экономики Беларуси Андрей Тур 7 октября в ходе Белорусского транспортного конгресса.

Пока только один "кирпичик".

Беларусь находится между двумя крупными экономическими центрами - Евросоюзом и Россией. С одной стороны, Беларусь граничит с государствами ЕС с общим ВВП 11,5 трлн. USD, с другой - с Россией, ВВП которой в 2008 году составил 1,8 трлн. USD. "Не следует также забывать о начале работы Таможенного союза с 1 января 2010 года", - заметил А. Тур.

Имея такое уникальное геоположение и создав в стране современную транспортно-логистическую инфраструктуру, Беларусь могла бы часть логистических операций в России "перетянуть" на себя. В частности, сократив у себя срок проведения логистических процедур до недели, разгрузить Москву и Подмосковье от части логистических услуг, на осуществление которых уходит 12-13 дней.

Именно транспортная логистика во многом должна предопределять социально-экономическое развитие Беларуси уже в ближайшей перспективе, подчеркнул А. Тур.

Но то, что мы делаем в транспортной логистике, - это лишь первый шаг, первый "кирпичик", добавил он. Тем более что под развитием транзита следует понимать, по его словам, не только строительство складов и дорог, обновление автомобильного и железнодорожного парка. "Транспортная логистика - это колоссальные возможности для инвестирования в информационное обеспечение, в идентификацию товаров и грузов, в банковскую сферу - все то, что включает в себя понятие "логистика", - подчеркнул замминистра.

И уже поэтому логистическая деятельность представляет очень интересную сферу приложения капитала и инвестирования, добавил он.

Задача: "завязать" на себя Европу и Азию.

О том, что перед Беларусью стоит задача максимально использовать свои транзитные возможности, говорил на конгрессе и министр транспорта и коммуникаций Иван Щербо.

Конечно же, правительство хотело бы рассматривать развитие логистики в качестве одного из приоритетов в реализации антикризисных мер.

Ведь создание в стране сети транспортно-логистических центров с современной инфраструктурой и технологиями могло бы заметно увеличить долю логистических услуг в ВВП. Если бы Беларуси удалось переключить на себя значительную часть грузов, идущих из Китая в Европу и обратно, то даже в условиях кризиса страна смогла бы заметно увеличить дивиденды от экспорта транспортных услуг.

Сейчас Минтранс собирается активизировать работу по созданию условий для транзитных грузопотоков и прежде всего в евроазиатском направлении, где расположены основные грузообразующие страны - Россия, Казахстан, Китай, Япония. По оценкам, только объем китайских грузов в этом направлении составляет около 150 млн. т в год.

Между тем, как отметил министр, нынешнее распределение грузопотоков между международными транспортными коридорами на евроазиатском направлении не в полной мере учитывает потенциальные возможности Беларуси.

По его словам, сейчас неиспользуемые резервы возможностей II международного транспортного коридора в направлении стран Центральной и Западной Европы по железнодорожному транспорту составляют 40 млн. т, а по автомобильному - 10 млн. т. Кстати, в связи со снижением спроса на транспортные услуги эти резервы растут.

"В условиях мирового финансового кризиса Беларусь заинтересована в более интенсивном использовании своих транспортных коммуникаций для перевозки грузов на евразийском направлении, и для этого в стране созданы все условия", - констатировал министр.

Нарастить транзитный грузопоток Минтранс намерен в первую очередь за счет совершенствования технологии перевозок грузов прямыми ускоренными поездами и прежде всего контейнерными.

По территории Беларуси сейчас курсируют ускоренные контейнерные поезда "Восточный вектор", "Казахстанский вектор", "Монгольский вектор", белорусско-литовский "Викинг". В июне 2008 года Белорусская железная дорога отправила первый демонстрационный контейнерный поезд ZUBR из Новополоцка в Рижский порт.

Как отмечалось, эффективное наполнение грузопотоков в евразийском направлении требует согласованной политики в развитии международных транспортных коридоров. По словам И. Щербо, нужно инициировать рассмотрение этой проблемы в международных транспортных организациях, например в Комитете по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии

Что касается белорусской стороны, то здесь она занимает активную позицию. Вот совсем свежий пример: транспортные ведомства Беларуси, Китая и Литвы планируют 19 октября в Вильнюсе подписать меморандум о развитии отношений в области транзитных перевозок. Как отметил И. Щербо, подписание этого документа позволит увеличить транзитный поток грузов из Китая через Беларусь в сторону балтийских портов, в первую очередь - Литвы.

