У белорусов теперь в цене мебель подешевле

03.09.2011 12:14 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Рынок мебели в Беларуси находится в таком же неопределенном состоянии, как и любой импортоориентированный сегмент белорусской экономики — в силу затянувшегося валютного кризиса. Проблемы у производителей и у продавцов, конечно, разнятся, но и те, и другие пытаются решить их за счет покупателей.

Итальянская мебель

Мебель в белорусских магазинах за последние полгода подорожала в разы. При этом продавцы в один голос уверяют, что в долларовом эквиваленте стоимость осталась прежней. Даже если оно и так, то по какому курсу считаете, господа? Белорусам, средняя зарплата которых колеблется в пределах 1 млн. 700 тыс. рублей, непросто не то что приобрести шикарную кровать за 8 тыс. евро, но и купить скромный диванчик за 4 млн. рублей.

Белорусские предприятия-производители мебели сейчас вспоминают начало весны с ностальгией. С одной стороны, их радует и изумляет повышенный спрос на отечественную продукцию, — и откуда только у народа деньги? Но руководитель одного из предприятий-производителей добавляет: в таком положении не все предприятия, а лишь те, что «работают легально, честно, пусть и на пределе рентабельности».

С другой стороны, не все предприятия могут удовлетворить сейчас спрос, поскольку столкнулись с проблемой нехватки ДСП. Взрыв на Пинскдреве вывел из строя это предприятие и заметно сократил объемы производства ДСП в Беларуси. А другие производители в значительной степени сориентированы на экспорт. В результате у белорусских мебельщиков случаются сбои: «Экспортерам нужна валюта. А насыщение внутреннего рынка никто не отслеживает».

Что касается цен на белорусскую мебель, то их рост вызван не только удорожанием импортной составляющей в связи с ростом курса доллара. Лист ДСП белорусского производства в мае стоил для предприятий 60-80 тысяч рублей, а сегодня — уже 160 тысяч рублей. И таких примеров по другим комплектующим мебели — хоть отбавляй. Как результат — с весны мебель подорожала в два раза, говорит собеседник Naviny.by: «Любое предприятие не может работать эффективно, если не будет единого курса национальной валюты. Без него не будет нормального ценообразования, обеспечивающего спокойный режим работы».

Белорусская мебель сейчас поставляется в 50 стран. В 2010 году объем экспортных поставок достиг почти 315 млн. долларов против 266 млн в 2009-м. Заместитель начальника управления лесного комплекса Министерства экономики Беларуси Дмитрий Матусевич в своем выступлении 24 июня на деловом форуме «Белорусская мебель: эффективное продвижение и новые экспортные возможности» сообщил, что из всего объема белорусского экспорта на страны СНГ приходится 83% поставок.

Продавцы импортной мебели в свою очередь отмечают, что происходящее в бизнесе теперь отдаленно напоминает 90-е годы прошлого века: «Есть два варианта — закрыться и остаться с долгами или пытаться все-таки работать. Весь бизнес теперь находится в непростом положении. При этом, конечно, по-разному ощущают себя импортеры, экспортеры и производители».

Эксперт при этом отмечает, что, если бы государство сняло таможенные пошлины на импортную мебель, то цена мебели из Италии была бы сопоставимой с некоторыми аналогичными видами мебели, произведенными в Беларуси. Именно таможенные пошлины на импортную мебель составляют существенную часть ее цены.

Продавцы утверждают, что немецкая мебель, как правило, дороже итальянской на 30-40%, при этом она очень функциональна, экологична и практична. На такую мебель и раньше было немного покупателей в силу ее специфичности, а теперь уж тем более. Белорусы ценят то, что в первую очередь красиво, порой до вычурности, а уж потом думают о других параметрах. Они безоговорочно доверяют итальянским производителям. В Москве, например, когда говорят о предпочтении итальянской мебели, то ведут речь не о мебели из Италии в целом, а о брендах. Если, к примеру, спальный гарнитур изготовлен на никому не известной фабрике на непонятном оборудовании, он вряд ли найдет своего массового покупателя в Москве. В Беларуси же такая мебель до кризиса легко распродавалась.

Пока же, по словам продавцов, дорогую импортную мебель могут себе позволить в основном те белорусы, кто зарабатывает за границей или активно занимается импортом.

Но, заметьте, мебельные салоны в Минске массово не закрываются. И даже появляются новые. Так, в конце прошлого года в Минске открылся новый салон итальянской мебели «Наследие Италии», созданный... под патронажем Управления делами президента. В числе учредителей этой торговой точки — РУП «Белорусские лотереи» и крупные итальянские фонды. Салон до сих пор работает.

Компания «Домовой» 13 августа открыла новый торговый центр «Стиль» в Могилеве. Она и продает мягкую мебель собственного производства (в Беларуси, России и в Украине), и торгует импортной.
Заместитель начальника отдела сбыта компании Ольга Шуба отмечает, что в настоящее время покупатель делает выбор все-таки не в зависимости от производителя, а от цены: «Например, мы продаем корпусную мебель из массива дерева производства Малайзии, которая дешевле белорусской, и покупатели часто выбирают именно ее. В целом очевидно, что ищут подешевле. Наш конек — склады, которые заполняем мебелью собственного производства, а также импортной, за которую заплатили еще несколько месяцев назад, но поставки происходят только теперь. Но, конечно, работать в полной неразберихе с долларом очень сложно. Сейчас возможности покупать иностранную валюту мы не имеем вообще».

Продавцы и производители мебели подчеркивают, что даже при любом высоком курсе доллара было бы работать спокойнее и выгоднее, лишь бы он был единым. А так приходится заниматься неблагодарным делом — прогнозом, и постоянно менять ценники. В результате этой нестабильности проигрывают все. И в первую очередь — покупатели.



Елена СПАСЮК

 
 
 

РЕКЛАМА