ГАЗ и КамАЗ спорят за МАЗ: кто даст больше?. 21.by

ГАЗ и КамАЗ спорят за МАЗ: кто даст больше?

24.10.2011 17:08 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

ГАЗ и КамАЗ спорят за МАЗ: кто даст больше?


Белорусские власти сегодня заняты подготовкой большой "свадьбы". С Минским автомобильным заводом, руководство которого позиционирует свое предприятие не иначе как "невесту", хотят заключить "брачный союз" два российских "жениха". Интернет-газета Naviny.by постаралась узнать, какое "приданое" они готовы дать белорусской "невесте".

"Невеста", которой хотят поуправлять

Минский автомобильный завод входит в тройку крупнейших белорусских предприятий по численности трудового коллектива. По величине выручки МАЗ занимает четвертое место в рейтинге открытых акционерных обществ Беларуси. В общем, на фоне других белорусских "невест" Минский автомобильный завод заметно выделяется.

Поэтому желание Министерства промышленности Беларуси найти для МАЗа лучшего "жениха" вполне объяснимо. Недавно министр промышленности Дмитрий Катеринич заявил, что для выбора стратегического партнера может быть проведен конкурс. "Мы совершенно не определились, кто будет нашим партнером — КамАЗ или ГАЗ. Я думаю, будет конкурс, который поможет это определить", — сообщил министр.

Прагматичный вопрос: что могут предложить российские "женихи" белорусской "невесте"?

На сегодняшний день, как известно, потенциальными партнерами Минского автозавода выступают Камский автозавод (КамАЗ), принадлежащий российской корпорации "Ростехнологии", а также Группа ГАЗ, входящая в холдинг "Русские машины". На стол белорусского правительства уже легли бумаги, подтверждающие намерение россиян строить бизнес вместе с белорусским заводом.

Однако, как сообщили Naviny.by информированные источники, предложения, поступившие в белорусское правительство от российских автогигантов, принципиально отличаются.

Холдинг "Русские машины", владельцем которого выступает российский бизнесмен Олег Дерипаска, готов купить контрольный пакет акций Минского автозавода. По данным Naviny.by, в случае заключения сделки с Группой ГАЗ белорусский бюджет получит средства от продажи 25% акций МАЗа. Далее, как удалось выяснить Naviny.by, российский инвестор через допэмиссию акций готов увеличить свою долю до контрольного пакета в ОАО "МАЗ". Допэмиссию предлагается проводить на том основании, что Группа ГАЗ намерена вкладывать инвестиции в Минский автозавод.

Таким образом, как видно, холдинг Олега Дерипаски хотел бы выступить в роли стратегического инвестора Минского автозавода и готов выделить бюджет для достижения этой цели.

Что касается сделки МАЗа с КамАЗом, то, как пояснили Naviny.by московские эксперты, ситуация выглядит принципиально иначе. У корпорации "Ростехнологии", которая контролирует КамАЗ, нет свободных денежных средств. Поэтому изначально речь шла не о покупке акций МАЗа, а о безденежном альянсе.

Белорусская сторона, как всегда, выступила за равноправное партнерство с КамАЗом, однако Ростехнологии в начале этого года оценивали стоимость Камского автозавода в 2,4 млрд долларов, а Минский автозавод — в 0,6 млрд долларов. При таком раскладе создать управляющую компанию, в которой белорусы имели бы равное количество голосов с россиянами, было невозможно.

Тем не менее белорусское правительство стало настаивать во время переговоров, что МАЗ стоит дороже, и поэтому пришлось проводить независимую оценку минского предприятия. Но недавно выяснилось, что даже по независимой оценке Минский автозавод стоит меньше миллиарда долларов. Поэтому, по информации Naviny.by, белорусской стороне пришлось к МАЗу добавлять другие активы (в частности, Минский моторный завод), чтобы можно было на равных с КамАЗом создавать холдинг.

Предусматривается, что компания, которая станет управлять активами МАЗа и КамАЗа, будет располагаться в Москве. В этой связи эксперты предполагают, что даже если такая управляющая компания будет создаваться на формально равных условиях, должность председателя наблюдательного совета все равно займет россиянин. Де-факто это приведет к тому, что МАЗ в случае создания такого холдинга перейдет в управление КамАЗу.

Достоинства и недостатки российских "женихов"

Главный плюс для МАЗа в создании холдинга с КамАЗом некоторые наблюдатели усматривают в том, что такая консолидация позволит объединить усилия двух производителей. На российском рынке грузовой техники растет влияние зарубежных игроков, которые являются конкурентами как МАЗа, так и КамАЗа. Поэтому, говорят одни, МАЗу и КамАЗу необходимо объединить усилия, чтобы победить в условиях набирающей обороты конкуренции.

Преимуществом создания холдинга с КамАЗом некоторые чиновники называют и тот факт, что такая кооперация позволит снизить расходы МАЗа на приобретение комплектующих. Первый заместитель министра промышленности Беларуси Иван Демидович заявил на позапрошлой неделе, что Минскому автозаводу может быть выгодно закупать некоторые энергоемкие комплектующие у Камского завода.

Однако, с другой стороны, можно отметить и явные риски, которые несет белорусская сторона в случае консолидации своих активов с КамАЗом. Дело в том, что по модельному ряду МАЗ пересекается с КамАЗом примерно на 80%. Соответственно, существует угроза, что российский производитель, получив в рамках холдинга контроль над Минским автозаводом, попытается диктовать условия белорусскому конкуренту.



Второй момент касается закупки комплектующих. Частично можно согласиться с аргументом Минпрома, что благодаря кооперации с КамАЗом у Минского автозавода появится возможность закупать дешевле автокомпоненты на Камском автозаводе. Но как быть с двигателями? Сегодня МАЗ закупает движки на Ярославском моторном заводе, который входит в Группу ГАЗ. По экспертным оценкам, двигатели, которые использует КамАЗ, потребляют топлива на 25% больше ярославских.

Партнерство МАЗа с Группой ГАЗ, входящей в холдинг "Русские машины", выглядит логичнее еще и по той причине, что белорусский производитель по модельному ряду практически не пересекается с компаниями, которые принадлежат Олегу Дерипаске. Минский автозавод специализируется преимущественно на выпуске дорожных большегрузных машин, а автомобильный завод "Урал", входящий в Группу ГАЗ, — на производстве внедорожных грузовиков.

Наконец, стоит отметить, что Группа ГАЗ, принадлежащая "Русским машинам", готова за приход на МАЗ заплатить сотни миллионов долларов (выкуп пакета акций плюс инвестиции). В то же время о подобной готовности Ростехнологий, за которой стоит КамАЗ, пока ничего не было слышно. А ведь величина инвестиций, которые делает стратегический партнер, во многом отражает серьезность намерений…

В общем, с учетом вышесказанного, белорусской стороне стоило бы провести серьезную оценку предложений, касающихся будущих партнеров МАЗа. Возможно, имеет смысл провести, как предлагает Минпром, открытый конкурс, по итогам которого и будет определен будущий партнер Минского автозавода. Пока же создается впечатление, что белорусская сторона ведет переговоры лишь с КамАЗом, как будто альтернативных предложений не существует. 
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Белорусские власти сегодня заняты подготовкой большой "свадьбы". С Минским автомобильным заводом, руководство которого позиционирует свое предприятие не иначе...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика