Частные интересы
05.04.2010
—
Новости Экономики
|
Изменить порядок декларирования имущества государственных должностных лиц предлагает Генеральная прокуратура РБ.Инициатива по корректировке законодательства о декларировании доходов и имущества со стороны Генпрокуратуры направлена на "устранение причин и условий, способствующих коррупции, создание эффективных механизмов ее выявления и пресечения", - сообщается на сайте ведомства.
В Генпрокуратуре проанализировали действующее национальное законодательство о декларировании доходов и имущества госслужащими и иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций (государственные должностные лица), с учетом опыта работы в данной сфере других государств и требований международно-правовых актов, ратифицированных Беларусью. "Генеральная прокуратура полагает, что в Беларуси целесообразно ввести применительно к государственным должностным лицам институт декларирования доходов, имущества и частных интересов, который должен сыграть существенную роль в противодействии коррупции", - сообщают в Генпрокуратуре. Под частными интересами государственного должностного лица, пояснили в Генпрокуратуре, следует понимать любую выгоду для него лично либо для его семьи, родственников, друзей и близких, а также для лиц или организаций, с которыми он имеет или имел деловые или связанные с политикой отношения, любое финансовое или гражданское обязательство, которое несет государственное должностное лицо. Объем декларируемых государственными должностными лицами сведений должен существенно отличаться от объема сведений, указываемых другими физическими лицами в декларациях о доходах и имуществе. При этом государственное должностное лицо следует обязать декларировать денежные средства на банковских счетах, займы, выданные другим лицам, безвозмездно полученные услуги и т. д., считают в Генпрокуратуре. Основной целью декларирования доходов, имущества и частных интересов должно стать выявление наличия у государственных должностных лиц конфликта интересов, то есть ситуации, когда государственное должностное лицо при исполнении служебных обязанностей должно принять решение, связанное с его частными интересами, либо участвовать в принятии такого решения. При наличии конфликта интересов необходимо установить для государственных должностных лиц определенные запреты и ограничения по службе (запрет на подготовку или издание административных актов в отношении лиц, с которыми имеется конфликт интересов; осуществление в отношении этих лиц судебных функций, функций надзора, контроля, следствия и дознания; заключение с этими лицами в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица хозяйственных договоров и т. д.). С учетом опыта других государств Генеральная прокуратура полагает возможным рассмотреть вопрос о введении в Беларуси для отдельных категорий госслужащих обязанности представлять декларации по окончании исполнения должностных обязанностей. Также предлагается ввести обязательное представление государственными должностными лицами деклараций в отношении супруга и несовершеннолетних детей независимо от места их проживания. Кроме того, Генеральная прокуратура считает, что декларации в отношении указанных лиц должны представляться теми, кто поступает на госслужбу, а также на военную службу по контракту, службу в органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, органы внутренних дел и органы финансовых расследований КГК. Такие декларации Генпрокуратура также предлагает сделать обязательными для назначаемых на должности руководителей госорганизаций и должности руководителей негосударственных сельскохозяйственных организаций (если с ними в соответствии с законодательством, местными исполнительными и распорядительными органами обязательно заключаются контракты). Эти меры, уверены в Генпрокуратуре, позволят дать объективную оценку изменениям имущественного положения государственного должностного лица, его супруга, детей и других зависимых лиц с момента назначения на соответствующую должность. Также Генпрокуратура считает целесообразным закрепить в Положении о порядке проверки и хранения деклараций о доходах и имуществе, утвержденном постановлением Совета министров от 26 июля 2006 года № 952, следующие основания, по которым руководитель (заместитель руководителя) организации обязан принять решение о проверке декларации о доходах и имуществе. В частности, по мнению прокуратуры, это необходимо сделать при явном превышении расходов государственного должностного лица (улучшение имущественного состояния) над полученными им доходами; наличии в обращениях физических и юридических лиц, СМИ сведений, свидетельствующих о том, что государственное должностное лицо использовало имущество, в том числе финансовые средства, стоимость (размер) которого превышает указанные им в декларации доходы; нарушении государственным должностным лицом ограничений, установленных ст. 17 Закона "О борьбе с коррупцией". Если в ходе проверки деклараций о доходах и имуществе будут выявлены нарушения, рассмотрение которых не находится в компетенции руководителя организации, назначившего проверку, соответствующие материалы проверок не позднее 10-дневного срока после информирования руководителя организации, передаются в уполномоченные органы. Одновременно в законодательстве необходимо установить право организаций, обязанных проводить проверки деклараций о доходах и имуществе, на бесплатное получение информации о доходах и имуществе проверяемых лиц из органов и организаций, которые в соответствии с законодательством могут обладать такой информацией, в том числе из органов государственной регистрации недвижимого имущества. По мнению Генеральной прокуратуры, в Беларуси целесообразно ограничить принцип недопустимости разглашения сведений, указанных в декларациях о доходах и имуществе, и ввести обязательное открытое опубликование сведений из деклараций отдельных категорий государственных служащих, занимающих наиболее высокопоставленные должности. При этом можно определить те сведения, которые обнародованию не подлежат. Письмо с соответствующими предложениями направлено Генеральной прокуратурой в правительство. |
|