Сложная ситуация на валютном рынке, которая не меняется в лучшую сторону, порождает основания для роста цен. Участники рекламного рынка вслед за другими представителями бизнеса подняли рублевые цены на свои услуги, что, безусловно, приведет к росту цен на потребительском рынке. Появились в последние недели и другие факторы, которые способствуют увеличению цифр на ценниках.
Маркетинг привязан к твердой валюте
Сейлзхаузы, которые занимаются размещением телерекламы, в мае существенно подняли рублевые цены. Как сообщили Naviny.by рекламодатели, теперь за телерекламу нужно рассчитываться по новому курсу — 3800 рублей за доллар (прежний курс почти соответствовал официальному).
Маркетологи компаний говорят, что рублевую стоимость услуг поднимают и другие участники рекламного рынка. Следовательно, затраты на продвижение продукции вырастут весьма существенно, и компании окажутся перед необходимостью повышать стоимость своих товаров (услуг).
Начальник управления маркетинга ИП «Велком» Дина Цыбульская сообщила Naviny.by, что рост цен на рекламу будет влиять на себестоимость тех услуг, которые оказывает компания абонентам.
«Стоимость своих услуг мы пока не меняли. Вместе с тем, естественно, что рост цен на рекламу нас не устраивает. Подобные вещи напрямую влияют на себестоимость наших услуг», — констатировала Дина Цыбульская.
Другие рекламодатели, опрошенные интернет-газетой Naviny.by, также подтвердили, что произошел значительный рост цен на рекламные услуги в рублевом выражении.
Генеральный директор рекламного агентства Publicis Hepta Group Александр Василевич констатирует, что белорусские рекламодатели оказались не готовы к росту цен на рекламу.
«Многие компании сформировали свои маркетинговые бюджеты в начале года в белорусских рублях. Соответственно, тот факт, что сегодня рублевые цены на рекламу растут, приведет к закономерному следствию: компании смогут разместить меньше рекламы или им придется пересматривать маркетинговые бюджеты», — говорит Александр Василевич.
По его словам, рекламодателей такая перспектива не радует, но они с пониманием относятся к тем изменениям, которые произошли.
«Все прекрасно понимают, что происходит с курсом рубля. Поэтому никому не нужно много объяснять, почему меняются цены на рекламу», — отмечает Александр Василевич.
Цены нон-стоп?
Реклама — отнюдь не единственный фактор, который способствует росту цен. В последние недели были сняты законодательные ограничения, которые сдерживали рост стоимости импортируемой продукции.
Начальник управления антимонопольной и ценовой политики Мингорисполкома Иосиф Рачицкий сообщил в четверг, отвечая на вопрос БелаПАН, что теперь поставщики импортной продукции не обязаны ориентироваться на официальный курс белорусского рубля при формировании стоимости продукции.
«У нас ранее действовало постановление Минэкономики № 183, которое предусматривало формирование цен на основе официального курса белорусского рубля. В настоящее время (с 14 апреля. — Naviny.by) этот документ отменен, и цены формируются, исходя из конъюнктуры рынка», — пояснил Иосиф Рачицкий.
А конъюнктура нынче такова, что юрлица покупают валюту на межбанке по курсу, который на 70% превышает официальный. Естественно, в отсутствии законодательных ограничений это автоматически приводит к существенному удорожанию импортируемой продукции.
Еще один фактор, который открывает перед ценами зеленую улицу, — отсутствие ограничений по оптовым надбавкам. Это ограничение перестало действовать также с 14 апреля. «Если ранее оптовики были ограничены 30-процентной торговой надбавкой, то теперь эти ограничения сняты», — констатирует Иосиф Рачицкий.
Все перечисленные выше факторы влияют на цены, и данные апреля красноречиво показывают, каким образом. За апрель цены на некоторые продукты выросли на десятки процентов.
По данным столичной мэрии, рост цен на растительное масло достиг в апреле 50%, стоимость риса выросла на 17-36% (в зависимости от партии), пачка чая подорожала на 31-38%, кофе — на 20-47%. Картина впечатляет…
Проблема в том, что это еще, судя по ситуации на внутреннем рынке, не конец. Во всяком случае, основания для новых скачков цен остаются — проблемы на валютном рынке пока никуда не исчезли.