Соединяем мосты
17.02.2010
—
Новости Экономики
|
Создание эффективной транспортной сети в Беларуси и интеграцию ее в транзитную систему Европы поддерживает Евросоюз.Об этом заявил 4 февраля временный поверенный в делах Евросоюза в Минске Жан-Эрик Хольцапфель в своем выступлении на круглом столе "Транспортная политика ЕС и Беларуси: делимся опытом".
Круглый стол был организован Представительством Евросоюза в Беларуси в партнерстве с Офисом за демократическую Беларусь (Бельгия) при поддержке Шведского агентства по международному сотрудничеству и развитию. ТРАСЕКА без Беларуси. В ходе дискуссии обсуждались широкая тематика сотрудничества Беларуси и европейских структур в сфере транспорта и транзита - гармонизация законодательства и стандартов, интеграция программ развития логистики, развитие существующих транснациональных транспортных коридоров и т. д. Транспорт является ключевым элементом сотрудничества ЕС с соседними государствами. В сфере транспортных приоритетов Евросоюза находятся 5 ключевых транспортных осей. Именно они, по мнению ЕС, могут внести наибольший вклад в продвижение международного обмена, торговли и транспорта. Одна из приоритетных осей включает IX панъевропейский транспортный коридор, который проходит по густонаселенным районам Беларуси и Украины и имеет ответвления в Литву. Эксперт проекта ЕС "Интеграция трансъевропейских транспортных сетей и пункты пересечения границы в Беларуси и Украине" Вадим Турдзеладзе отметил, что эксперты сейчас изучают возможности технической и финансовой поддержки модернизации такого важного участка IX коридора, как Бобруйск - Жлобин - Гомель - Чернигов. Особое внимание уделено реконструкции мостов от Бобруйска до пограничного с Украиной пункта Новая Гута, которые построены как минимум лет 50 назад и уже не отвечают техническим требованиям соответствующей категории. В рамках IX транспортного коридора ведутся также переговоры со Всемирным банком о кредите в размере 140 млн. EUR для модернизации 74-километрового участка трассы Минск - Гомель. Общий сегмент белорусских и украинских дорог, которыми занимается проект ЕС, включает около 400 км. Международные эксперты сейчас также изучают возможности расширения контейнерного поезда "Викинг". Он был организован для расширения трансконтинентальных связей стран Скандинавского полуострова и стран бассейна Черного моря в рамках IX трансъевропейского транспортного коридора по маршруту Одесса/Ильичевск - Минск - Клайпеда. В 2008 году маршрут поезда продлен до Риги. "Мы ищем новые тренды развития этого проекта - стремимся расширить его охват, присоединив к нему страны Закавказья и Центральной Азии", - отметил В. Турдзеладзе. Эксперт проекта ЕС также обратил внимание на существующий потенциал возможностей для Беларуси в рамках проектов сотрудничества с ЕС. В частности, Беларусь может присоединиться к региональной программе по развитию и управлению транспортными потоками ТРАСЕКА. Эта программа включает транспортные маршруты, идущие из Центральной Азии и Закавказья через Украину, которые затем поворачивают в Польшу. "По-видимому, поворачивают на Польшу - вместо того чтобы идти далее на север, к Балтике, - только по причине того, что Беларусь не участвует в этом проекте", - подчеркнул В. Турдзеладзе. Беларусь в прошлом году стала членом программы ЕС "Восточное партнерство". В то же время 5 стран - участниц "Восточного партнерства" уже являются участниками программы ТРАСЕКА. "Поэтому целесообразно рассмотреть возможность присоединения Беларуси к основному многостороннему соглашению этой программы", - подчеркнул эксперт. По его словам, многостороннее соглашение открыто для новых участников. Более того, некоторые страны участвуют в нем в качестве наблюдателей (к примеру, недавно заявки на получение статуса наблюдателя подали Иран и Афганистан). Общий бюджет программы ТРАСЕКА составляет 170 млн. EUR, ежегодный - от 10 до 15 млн. EUR. "Это тот пирог, который делят между собой страны - участницы проекта. Целесообразно, чтобы в нем участвовала и Беларусь", - отметил В. Турдзеладзе. Чиновники пугаются диалога. Неизвестно, услышат ли это предложение белорусские официальные лица, которые, несмотря на приглашение, не нашли возможности поучаствовать в заседании круглого стола. Благодаря расширению контактов между официальным Минском и Брюсселем Офис за демократическую Беларусь реализует ряд экспертных проектов, направленных на "втягивание" Беларуси в общеевропейскую систему через содействие повышению профессионального уровня белорусских экспертов в разных областях. Офис организует поездки в Брюссель для налаживания сотрудничества с ЕС, программы и поездки для экспертов в таких областях, как транспорт и транзит, энергетика, экология и т. д. А также на основе таких программ проводит круглые столы в Минске с участием европейских экспертов. Благодаря этому у белорусских специалистов, экспертов, представителей частного бизнеса и профильных чиновников появилась не только возможность наладить более тесные контакты с европейскими коллегами, но и площадка для обмена мнениями и организации более эффективного сотрудничества. Жаль, что этой площадкой не воспользовались профильные правительственные чиновники, специалисты Минтранса, депутаты. Ни один из представителей официальных структур не нашел возможности принять участие в дискуссии. Экс-министр транспорта и коммуникаций Владимир Сосновский пояснил этот факт тем, что контакты между ЕС и Беларусью только начались. "Усилия, которые прилагает офис для развития сотрудничества в транспортной сфере, не могут не вызывать живого отклика", - подчеркнул он. По его словам, для реализации цели интеграции в европейскую международную систему ценностей Беларуси предстоит пройти непростой путь. Он считает, что акценты на пути достижения этой цели расставлены верно. "Нужен диалог, поиск механизмов диалога для понимания между людьми, которые преследуют одни и те же цели", - сказал В. Сосновский. Он выразил уверенность, что противников модели прихода к европейским стандартам в области транспорта в Беларуси нет. "Диалог нужен, и это только его начало", - отметил экс-министр транспорта. Справка "БР"
В рабочую группу и руководящий комитет проекта ЕС "Интеграция трансъевропейских транспортных сетей и пункты пересечения границы в Беларуси и Украине" входят представители компетентных органов Беларуси и Украины. Проект идентифицирован в рамках бюджетной линии трансграничного сотрудничества с Евросоюзом и одобрен Министерством транспорта. Он рассчитан на 2010-2011 годы. Бюджет проекта составляет 2 млн. USD. Программа ТРАСЕКА первоначально была инициирована в Брюсселе в 1993 году в качестве одного из аспектов технической помощи Еврокомиссии для стран постсоветского пространства. В 1998 году страны - участницы этой программы на саммите в Баку приняли решение о создании регионального договора. В рамках программы при поддержке Еврокомиссии проводятся консультации работников транспортных ведомств стран - участниц программы ТРАСЕКА, проводятся тренинги, осуществляется помощь в формировании регуляторной базы. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Создание эффективной транспортной сети в Беларуси и интеграцию ее в транзитную систему Европы поддерживает Евросоюз. |
|