Депутат: Собственное жилье – это забота, прежде всего, самого человека, а не государства. 21.by

Депутат: Собственное жилье – это забота, прежде всего, самого человека, а не государства

03.12.2009 11:23 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В стране ускоренными темпами идет строительство домов и квартир, но точно так же растет очередь желающих улучшить свои жилищные условия с помощью льготного кредита. Между тем, по мнению Алексея Кузьмича, депутата Палаты представителей Национального собрания Беларуси, льготные кредиты разоряют государство. О том, что может стать достойной им альтернативой и почему нужно менять сознание застройщиков, наш гость рассказал в студии TUT.BY.
 
 
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Ощущаете ли в
ы по работе со своим избирателями, что "квартирный вопрос" стоит у людей на первом месте?
 
Наверное, это действительно так. Наряду с вопросами по жилищно-коммунальному хозяйству, вопрос о жилье – самый животрепещущий. Основные вопросы избирателей, которые приходят к нам на прием или пишут письма, касаются покупки жилья, постановки в очередь, ситуации с отменой очередей на строительство жилья на предприятиях.
 
Какие еще проблемы беспокоят избирателей?
 
Жителей страны беспокоят вопросы жилищно-коммунального хозяйства, размещения объектов социально-культурного быта, нарекания на работу медицинских учреждений. Есть вопросы по поводу флоры и фауны, отношения родителей к учебникам. Очень часто люди приходят с конкретными предложениями по разным вопросам.
 
По решению жилищных вопросов вносятся какие-то конструктивные предложения?
 
Предложения не вносят, а чаще жалуются. Например, у нас был случай, когда спортсменка обратилась к нам с просьбой немного подвинуть ее в очереди, пустить раньше остальных. Когда мы стали разбираться в ситуации, оказалось, что в том учреждении, где она работала, строился дом, о чем эта женщина и знать не знала. Наши люди очень мало информированы.
 
Как вы полагаете, президентский Указ № 543 способен сократить очереди нуждающихся?
Стоит ли искусственно ограничивать численность населения Минска?
 
Этот указ не настолько радикальный, чтобы можно было оправдать наступившую реакцию со стороны очередников. Изменения, которые были приняты в указе, коснулись, в первую очередь, тех людей, которые, находясь в очереди на улучшение жилищных условий, уже имели жилье, а также семей, члены которых стояли в разных очередях в разных районах или по месту работы.
 
Указ в меньшей степени касается людей, которые действительно нуждаются в жилье. Могла быть волна протеста тех, кто по 10-15 лет живут в общежитии и ждут очередности. Этот указ уменьшит приток вновь принимаемых в очередь. Те же, кто в ней состоит, в ней же и останется.
 
Изменения заключаются в следующем: если, например, супруги стояли в очередях в разных районах, при подходе очереди получит квартиру один. Если молодой человек был членом семьи и стоял в очереди вместе с родителями, то когда он обзаводился своей семьей, становился на очередь со дня постановки вместе с родителями. Сейчас же в очередь он станет со дня своего совершеннолетия.
 
Сегодня никто не мешает любому жителю страны приехать в Минск и построить там квартиру на коммерческих условиях. Но несправедливо позволять человеку, у которого есть квартира, скажем, в Бегомле или Витебске, строить по льготному кредиту еще и квартиру в Минске.
 
Минск – это большой город, а по рамкам республики вообще его можно считать мегаполисом. Но необдуманный приток населения в столицу недопустим. Государственная политика должна работать еще и по этому вопросу.
 
Что, на ваш взгляд, мешает более эффективно решать вопросы с удовлетворением жителей столицы жильем?
 
Первое, что необходимо сделать, - это провести очень серьезную ревизию жилья. Вокруг Минска у нас построены огромные коттеджи, в которых, в принципе, живут минчане. Не исключено, что, имея коттедж в 400-500 квадратных метров под Минском, люди стоят в очереди на льготное строительство жилья в столице. Поэтому ревизия необходима, но она должна быть безобидной для человека: если он построил такой коттедж, он может построить и квартиру за свои деньги.
 
Кроме того, необходимо проанализировать существующий строительный комплекс. К сожалению, из-за кризиса многие коммерческие организации не хотят строить жилье по существующим ценам. Есть социальное жилье, жилье для очередников, ЖСК. Коммерческие организации не хотят заниматься ЖСК, потому что для них это не выгодно.
 
