Белоруссия договорилась о получении кредитов от ЕврАзЭС, от российского миллиардера Сулеймана Керимова, ждет помощи от МВФ и денег от продажи Белтрансгаза и Беларуськалия. За все это Минск может получить порядка 25–30 млрд долларов. На них страна сможет прожить как минимум два года, после которых кризис повторится снова, говорят эксперты.
В четверг Минск заключил соглашение о получении кредита на 3 млрд долларов из антикризисного фонда ЕврАзЭС на 10 лет. Его подписали министр финансов Белоруссии Андрей Харковец и заместитель председателя правления – управляющий директор по обеспечению деятельности антикризисного фонда ЕврАзЭС Сергей Шаталов. Ставка по кредиту не должна превышать 4,9% годовых. Мораторий на выплату основного долга составляет три года.
«Только в этом году с учетом девальвации стране надо 8–10 млрд долларов на покрытие дефицита торгового баланса»
Еще 1 млрд долларов Белоруссия нашла из другого источника, заявил накануне глава администрации президента Белоруссии Владимир Макей. Причем деньги поступят в страну «в ближайшее время», пообещал он.
В четверг стало известно, что таинственным источником выступает российская компания «Уралкалий» Сулеймана Керимова, передают «Ведомости». Керимов ведет переговоры о покупке Беларуськалия – самого прибыльного предприятия в Белоруссии. Причем стороны близки к сделке, как никогда. Наряду с этими договоренностями Белоруссия договорилась о миллиардном кредите от Уралкалия в счет будущих поставок калия по фиксированной цене. Еще 2,5 млрд долларов Белоруссия может выручить от продажи Газпрому 50-процентной госдоли Белтрансгаза. И целых 15 млрд долларов готов дать за контрольный пакет Беларуськалия уже упоминавшийся Сулейман Керимов. Страна также обратилась к МВФ с просьбой выдать кредит в размере 3–8 млрд долларов.
Белоруссия нуждается в денежных вливаниях, чтобы справиться с валютным кризисом. Отрицательное торговое сальдо за январь – апрель этого года составило около 20% ВВП. «Текущая девальвация не покроет существующий дефицит по торговле, и Белоруссия будет нуждаться в заимствованиях, – говорит старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. – Только в этом году с учетом девальвации стране надо 8–10 млрд долларов на покрытие дефицита торгового баланса».
В общей сложности Белоруссия может привлечь 25,5–30,5 млрд долларов, за счет которых, по экспертным оценкам, страна может жить припеваючи как минимум два, а то и все три года. «Если все суммировать, то этой суммы хватит Белоруссии на два года. Она сможет выплатить зарплаты, пенсии и долги по электроэнергии и даже выйти на докризисный уровень развития, – говорит эксперт по проблемам постсоветского пространства ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев. – Но через два года снова настанет беда».
По его словам, правильней было бы направить эти средства на проведение жестких структурных реформ, но на это нет политической воли. Кроме того, стоило бы вбросить часть денег на валютный рынок, чтобы стабилизовать ситуацию. «Допустим, власти обещались так и поступить с первым траншем кредита от ЕврАзЭС в 800 млн долларов. Но на самом-то деле эти деньги пойдут на оплату энергоносителей», – считает Суздальцев. «При прогнозируемой девальвации и стабилизации валютного рынка 20–30 млрд долларов вполне хватит для стабилизации экономики Белоруссии на два–три года, – соглашается руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. – Это зависит от того, сколько Нацбанк будет печатать белорусских рублей, какой уровень дотаций сохранится, насколько конкурентным будет белорусский товар на российском рынке. Но краткосрочную угрозу от кризиса на валютном рынке Лукашенко при помощи этих денег может снять».
Однако шансы у Белоруссии заполучить все 25,5–30,5 млрд долларов в этом году призрачны, уверены эксперты. Если кредит от Уралкалия, по неофициальной информации, Керимов обещает в этом году, то кредит в 3 млрд долларов из антикризисного фонда ЕврАзЭС будет поступать в Белоруссию несколькими траншами в течение трех лет. В июне Белоруссия ждет первую сумму в 800 млн долларов. «Первый транш – вопрос если не дней, то нескольких недель. До конца июня деньги придут», – цитирует слова Сергея Шаталова из ЕврАзЭС БЕЛТА.
Что касается кредита от Международного валютного фонда, то миссия МВФ проведет консультации с правительством Белоруссии на этот счет до 14 июня. МВФ ранее уже выдавал стране кредит с условием проведения структурных реформ, однако Белоруссия просто проела деньги, не выполнив условие. Правда, министр финансов Белоруссии Андрей Харковец заявил в четверг, что считает шансы республики получить кредит от МВФ высокими.
Получить 2,5 млрд долларов за Белтрансгаз и 15 млрд долларов за Беларуськалий в этом году в полном объеме у Белоруссии также вряд ли получится. «Сделка по Беларуськалию – пока только анонс, и она явно займет не один месяц, да и стоимость оценки может поменяться, – говорит газете ВЗГЛЯД Сергей Агибалов. – Даже если сделка состоится, то, что будет одномоментный платеж в 15 млрд долларов, под большим вопросом, эта сумма, скорее всего, будет поделена на несколько траншей».
Напомним, что в прошлом году Белоруссия уже отказала Керимову в его желании купить контрольный пакет Беларуськалия, который считается самым ценным достоянием страны. Правда, в нынешней ситуации шансы российского миллиардера заполучить белорусский актив возросли.
Керимов очень хочет объединить Уралкалий (вместе с «Сильвинитом») и Беларуськалий, что позволит создать крупнейшего производителя калийных удобрений в мире.
С покупкой Газпромом Белтрансгаза ситуация более прозрачная. Газпром ранее уже приобрел 50% белорусской компании за 2,5 млрд долларов и теперь готов за такую же сумму выкупить оставшиеся акции. В четверг чрезвычайный и полномочный посол России в Белоруссии Александр Суриков уверил, что переговоры о продаже России Белтрансгаза завершатся уже в июне, тогда как наличие договоренностей о продаже Беларуськалия он не подтвердил.
Впрочем, с большей долей вероятностью Минск получит 2,5 млрд долларов за Белтрансгаз также в несколько траншей, считает Агибалов.
Если всех заимствований и вырученных денег за приватизированные активы в итоге будет недостаточно для покрытия дефицита торгового баланса в этом году, то Белоруссия может кредитоваться у коммерческих банков. «Ставки для страны будут высоки, но Белоруссия не в том положении, чтобы торговаться», – говорит эксперт.
«К примеру, российские банки через белорусские «дочки» могут прокредитовать не только белорусскую промышленность, но и правительство. Это может меньше афишироваться – но это также возможный канал поступления денег в страну», – считает Агибалов. В общей сложности Белоруссия вполне может занять на рынке порядка 3 млрд долларов, полагает эксперт.
По его словам, золотовалютные запасы Белоруссии, которые сейчас составляют порядка 4 млрд долларов, Минск, скорее всего, будет тратить в последнюю очередь, чтобы сохранить приличную картину по резервам.
Белоруссия договорилась о получении кредитов от ЕврАзЭС, от российского миллиардера Сулеймана Керимова, ждет помощи от МВФ и денег от продажи Белтрансгаза и Беларуськалия. За все это Минск может получить порядка 25–30 млрд долларов. На них страна сможет прожить как минимум два года, после которых кризис повторится снова, говорят эксперты.