Дорогое моё село

03.03.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Министр сельского хозяйства Семен Шапиро пытается вдохнуть жизнь в архаичную систему недореформированного сельского хозяйства. Но бороться против мастодонтов колхозно-номенклатурной модели, особенно без значимых полномочий, очень сложно. Не помогает даже сила фактов, за которые нужно не просто устроить кадротряс сельхозвертикали и ее многочисленных коммерческих структур, а радикально расформировать всю систему.


На 1 января долги агропромышленного комплекса (АПК) превысили Br34 трлн., из них более Br2 трлн. - просроченная задолженность. Для сравнения: за весь 2009г. в хозяйствах всех категорий было произведено сельхозпродукции на Br26,5 трлн. Объем чистой прибыли сельхозорганизаций (Br1,4 трлн.) в 24 с лишним раза меньше долгов, притом что прибыль эта за 2009г. сократилась на 14%. От реализации продукции чистая прибыль составила только Br416 млрд. (около $150 млн.) - на 25% меньше, чем в 2008г.

Ситуация, в которой чистая прибыль всего сектора меньше объема даже просроченных долгов, - это приговор всей аграрной политике Беларуси и существующей системе управления. На протяжении последних 15 лет власти ежегодно закачивают в сельское хозяйство $2,5-3 млрд. бюджетных ресурсов, зарабатывая на выходе от продажи продукции только $150 млн., но при этом имея гарантированный доход за счет ценовых игр на «повышение» 9,5 млн. населения.

Советский госплан не мог накормить большой Союз. Советская Беларусь по тем же самым причинам не может производить основные продукты питания качественно и по ценам ниже мировых. По мнению Семена Шапиро, «ситуация в аграрной экономике ежегодно ухудшается, причем все нарастающими темпами… Практически все сельхозорганизации убыточны и не имеют собственных оборотных средств даже на мелкие расходы» - «эра иждивенчества в агропромышленности заканчивается».

Похожие по смыслу слова недавно сказал президент в отношении целого ряда госпредприятий - однако это самое иждивенчество усиленно культивировалось последние 15 лет и с благодарностью воспринято «на местах».

$12 МЛРД. НА ВЕТЕР

В 2005-09гг. бюджетные дотации и субсидии на поддержку АПК и возрождение села составили более Br21 трлн., или около $12 млрд. Только в 2009г. потрачено Br4,6 трлн., или $212 в расчете на 1 га - это больше, чем во многих странах ЕС. Правительство налогами с прибыльно работающего бизнеса в объеме, равном чистой прибыли, ставит под сомнение сохранность его перспективных рабочих мест, зато поддерживает занятость в убыточных, архаичных и неконкурентных секторах. Но даже при таких щедрых дотациях только 14 районов страны выполнили свои сельхозобязательства.

Вслед за министром Шапиро острой критике работу аграриев подвергает вице-премьер Иван Бамбиза. По его мнению, результаты работы сельхозорганизаций «не всегда были адекватны государственной помощи». Несмотря на щедрую бюджетную помощь и тотальную мобилизацию на битву за урожай, только половина сельхозорганизаций сработала с положительной рентабельностью от реализации зерна. Одна треть ребрендированных колхозов не могла без убытков производить молоко. По оценке вице-премьера, в 2009г. из-за низкой сортности молока и перерасхода кормов было недополучено около Br1 трлн. выручки. И это с учетом приписок, творческого бухучета и «несанкционированного отбора» ресурсов сельхозорганизаций их руководителями и сельчанами.

Объем цифровых манипуляций легко представить на основании аудита сельского хозяйства Минской области. Комитет госконтроля пересчитал урожай области и установил, что вместо роста 109,5% имеется стагнация на уровне 100,1%. И то с учетом производства (очень приблизительного) дачных и приусадебных участков. Завышение валовых показателей на 10 процентных пунктов - это не статистическая погрешность, а системное искажение базовой экономической информации.

Отчитываясь за результаты программы развития села в 2005-09гг., Бамбиза отрапортовал о перевыполнении плана по производству зерна на 2%, сахарной свеклы - на 7%, овощей - на 18%, молока - на 3%, скота и птицы - на 6%. За пять лет было реконструировало 1104 молочные фермы, 184 комплекса по выращиванию скота и свиней, 60 птицефабрик. Сельхозорганизации получили более 14 тыс. тракторов, 4 тыс. погрузчиков, 2 тыс. кормоуборочных комбайнов и другой техники. Нет сомнений, что все это было предоставлено по льготным ценам или за дешевые кредиты. И если даже в этих чрезвычайно выгодных условиях белорусские перебрендированные колхозы не смогли выйти на прибыльный уровень работы, в этой жизни им уже ничто не поможет. Для потребителей продуктов питания и для страны в целом лучше было бы запустить всю систему Минсельхозпрода через процедуру банкротства. С одновременной активизацией рынка земли и распределением активов среди эффективных частных компаний, в т.ч. иностранных.

ЛОГИКА АГРАРНОГО ЛОББИ

Пример совкового подхода к сельхозбизнесу - производство рыбы. Наша страна богата озерами, но они по-прежнему представляют собой омертвленный капитал. В 2009г. в Беларуси было продано 14,9 тыс. т рыбы; 87% в объеме производства занимает карп. При этом чиновник Минсельхозпрода Анатолий Булыня сказал, что «экономически выращивать карпа невыгодно, данный вид деятельности убыточен, но мы не будем отказываться от промышленного выращивания карпа». Логика просто убийственная. Минсельхозпрод настолько уверен в том, что ему всегда будут открыты бюджетные закрома, что спокойно планирует увеличивать объем убыточного производства. Более того, «государство должно взять на себя... функции выращивания мальков форели». В итоге белорусы вынуждены платить за рыбу в разы больше, чем литовцы, эстонцы и даже поляки.

* * *

Задача реформирования аграрного сектора настолько сложна, что у любого могут опуститься руки. Финансовые показатели убеждают, что старая система собственности и управления не поддается реформированию - ее нужно радикально менять. Село развивается по инерции. В 2010г. только на реконструкцию производственных объектов АПК планируется потратить Br1,5 трлн., 93% этой суммы - льготные кредиты. Опять банки будут вынуждены выполнять решения правительства. Еще Br1,2 трлн. аграрное лобби планирует потратить на строительство агрогородков (этот статус могут получить еще 293 населенных пункта).

Горячий пыл лоббистов агрогородков пытается охладить КГК. Контролеры установили, что построенные дома пустуют. Например, в Дрибинском районе в сельхозорганизациях не были заселены 36 жилых домов, причем некоторые из них пустуют три года. Только в Могилевской области в 2009г. не нашли своих хозяев 129 жилых домов. Многие из них не удобны для жизни, редко имеется мало-мальски качественная инфраструктура, поэтому молодежь пафосными жилищными проектами в необустроенных деревнях не соблазнишь, а цены на них явно не по карману обыкновенным сельчанам.
 
 
 

РЕКЛАМА