На что потратили свои сбережения белорусы?

08.12.2011 10:14 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

На что потратили свои сбережения белорусы?

 

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%3A%20photo.bymedia.net
Фото: photo.bymedia.net
Девальвация и инфляция в текущем году серьезно повлияли на потребительские предпочтения белорусов. Они "отмыли" обесценивающиеся белорусские рубли в стиральных машинах, заменили мясо колбасой, а конфеты – сахаром. При этом усиленно "затаривались" алкоголем и сигаретами, в том числе, "на вынос". Как это отразилось на содержимом полок в магазинах, семейных бюджетах и росте производства, анализирует "Завтра твоей страны".
 
Приступы потребительской активности обеспечили торговле несколько ажиотажных месяцев, однако значительно растрясли кошельки граждан. Уже в октябре белорусам стало явно не хватать средств, чтобы покупать продукты в том объеме, в котором они делали это год назад перед президентскими выборами.
 
Меньше мяса, больше колбасы

Данные по товарообороту в сопоставимых ценах все еще показывают рост, но в "сопоставимых тоннах" по отдельным позициям произошло снижение.
 
Если за январь-октябрь прошлого года белорусы купили 621 тыс. тонн мяса и мясных продуктов (включая изделия из курицы), то за тот же период текущего года -- только 560 тыс. тонн. Снижение составило порядка 10%.
 
При этом в октябре через розничную торговлю было продано всего 51,8 тыс. тонн мяса и мясных продуктов. Годом ранее объем продаж был почти на 15 тыс. тонн выше -- 66,2 тыс. тонн. Продажи мяса в октябре стали одними из самых низких в этом году – по сравнению с сентябрем они сократились на 6%, по сравнению с августом – на 16%.
 
Самым ажиотажным по спросу на мясо месяцем стал август, когда была продана 61 тыс. тонн мяса и мясных продуктов. Ажиотаж вызвал начавшийся значительный рост стоимости мяса – "отпустили" цены на мясные полуфабрикаты, подняли закупочные цены у сельхозпредприятий. В итоге в августе мясо подорожало на 21%. И еще на 25% цены выросли в сентябре.
 
Высокие цены на мясо изменили и структуру продаж в этом сегменте. При общем их снижении увеличились объемы продаж (в физическом весе) продуктов из мяса: колбас, копченостей, полуфабрикатов. За январь-октябрь -- на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
 
В то же время резко снизилось количество проданных мясных консервов -- на 46% по сравнению с январем-октябрем прошлого года и почти на 60% в октябре к октябрю 2010 года. Хотя рост цен в этом сегменте был менее стремительным, чем в целом по мясу. Вероятно, причина снижения объема продаж мясных консервов состоит в их отсутствии в том же количестве, что и раньше, на полках магазинов. По крайней мере, еще не так давно отмечался дефицит детских мясных консервов. Но после роста цен в этом сегменте на 27% в октябре ассортимент стал восстанавливаться.
 
Самый раскупаемый продукт - сахар

Причиной дефицита на некоторые товары в этом году стал их массовый вывоз из страны, в том числе стихийный. Это стимулировало ажиотаж, что сказалось и на объемах внутренней торговли.
 
Самый ажиотажный продукт года -- сахар. Прирост объемов продаж этого продукта через розничную сеть за январь-сентябрь к аналогичному периоду составил более 30%. Больше всего сахара было куплено в июле -- 34 тысячи тонн (в прошлом году в этом месяце -- 21 тыс.тонн сахара).
 
Впрочем, осенние месяцы продемонстрировали резкое снижение. В октябре продажи сахара по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оказались на 14% ниже.
 
На фоне ажиотажного спроса на сахар резко упали продажи кондитерских изделий -- на 40% за январь-октябрь к аналогичному периоду. Возможно, немного поправит положение предновогодняя покупка сладких подарков, но уже очевидно, что конфеты для белорусов в этом году стали непозволительной роскошью. Их придется заменять припасенным в период ажиотажа сахаром.
 
От сигарет и алкоголя не отказываемся

Еще один популярный товар этого года – растительное масло (ажиотаж наблюдался в весенние месяцы) не продемонстрировал в целом за 10 месяцев серьезного роста по сравнению с прошлым годом. На том же уровне сохранились объемы продаж сливочного масла, сыра и круп. Продажи макарон выросли на 16%. Напомним, макароны летом даже попали в список запрещенных к вывозу товаров.
 
Однако, судя по сводкам пограничного и таможенного комитетов, самым "контрабандным" товаром года, пожалуй, стоит считать сигареты. Отмечены два пика продаж этого товара -- в июле (2,9 млрд штук) и октябре (3,9 млрд штук). При этом в октябре сигарет было продано почти в два раза больше, чем в этом же месяце в прошлом году.
 
Не бросив курить в кризис, а как бросить курить народными средствми читайте здесь, белорусы решили не отказываться и от алкоголя. Тем более что спрос на него поддерживался постоянно ожидаемым ростом регулируемых цен. За десять месяцев текущего года снизилось на 7% лишь количество приобретенных плодовых вин в натуральном выражении. Продажи остальных видов алкоголя выросли. Ликероводочных изделий было продано больше на 27%, коньяка и бренди – на 21%, игристых вин – на 14%, вина виноградного – на 12%, водки – на 10%, чем в прошлом году.
 
Рублей стало не хватать

Однако даже эти цифры меркнут по сравнению с ростом объемов продаж холодильников и стиральных машин. За январь-октябрь через розничную торговлю было реализовано 257,3 тысячи холодильников с морозильниками и 199,3 тысячи стиральных машин. Это на 46% и 78% больше количества проданных за 10 месяцев прошлого года холодильников и стиральных машин соответственно.
 
Самые пиковые месяцы продаж этих товаров – май и август. То есть белорусы конвертировали свои девальвационные ожидания в бытовую технику длительного пользования, вероятно, считая, что на еду заработают в любом случае, а вот на холодильник или стиральную машину в дальнейшем денег может и не хватить.
 
Впрочем, к октябрю рублей уже перестало хватать на то, чтобы эти холодильники заполнить. По большинству продуктов этот месяц продемонстрировал снижение по сравнению с сентябрем. Мяса было продано на 6% меньше, масла сливочного – на 3%, подсолнечного – на 4%, макарон – на 3%. Снизились продажи и крупногабаритной бытовой техники – холодильников на 14%, стиральных машин – на 18%.
 
Похоже, в октябре потребительский рынок действительно подошел к тому моменту, когда он уже никак не сможет стимулировать дальнейший рост производства в стране. И потребительскую активность может подтолкнуть лишь очередной вброс напечатанных белорусских денег, выданных в качестве зарплат и пенсий.
 
Продажи отдельных товаров в 2010 и 2011 годах (тыс. тонн)

 
2010 год
2011 год
Янв.-окт. 2011/
Янв.-окт. 2010**
Окт. 2011/ окт.2010**
Январь-октябрь*
Октябрь**
Январь-октябрь*
Октябрь**
Мясо, включая
мясо домашней птицы и мясные продукты, в то чсиле:
621,1
66,2
560,1
51,8
90%
78%
продукты из мяса
( колбасные изделия , копчености , полуфабрикаты )
221
23,4
269,4
26,5
122%
113%
консервы мясные
19,4
2,1
10,5
0,9
54%
43%
Масло животное
25
3
25,5
2,9
102%
97%
Сыр
33,2
3,6
33,5
3,7
101%
103%
Масло растительное
65,5
8,3
72
7,3
110%
88%
Сахар
135,5
12,6
178,2
10,9
132%
87%
Крупа
107,2
11,4
105,5
10,3
98%
90%
Макаронные изделия
56,9
7,1
66,5
6,1
117%
86%
Кондитерские изделия
145,8
16
86,6
8,1
59%
51%
Табачные изделия ( млрд. шт)
18,9
2
21,8
3,9
115%
195%
Синтетические моющие средства
33,7
4
40,7
4
121%
100%
Холодильники и морозильники тыс. шт.
176,5
21,4
257,3
21,9
146%
102%
Стиральные машины тыс. шт
112
16,3
199,3
17,7
178%
109%
Телевизоры цветные тыс. шт
178,7
24,2
183
17,5
102%
72%

  • *- данные Белстата
  • ** - расчетные данные

 
 
 

РЕКЛАМА