Бизнесу предложили заняться производством кастрюль и чайников

20.11.2011 11:36 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Министерство торговли затеяло новую кампанию по зачистке внутреннего рынка от импортных товаров. Как стало известно Naviny.by, субъектам хозяйствования, в том числе и частным, Минторг предложил заняться производством потребительских товаров — аналогов импортной продукции.

Кастрюли и сковородкиФактически такие действия министерства можно расценивать как попытку подстелить соломку белорусскому рублю. Чем меньше импортной продукции будет ввозиться в страну, тем меньшим будет давление на валютный рынок и курс. Однако частный бизнес не готов рисковать своими деньгами ради авантюрных инициатив государства.

Последние заявления Александра Лукашенко по поводу рыночных преобразований и расчеты Минэкономики об ожидаемом курсе дают повод опасаться за будущее состояние белорусского рубля.

Конечно, за счет потребительского импорта полностью проблема давления на валютный рынок не решится. В структуре импорта доля потребительских товаров составляет только 17%. И отдельные виды продукции, такие как кофе, чай, придется ввозить. Но для властей актуальна любая возможность сократить отток валюты из страны.

«Если бы мы произвели хотя бы половину всех товаров бытовой химии, продукции легпрома, стройматериалов, которые сейчас импортируются, мы имели бы дополнительно 500 млн. долларов», — завил в октябре на заседании Совмина премьер-министр Михаил Мясникович.

По данным Минэкономики, за 10 лет в рамках реализации программы импортозамещения было произведено импортозамещающей продукции на 14 млрд. долларов. Но даже чиновники признаются, что пока политика импортозамещения дает сбои. Например, за прошлый год освоение новых предложенных Минторгом позиций составило всего 23% от задания.

По-прежнему растет импорт тех товаров, которые Беларусь могла бы производить сама в достаточных для удовлетворения внутреннего спроса объемах, считают в правительстве. Это, например, чипсы, шоколад, печенье. Но пока каждый третий килограмм кондитерских изделий, покупаемых белорусами, импортный. Даже картофель, и тот приходится импортировать. За 8 месяцев этого года на закупку импортного свежего охлажденного картофеля было потрачено 12 млн. долларов.

Так или иначе, это оказывает влияние на состояние валютного рынка. И понятно возмущение Мясниковича, который считает, что отечественные предприятия способны производить конкурентоспособные аналоги потребительских товаров.

Чего и сколько не хватает на внутреннем рынке Беларуси

100 тысяч электроутюгов
80 тысяч стиральных машин
500 тысяч штук посуды стальной эмалированной (кастрюли, чайники, миски, тазы, кружки и др.).
10 млн. пар перчаток резиновых хозяйственных
50 тысяч вил в ассортименте
10 тысяч серпов
100 тысяч очистительных таблеток для смывного бачка
50 тысяч душевых леек
500 тысяч лезвий для бритья
6 млн. зажигалок
10 млн. заколок, обручей, резинок для волос
1 млн. упаковок ватных дисков
40 млн. упаковок гигиенических женских прокладок
500 тысяч цветных карандашей
2 млн. ластиков
50 тысяч ласт
500 тысяч скакалок
5 млн. елочных украшений

Определенные надежды в этой части правительство связывает непосредственно с частным бизнесом, и не случайно. Ведь есть удачные примеры того, как белорусская продукция вытесняет с рынка импортные аналоги.

Положительным опытом успешной конкуренции с импортными раскрученными брендами может похвастаться, например, известный бизнесмен Сергей Левин, который является председатель наблюдательного совета парфюмерно-косметической фабрики «Сонца».

По словам Левина, до появления на прилавках отечественной розницы стирального порошка «Мара» (производства «Сонца») более 70% рынка занимали два производителя — Procter & Gamble и Henkel. Однако за три летних месяца по физическим объемам продаж порошок «Мара» занял 10,9% сегмента белорусского рынка (по данным агентства Nielsen). «Мара» опередила все бренды, которые поставляют на белорусский рынок импортеры ведущих мировых и российских производителей. В их числе Losk, «Дени», Persil, Tide, Ariel, «Миф» и другие.

Мясникович рассчитывает, что и другие предприятия малого и среднего бизнеса также охотно займутся импортозамещением.

Чтобы у бизнеса не стоял вопрос, чего в стране не хватает, Минторг в очередной раз изучил потребности внутреннего рынка и представил субъектам хозяйствования огромный перечень потребительских товаров, в производстве которых и предложил поучаствовать частному бизнесу.

Как выяснилось, страна нуждается в топорах, корзинах для белья, крючках и спицах для вязания, зубных щетках, карандашах, фломастерах, степлерах, ластах, коньках, шоколадных изделиях в виде яйца, кастрюлях, сковородках, штопорах, резиновых перчатках и т.д.

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов считает, что предложенный Минторгом перечень товаров — это хороший ориентир для бизнеса, позволяющий объективно видеть ситуацию на рынке и его потребности.

«Думаю, организация производства некоторых видов импортозамещающей продукции заинтересует частный бизнес. Но однозначно он сможет лишь по-минимуму закрыть существующие потребности рынка», — констатировал эксперт.

По его словам, есть большая группа товарных позиций, производство которых для малого и среднего бизнеса изначально является бессмысленным. С нуля начать выпускать продукцию лучше, чем это делают мировые лидеры, нереально.

«Например, для производства стиральных машин надо строить большой завод. На маленьком заводе таким производством заниматься нет смысла. Ты не будешь конкурентоспособен, если на предприятии работает 10 человек и ежемесячно выпускается несколько десятков машин».

Не проблема, по его словам, начать выпускать конфеты типа «Чупа-чупс», которые вошли в перечень Минторга. «Но проблема раскрутить новый бренд так, чтобы он потеснил импорт, — полагает Виктор Маргелов. — Поэтому в целом у бизнеса не так много вариантов в части производства импортозамещающей продукции, способной конкурировать с импортными аналогами. И не факт, что в Таможенном союзе и ЕЭП конкуренты дадут тебе развернуться».

По мнению эксперта, проявить себя малый и средний бизнес может в производстве одежды и обуви: «Речь не идет о том, чтобы делать точные аналоги, а о производстве более дешевой продукции. Далеко не всем по карману, например, сапоги по 1,5 млн. рублей. Так что здесь малый бизнес может потеснить импортных производителей».

Также перспективным, на взгляд Маргелова, является производство продуктов питания в низкой ценовой категории: «По качеству или узнаваемости вряд ли можно будет сравниться с импортной продукцией. Но если по цене товар будет дешевле, то в силу сложившихся экономических условий потребители сделают выбор в его пользу».



Андрей КОЖЕМЯКИН

 
 
 

РЕКЛАМА