Когда Президент заявил, что все построенные дома должны быть заселены, коммерческие организации немного приостановили строительную деятельность. По этому поводу была большая полемика о том, будут ли снижаться цены на сданные квартиры. Все будет зависеть от стоимости материалов: если цену на цемент, производимый в Беларуси, мы можем регулировать, то стоимость металла, энергоносителей, других стройматериалов, которые мы импортируем, диктовать не можем. Поэтому стоимость квадратного метра будет такая же, какая есть сейчас.
 
Не нужно говорить, что 600-700 долларов за квадратный метр намного превышает себестоимость – именно по такой цене продают сегодня квартиры в ЖСК очередникам, у которых подошла очередь на строительство жилья.
 
Форсированный рост жилищного строительства требует огромных ресурсов. В этом году в Беларуси будет построено шесть миллионов квадратных метров жилья, с 2011 года планируется выйти на десять миллионов квадратных метров жилья в год. Законодатели успевают реагировать на потребности этой отрасли?
 
К 2011 году стоит задача выйти на строительство квадратного метра жилья на человека. Но нужно учитывать, что в развитых странах средняя заработная плата соответствует стоимости квадратного метра жилья, а у нас стоимость квадратного метра опережает среднюю зарплату почти в полтора раза.
 
Государство платит большие деньги за льготные кредиты населению. В этом году запланировано более триллиона рублей погашения долгов банкам, которые выдавали кредиты. Чем больше жилья будет строиться, тем больше льготных кредитов будет выдаваться, и долги государства перед банками будут нарастать, как снежный ком.
 
Для того, чтобы сегодня получить льготный кредит, необходимо, чтобы доход на человека составлял 1 миллион 163 тысячи рублей. Но ведь недостаточно просто построить дом, надо как-то жить, растить детей, и часто у людей просто не оказывается средств, чтобы на протяжении двадцати лет выплачивать кредит. Поэтому может возникнуть ситуация, когда строители наставят коробок, а потом мы будем думать, кому их отдавать, чтобы содержали. Поэтому государственная политика должна быть направлена на то, чтобы сбалансировать строительство и финансирование. Система финансирования и кредитования жилья должна быть изменена: в строительстве должны участвовать деньги тех, кто строит жилье, а не ждет льготного кредита.
 
Над какими законодательными инициативами в области жилья сейчас работают депутаты?
 
Не так давно прошли парламентские слушания по состоянию и перспективам развития законодательства в сфере жилищного кредитования. Главная мысль этих слушаний состоит в том, чтобы заинтересовать дольщика в том, чтобы самому строить квартиру. У нас пока получается наоборот – государство думает, как дать возможность дольщику построить квартиру. Было вынесено очень интересное предложение: человек накапливает определенную сумму в сбербанке на специальном счете. После того, как человек накопил 40-50% стоимости жилья, банк дает ему недостающую сумму под самый низкий процент. Таким образом, сокращается время ожидания, так как очередь не будет играть никакой роли, человек заинтересован строить себе жилье. Сейчас же мало кто из очередников думает о том, как построить жилье – они думают, как дождаться очереди и получить льготный кредит.
 
Бывают ситуации, когда люди живут в общежитии, а ездят на "Мерседесе". Но, например, в арабских странах все наоборот: люди ездят на осле, в порванных штанах, но строят дом. У нас произошел переворот в сознании: в рекламе не показывают, как люди строят дом, а агитируют покупать лотерею, чтобы стать богатым.
 
На парламентских слушаниях выступали представители Казахстана и Германии. В этих странах уже давно работает система жилищных стройсбережений: в Германии несколько десятилетий, в Казахстане – шесть лет. Представитель Казахстана заявил, что их главная задача – создать узнаваемость банка: они пропагандируют и рассказывают, как выгодно открывать счета, накапливать деньги в банке. Это выгодно и банку, который пускает эти средства в оборот, и самому вкладчику, который получает определенный доход и может рассчитывать на помощь государства.
 
Кстати, в нашем "Беларусбанке" есть программа жилищных накоплений, но кто о ней знает? Например, за 17 лет существования программы жилищных накоплений в Словакии вкладчиками стало более миллиона граждан при численности в 5,4 миллиона человек, и около 4,5 миллионов граждан Чехии при численности в 10 миллионов человек. Только за 2008 год было заключено новых договоров в Чехии 417 тысяч, в Словакии – 206 тысяч. По данным "Беларусбанка", за год было заключено около 250 договоров – один дом на всю страну!
 
Нужно работать над узнаваемостью банка и программы, нужно заинтересовать вкладчика какими-то дополнительными возможностями получения дохода, стимулировать людей, чтобы они вкладывали свои средства в программы жилищных накоплений.
 
