Низкие зарплаты чиновников, о которых интернет-газета Naviny.by писала в конце декабря, оказались серьезным вызовом для правительства. Аппарату Совета министров придется на 20% сократить штат, чтобы поднять доходы своих сотрудников. Если этого не сделать, считают эксперты, начнется массовый исход квалифицированных специалистов. В России и Казахстане, как удалось выяснить интернет-газете Naviny.by, заплаты чиновников сегодня в три-четыре раза выше, чем в Беларуси.
Экономия за счет сокращения
Топ-новостью минувшего вторника стало сообщение о том, что штат Совета министров будет сокращен в 2012 году на 20%. Чтобы понять причины, которые породили это решения, мы приведем вначале несколько малоизвестных фактов и любопытных цифр.
Аппарат Совета министров — структура, которая, согласно законодательству, создана «для организации и контроля исполнения» решений, принимаемых правительством. Помимо секретариата премьер-министра в Аппарат Совмина входят главные управления, которые курируют разные направления — от агропромышленного комплекса до международных отношений.
Бюджетом на 2012 год предусмотрено, что расходы на финансирование деятельности Аппарата Совета министров составят в нынешнем году почти 39 млрд. рублей (+64,4% к уровню 2011-го), на оплату труда рабочих и служащих будет направлено 25,1 млрд. рублей (+69,7%). Несмотря на кажущийся рост расходов на зарплату, в реальном выражении чиновники сильно потеряют. Разве в состоянии предусмотренное увеличение расходов на зарплату компенсировать эффект от 180-процентной девальвации белорусского рубля? Ответ очевиден: если сохранить штат — вернуть чиновникам былые зарплаты не получится.
Поэтому в правительстве решили пойти на кадровую реформу. Разговоры о том, что она будет, стали циркулировать в коридорах власти еще осенью. «Первые слухи о кадровой реформе появились в октябре-ноябре», — сообщил Naviny.by представитель правительства.
Согласно принятому постановлению № 1784, суть кадровой реформы будет заключаться в сокращении на 20% штатной численности Аппарата Совета министров. За счет кого уменьшат штат — предстоит выяснить создаваемой рабочей группе, которая до 15 февраля должна выработать соответствующие предложения.
Как пояснили Naviny.by информированные источники, цель данной реформы — увеличить зарплаты чиновников за счет сокращения штата. Материальные возможности правительства в данном случае ограничены бюджетными деньгами (упомянутыми 25,1 млрд. рублей), которые выделены на 2012 год на выплату заработной платы рабочим и служащим Аппарата Совета министров. Соответственно, если уменьшить штат, то при сохранении фонда заработной платы можно найти деньги для премирования отдельных категорий госслужащих.
Две прошлогодних девальвации привели к тому, что сейчас зарплаты белорусских чиновников не идут в никакое сравнение с доходами госслужащих в Казахстане и России.
Как удалось выяснить Naviny.by, зарплата директора департамента казахстанского министерства составляет сегодня 1500 долларов (с учетом бонусов выходит около 2000). Условия труда госслужащих в России еще лучше. В Беларуси зарплата начальника главного управления министерства (сотрудники Аппарата Совмина говорят, что у них она не выше) составляла в конце 2011-го 3,8-4 млн. рублей. То есть была примерно в три-четыре раза ниже, чем в Казахстане, не говоря уже о России.
Сохранение и в дальнейшем такой большой «вилки» в зарплатах приводило бы к тому, что квалифицированные (особенно молодые) белорусские чиновники стали бы уезжать из страны или уходить в частный сектор (что некоторые уже и сделали, обменяв работу в министерстве на должности в банках). Поэтому власти, судя по тексту постановления № 1784, пытаются предотвратить такое развитие событий.
Правительство в пункте 3.1.2. постановления поручает рабочей группе, которая будет заниматься кадровыми вопросами, обеспечить «существенное увеличение» заработной платы сотрудников Аппарата Совмина и тем самым закрепить «высококвалифицированных специалистов» в аппарате.
Одной зарплатой кадровые проблемы не закроешь
Зарплату в 4 млн. рублей получают высокопоставленные чиновники — с многолетним стажем, имеющие высокий класс государственного служащего и приличную должность. По неофициальной информации, консультанты в министерствах, имеющие многолетний стаж, зарабатывают лишь 2,5 млн. рублей, ведущие специалисты с небольшим стажем — 1,5 млн. рублей. В общем, не так заманчива белорусская госслужба, как иногда ее описывают в прессе.
Поэтому наблюдатели считают, что шаги правительства, направленные на повышение заработной платы в госорганах (кадровую реформу Аппарата Совмина планируется распространить и на другие министерства), оправданы.
«Принятое решение правительства с точки зрения удержания квалифицированных специалистов на госслужбе — правильное. Очевидно, что если специалист востребован на рынке труда, то он может заработать себе на жизнь не только в госорганах», — констатирует директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
Судя по всему, высшее руководство страны интуитивно также чувствует эту проблему. На пресс-конференции 23 декабря, комментируя ситуацию с доходами правительства, Александр Лукашенко признал, что в результате девальвации правительственные чиновники стали заметно беднее, и сокращать им зарплату, как предлагают некоторые журналисты, не стоит.
Обращаясь к прессе, Лукашенко подчеркнул: «Если судить по вашим критериям, то мы победнели наполовину, так зачем же им (чиновникам. — Naviny.by) еще сокращать. Они же разбегутся, некому работать будет».
Невысокий уровень заработной платы чиновников, полагает Александр Чубрик, будет приводить к тому, что люди с хорошим образованием и опытом работы не захотят идти на госслужбу.
«Оптимизацию штата необходимо осуществлять одновременно с пересмотром документооборота, которым занимаются госорганы. В этом случае потребность в чиновниках объективно снизится, а тем, кто останется, можно будет поднять зарплату», — считает Александр Чубрик.
Однако зарплата — не единственный фактор, который привлекает грамотных специалистов. Для квалифицированных сотрудников зачастую очень важно не только материальное, но и моральное удовлетворение. События осени 2011 года показали, что рекомендации правительства, которое предлагало программу рыночных реформ, остались невостребованными. Предложения людей, которые месяцами искали выход из финансово-экономического кризиса, высшему руководству оказались не нужны. Какое тут может быть моральное удовлетворение?
Поэтому неудивительно, что специалистов с западным образованием на госслужбе в Беларуси невидно. Такая ситуация приносит сопутствующие проблемы. Вице-премьеру Анатолию Тозику пришлось год назад констатировать, что среди 332 работников Аппарата Совета министров нет никого, кто бы свободно владел иностранным языком.