Министр транспорта обратил внимание, что в странах Азии уже создана современная сеть транспортно-логистических центров. "Чтобы связать их с Европой, нужен транспортный коридор через Беларусь", - констатировал министр.

Эффективный механизм финансирования.

Однако вряд ли этот коридор будет востребован, если в стране не создать современную логистическую инфраструктуру. По экспертным оценкам, объем обработки грузов в транспортно-логистических центрах Беларуси может составить 30 млн. т в год.

По словам И. Щербо, региональные транспортно-логистические центры общего пользования целесообразно разместить в областных городах, где есть развитые транспортные узлы, промышленные и торговые объекты и традиционно высокий спрос на перемещение грузов.

Располагаться они могут в СЭЗ. Но не все они имеют необходимые площадки для строительства современных транспортно-логистических центров, поэтому уже сегодня ведутся проработки по изменению границ СЭЗ.

Внешнеторговые грузы могут перерабатываться не только в областных центрах, но и в других городах. Перечень их известен - это Барановичи, Бобруйск, Борисов, Жлобин, Мозырь, Орша и Пинск. Но по инициативе местных органов власти список городов может быть расширен. Например, Гродненский облисполком уже внес предложение о строительстве транспортно-логистического центра в Лиде и выделил участок земли для этих целей.

И. Щербо пояснил, почему Минтранс заинтересован в привлечении инвесторов для строительства транспортно-логистических центров.

Дело в том, что большинство белорусских складов по степени оснащенности и техническому состоянию относятся к складам категорий "С" и "D", а вот складов категорий "А" и "В", которые могли бы быть использованы в логистических технологиях, мало. По оценке министра, для создания современного транспортно-логистического центра необходимо около 1 млн. USD инвестиций на 1 га площади. Такими инвестициями отрасль не располагает, констатировал И. Щербо.

Помощь Беларуси в создании современной логистической инфраструктуры предложил директор департамента транзитной политики министерства сообщения Латвии Андрис Малдупс. "У нас есть возможность создавать совместные транспортно-логистические центры", - сказал он, подчеркнув, что латвийские компании сейчас также активно работают над привлечением китайских и казахстанских грузов.

В свою очередь ведущий специалист компании "Логистик партнерс" (Рига) Янис Зелменис рассказал о европейском опыте использования частно-государственного партнерства при создании логистических центров.

В кулуарах участники конгресса активно обсуждали возможности применения европейского опыта в белорусской практике. Интерес к теме подогрело оптимистичное заявление латвийского эксперта. Он отметил, что реализовать механизм частно-государственного партнерства как наиболее эффективного и реального способа финансирования строительства современных логистических центров в Беларуси можно уже на базе существующего законодательства.

Справка "БР"
В Беларуси всеми видами транспорта общего пользования в 2008 году перевезено 248,5 млн. т грузов, что на 6,8% больше, чем в 2007 году.
Объем грузоперевозок организациями автомобильного транспорта увеличился на 10,8% и составил 96,6 млн. т, из них организациями Минтранса перевезено 64,9 млн. т грузов. Перевозки грузов железнодорожным транспортом увеличились на 4,2% и составили 146,8 млн. т.
При этом транзитом, по данным Минтранса, перевезено более 170 млн. т, в том числе железнодорожным транспортом - свыше 50 млн. т грузов, грузовыми автомобилями различных организаций - более 11 млн. т транзитных грузов.
Над территорией Беларуси ежедневно пролетает от 500 до 700 самолетов. Авиационные перевозчики используют воздушное пространство республики для прокладывания маршрутов из Японии, Австралии и Сингапура в Европу, а из Америки - на Ближний Восток. Через Беларусь летают воздушные суда более 920 авиакомпаний из 96 стран мира, из года в год их число увеличивается. Все 7 аэродромов Беларуси имеют допуск к обслуживанию международных полетов.
Доходы от транзита за 2008 год составили 2,6 млрд. USD.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Беларусь использует свои транзитные возможности пока лишь на 20%Потенциал для пятикратного увеличения транзитных возможностей имеет сегодня Беларусь исходя из своего географического положения, протяженности дорог и близости к Евросоюзу и России.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика