Белорусского инвестора пытаются показательно выдавить из знакового инвестпроекта?

04.07.2012 09:28 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Белорусского инвестора пытаются показательно выдавить из знакового инвестпроекта?

  • Ольга Лойко
/
  • TUT.BY

           

 

Транспортно-логистический центр под Раковом имел все шансы стать образцово-показательным проектом. История началась в 2007 году. Развитие логистики – перспективнейшая сфера, транзитный потенциал страны явно недоиспользован, ЕЭП на пороге, что делает перспективы еще более заманчивыми. Да и за реализацию проекта взялись лучшие из лучших. Союз оказался идеальный: крупный литовский логист "Вингес терминалас", известный литовский строитель с многолетним опытом в Беларуси "Алвора", авторитетнейший белорусский перевозчик "Белинтертранс". Но как только строительство ТЛЦ завершилось, идиллия закончилась. Дело оказалось в суде, а его участники заговорили о "завуалированном рейдерском захвате бизнеса СООО "Белвингеслогистик". Кто и что захватывает - TUT.BY попытался разобраться.

Скандал и развод

На "развод", то есть в Хозяйственный суд Минской области, подали литовские участники проекта, требуя исключения белорусского ООО "Белинтертранс" из числа участников СООО "Белвингеслогистик". Список "прегрешений" партнеры перечисляют более чем внушительный. "Все претензии сводятся к тому, что "Белинтертранс" постоянно не исполняет свои обязанности участника, а также нарушает права иных участников Общества. Более того, его действия направлены на причинение ущерба Обществу, доведение его до крайне тяжелого финансового состояния..." - рассказал TUT.BY генеральный директор ЗАО "Алвора" Николай Колесник.

Странное поведение для крупнейшего белорусского автомобильного перевозчика и его владельца Вячеслава Довнара, ветерана этого бизнеса, члена Совета по развитию предпринимательства при президенте, получившего из рук президента медаль "За трудовые заслуги". К самому Довнару мы тоже обратились за разъяснениями.

"Это было похоже на нападение без объявления войны. Буквально вчера мы вели переговоры с директором Vinges Terminalas, спокойно, доброжелательно, а на следующий день мне приносят определение Хозяйственного суда о том, что подан иск об исключении меня из общества, подписанный им же и Колесником – директором "Алворы". Тут же мне вручают и определение суда об аресте моей доли в обществе. Я был просто в шоке! - эмоционально рассказывает Довнар. - Раньше я думал, что такие схемы возможны только в России девяностых! Да и разве по-партнерски это – кофе пить с человеком, о будущем с ним рассуждать, зная, что два месяца назад ты на него такое в суд написал и скоро ему принесут повесточку…". Претензий к партнерам у него тоже оказалось немало.

У истоков

А начиналось все еще в 2007 году и вполне мирно. В Беларуси создали Совет по предпринимательству, была поддержка президента, а проектов оригинальных было мало. Тут и возникла идея создания транспортно-логистического центра. Опыта в логистической сфере нам не хватало, и так на горизонте возник Vinges Terminalas. Землю без аукциона можно было получить только в исключительных случаях. "Я лично сам прошел весь путь согласований: председатель сельсовета, райисполкома, губернатор, и дальше… Все должны были согласиться на выделение земли без аукциона", - перечисляет Довнар. В итоге в июле 2008 года указом президента белорусско-литовское предприятие получило 10 га земли под транспортно-логистический центр возле Ракова. Был заключен инвестиционный договор. Правительству поручалось разработать программу развития логистики. С этого момента новое для Беларуси слово зазвучало на самом высоком уровне.

Вскоре первые проблемы обозначил тогда не добравшийся до Беларуси мировой кризис. "Литовский партнер, - рассказывает Довнар, - заявил, что столкнулся с финансовыми проблемами. И тут с подачи белорусского посла в Литве, господина Дражина, появился вариант с привлечением в проект литовской "Алворы". На словах речь шла о том, что они готовы вложить в реализацию проекта 9 млн евро живых денег. Так нас и стало трое".



На первых порах локомотивом проекта оказалась "Алвора": стройка – их стихия. В послужном списке компании в Беларуси ледовые арены в Барановичах и Пружанах, рыбоперерабатывающий комплекс "Санта-Бремор" в Бресте, низкотемпературный комплекс "МакДоналдс".

"Мы согласились и решением общего собрания участников согласовали "Алвору" еще и генподрядчиком строительства ТЛЦ, утвердили договор с ней. Правда выяснилось, что денег своих построить весь объект "Алвора" не даст . Vinges Terminalas тоже заявил, что у него финансовые проблемы – придется брать кредит. И не "Алворе" – а самому обществу "Белвингеслогистик", и не в Литве, как это можно было предположить исходя из невысоких европейских ставок, а в Беларуси. И не в белорусских рублях, а в евро. Я тогда уже подумал – зачем нам такие иностранные инвесторы – сами бы взяли кредит в белорусском банке", - продолжает Довнар.

Кто кому должен?

Литовские партнеры заверяют, что выполнили все принятые на собраниях и предусмотренные законодательством обязательства. "Можно сказать, что обязательства выполнены даже сверх того, о чем все участники договаривались, и продолжают выполняться в полной мере", – подчеркнул Колесник. Он отметил, что одним из условий Белгазпромбанка при получении кредита было предоставление участниками средств в размере не менее 1,17 млн евро от каждого, и "Алвора" внесла больше других партнеров, 1,4 млн евро.  
 
"Кроме этого, нельзя не упомянуть про то, что "Алвора" выполняла функции генерального подрядчика при строительстве ТЛЦ и долг Общества перед компанией за выполненные услуги на сегодняшний день составляет 2,463 млн евро", - заявил Колесник.

"Строила "Алвора" через представительство, открытое в Беларуси, - говорит Довнар. - Потом только я понял, какая получилась схема - все деньги, которые я внес как вклад в уставный фонд и в виде займов обществу, а также полученный нашим обществом валютный кредит стали плавно уходить в Литву – на счета "Алворы", такой вот круговорот вещей в природе".

"А потом денег "Алворе" стало не хватать. Пришли и говорят: не хватает на завершение строительства, нужно еще скинуться участникам, нужно еще кредит взять… В какой-то момент я сказал – стоп. Я дам еще денег, но покажите документы - почему нужны еще деньги? Я посчитал, что с учетом того, что участники скинулись и общество взяло кредит, получилось уже порядка 10,5 миллионов евро, а договор мы с "Алворой" подписали на 9,065 млн евро. Так зачем еще деньги?", - продолжает белорусский участник.

Тут и разгорелся конфликт: Довнар требовал документы, обосновывающие рост стоимости ТЛЦ, которые, по его словам, не были предоставлены. Литовские участники настаивали, что его недофинансирование препятствует деятельности общества. "Я тогда впервые почувствовал что-то неладное. Решил обратиться в юридическую фирму, чтобы специалисты разобрались, что к чему", - объяснил Довнар.

Юристы разобрались. Оказалось, рассказал Довнар, сметы на строительство ТЛЦ нет, цена договорная и Общество "Белвингеслогистик" уже четыре раза успело передоговориться с "Алворой" об увеличении этой договорной цены. По последнему дополнительному соглашению сумма платежа "Алворе" выросла до 12 800 144 евро, то есть почти на 4 миллиона евро по отношению к изначально согласованной цене.

"Юристы объяснили мне, что "Алвора" является аффилированным лицом общества и каждое допсоглашение по увеличению цены договора с ней должно было быть одобрено всеми незаинтересованным в сделке участниками общества, а не просто подписано директором. Я как участник общества этих допсоглашений вообще не видел", - разводит руками Довнар.

"Начал разбираться с остальными документами: если дверь, например, стоит 100 долларов, то они покупают по 140! Если импортное оборудование можно было купить напрямую на "БелВингесЛогистик", то "Алвора" закупала на себя и потом сама ввозила в Беларусь. И после этого они меня обвиняют в недофинансировании? В противодействии деятельности общества? А какая польза обществу от того, что я дам еще денег? Ведь все деньги тут же транзитом уйдут в Литву по накатанной схеме. Я поддерживать такие решения не намерен", - отрезал он.

Литовская сторона уверяет, что "в начале строительства, когда не была полностью разработана проектная документация, невозможно было определить полную стоимость строительства и по мере разработки проектной документации стоимость строительства увеличилась, и об этом были проинформированы все участники Общества". Сейчас, по словам Колесника, стоимость объекта составляет 142,5 миллиарда рублей. Но белорусский участник с такой оценкой не согласен - "на этапе бюджетирования инвестпроекта цена была согласована с "Алворой" твердая и превышать ее не имели права".

Стройка закончилась, а проблемы - нет

Со скрипом, но в декабре 2011 года первую очередь логистического центра сдали. Однако пока вокруг новенького здания не очень людно. Литовские партнеры сетуют, что "Белинтертранс" блокировал согласование договоров аренды с арендаторами и "фактически шантажировал литовских участников, вынуждая сдать ТЛЦ в аренду целиком самому себе".



"Белинтертранс" пытается сосредоточить в своих руках оперирование ТЛЦ и оказывать спектр высокодоходных логистических услуг, лишив этой возможности само Общество и оставив Обществу лишь доходы от сдачи ТЛЦ в аренду. Все это еще раз говорит о цели "Белинтертранса" сосредоточить в своих руках бизнес по эксплуатации ТЛЦ, "выдавив" из него как само Общество, так и литовских участников", - аргументирует Колесник.

Довнар отмечает, что он предложил за арендуемый метр цену большую, чем иные претенденты – ему и сдали большую часть ТЛЦ. "Я за несколько месяцев аренды заплатил уже порядка 300 000 евро Обществу, в котором сам учредитель. Да и какие претенденты, уважаемые компании, когда посмотрели, какая тут ситуация, сами все отказались", - объясняет он.

Белорусский участник также настаивает на том, что к самому построенному складскому корпусу есть много замечаний. TUT.BY обратился к Александру Елисеенко, генеральному директору компании "ЦОЛЛБЕЛ", которая уже полгода ведет переговоры об использовании площадей ТЛЦ для оказания таможенных услуг. "Мы высказали много замечаний по поводу принятых объемно-планировочных решений. У склада, заявленного как склад категории "А", рабочая высота не соответствует заявленной - он на 2 метра ниже, чем наши аналогичные склады в России. Используемые металлические связи между колоннами не позволяют рационально использовать весь рабочий объем склада. Как технический специалист считаю, что допущено много технических ошибок. Сейчас проводится независимая экспертиза, которая позволит дать заключение о качестве проектных решений и строительства".



В настоящее время Хозяйственным судом Минской области производство по делу приостановлено, материалы переданы в Высший Хозяйственный Суд для проведения примирительной процедуры. "Примирительная процедура проводится на высоком качественном уровне, примирителем сделан ряд конструктивных предложений участникам по возможным концепциям завершения данного спора соглашением о примирении. Сейчас участники их обдумывают, - рассказал TUT.BY старший партнер Юридической группы "АргументЪ" Денис Алейников, представляющей интересы "Белинтертранс" в споре с литовскими участниками. - Считаю, что положительное разрешение данной ситуации в примирительной процедуре зависит прежде всего от воли литовских участников, ведь по данной категории дел у ответчика практически нет места для маневра. В случае если процедура закончится непродуктивно, я не исключаю возможность предъявления нашим клиентом аналогичных исков об исключении к некоторым уважаемым литовским компаниям, а также ряда исков к ним же по иным основаниям".

Взаимные претензии партнеров многочисленны и труднопреодолимы. Если дело не закончится мировой, судебные разборки могут затянуться на годы. Что же будет с этим знаковым объектом? Довнар отказываться от актива не намерен и полон решимости отстоять свое детище: "Если кто-то готов мириться с такими подходами "Алворы" к работе, то я - нет, я пойду до конца, но докажу, кто тут инвестор, а кто - лжеинвестор. Имя свое чернить упреками в недофинансировании я никому не позволю", - заявил Довнар.

"Я больше миллиона евро вложил в этот ТЛЦ, да что там деньги, я душу свою вложил в этот проект, от начала и до конца. У меня есть гордость – полученный в 1986 году патент № 1 на грузоперевозки в Беларуси. Я патриот и этот проект, этот ТЛЦ, я видел флагманом белорусской логистики. А теперь, когда построили, получается, – всё литовцам, а меня, белоруса, на улицу выкинуть? Не нужен больше? - сетует Довнар.

"Я людям на селе работу даю, у меня сейчас в деревне Касынь в группе компаний 600 человек работает. В логистическом центре будут до 400 человек работать, в основном – местное население, жители Ракова, Ивенца и Воложина. Им негде работать! Надо начинать строить вторую очередь ТЛЦ, Volvo планирует – я выиграл тендер – в Ракове строить первый суперсовременный сервис Volvo для грузовых автомобилей. Мне дают на это деньги!" - обозначает перспективы Вячеслав Довнар.

А пока вчерашние партнеры и их юристы готовятся к судебным разборкам, возникает вопрос, грамотно ли в Беларуси организована работа с иностранными инвесторами и насколько при этом оказываются защищены инвесторы отечественные. Впрочем, до этого нет дела жителям Ракова и окрестных поселков, которые надеются на новые рабочие места и ждут начала полноценной работы такого нужного району и городу объекта.





 

 
 
 

РЕКЛАМА