Достаточно ли в столице мощностей и площадей для строительства жилья? Жилья строим все больше, но и очередь растет. Хватит ли нам площадей для того, чтобы удовлетворить потребность в жилье?
 
Доведенные показатели не выполняет только Минск, все области по республике эти показатели выполняют. Возможно, это связано с тем, что коммерческие застройщики приостановили строительство.
 
Но проблемы не только в мощностях. Есть вопросы с застройкой частного сектора: домовладелец хочет выжать как можно больше из того, что его дом будет снесен. В нашей практике была ситуация, когда проходила стройка в районе улице Маяковского, где над котлованом буквально висел обгоревший дом. Мы строили до котлована, а в это время заказчик судился с частным домовладельцем о предложенных им условиях, которые застройщика не удовлетворяли.
 
Возникают проблемы и с площадками, поэтому проблему нехватки жилья в Минске нужно решать в комплексе.
 
Вы работали директором "Минского строительного комбината". В этой связи интересно узнать мнение специалиста, почему стоимость квадратного метра у частного застройщика и государственного так сильно разнится?
 
У частника стоимость квадратного метра намного дороже, потому что у него есть свои интересы. Государственный застройщик работает на госзаказ. Долевое строительство частного застройщика и кооперативное и социальное жилье государственного – это разные вещи. Коммерческие застройщики не участвуют в программном строительстве, поэтому и цена у них договорная.
 
Государственная организация строит по ценам, рассчитанным в Мингорисполкоме. Кроме того, каждая организация Минска строит не эксклюзивные, а серийные дома, для которых не нужны дополнительные проектные решения и разработки. Все это удешевляет стоимость готового жилья.
 
Закон об ипотеке был принят в 2008 году, но широко механизмы ипотечного кредитования в Беларуси пока не внедрены. Действительно ли могут ипотеки и программы жилищного накопления помочь в решении жилищного вопроса?
 
Ипотека не работает из-за того, что она предполагает залог строящегося жилья банку. Если у человека нет возможности выплатить банку все долговые обязательства, банк должен забрать квартиру и выселить человека. Закона о выселении человека у нас нет. Поэтому ипотечный кредит не выдается, ипотека не работает.
 
Когда будут жилищные накопления у населения, а Жилищный кодекс будет позволять выселять людей, не выполнивших свои обязательства перед банком, тогда будут работать ипотечные кредиты. Человек должен понимать, что если он берет ипотечный кредит, он должен работать, выполнять обязательства перед банком по выплате кредита. Например, в Германии даже деньги, взятые у родственника, считаются кредитом.
 
Человек, который собирается строить жилье, должен рассчитывать ту сумму кредита, которую он сможет отдать. А наши застройщики даже понятия не имеют, как они хотят или могут строиться. Они твердо знают, что нужно доход должен быть не больше 1 миллиона 163 тысяч рублей, а о том, какие платежи нужны будут при строительстве, они и не думают. Есть масса вопросов, которые необходимо разъяснять людям.
 
Люди не вникают ни в закон об ипотеке, ни в сам механизм строительства: они 20 лет ждут этого льготного кредита – зачем же им вникать?
 
Как же популяризировать эти механизмы, чтобы было проще и застройщикам, и государству?
 
Нужно помогать тем, кто по каким-то причинам не может работать в полную силу и заработать на квартиру. Есть социальное жилье, в котором человек не является собственником, но может в нем проживать, есть некоммерческая сдача жилья в аренду малоимущим, возможно, даже с правом выкупа квартиры.
 
Но самое главное – перевернуть сознание, чтобы люди поняли: жилье – это основа жизни человека и задача самого человека, а не государства. Задача же государства – помогать тем, кто на самом деле не может построиться.
 
Категория нуждающихся в улучшении жилищных условий сегодня весьма неоднородна. Как популяризировать институт ипотечного кредитования, систему жилищных накоплений для того, чтобы всем стало проще жить?
 
Необходимо уменьшать количество людей, которым полагается льготное кредитование, предлагать им другие формы накопления. Кстати, по системе жилищных сбережений окончательная стоимость квартиры выходит на 30 миллионов дешевле. Людям необходимо разъяснять все преимущества и возможности накопительной системы и ипотеки.
 
Льготные кредиты не должны исчезнуть одномоментно, но постепенно отказываться от них нужно.


 
Теги: Витебск, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
По мнению Алексея Кузьмича, депутата Палаты представителей Национального собрания Беларуси, льготные кредиты разоряют государство. О том, что может стать достойной им альтернативой и почему нужно менять сознание застройщиков, наш гость рассказал в студии TUT.BY.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика