Эксперты поддерживают сокращение госаппарата, но сомневаются в высокой эффективности предпринимаемых мер, комментируя положения указа президента № 168 "О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников", вступившего в силу 12 апреля.
"Белорусский бюрократический аппарат раздут, в бюджете предусмотрены большие затраты на его содержание. Но пока непонятно, насколько разумно будут реализовываться меры по его оптимизации", — заявил БелаПАН экс-глава Нацбанка Станислав Богданкевич.
"Главное, непонятно, какие функции государственных органов и чиновников будут сокращены. Сначала надо сокращать функции, а затем людей увольнять, — подчеркнул он. — Если предусматривать модернизацию госаппарата в плане оптимизации функций органов государственной власти, то принятие указа — правильное решение. Если это просто техническое сокращение, то ни к чему полезному оно не приведет".
По словам Богданкевича, госаппарат раздут, потому что государство пытается вникать во все сферы деятельности общества, экономики, культуры. "Надо сократить функции вмешательства в бизнес, экономику и параллельно с приватизацией, оптимизацией управления проводить сокращение бюрократии. Но раз программы ясной и четкой нет, трудно сказать, как это на самом деле будет делаться", — отметил он.
Богданкевич считает, что сокращение госаппарата на 25% — "это немного, можно сократить и 50%".
Руководитель союза юридических лиц "Республиканская конфедерация предпринимательства" Владимир Карягин позитивно расценивает принятие указа. "Деловое сообщество неоднократно говорило о необходимости реорганизовать структуру государственного управления. Речь идет о том, что необходимо усилить компетенцию госаппарата, сократить многие его функции, устранить дублирование функций", — отметил он в интервью БелаПАН.
По словам Карягина, для бизнеса "крайне важно, чтобы чиновник был человеком мотивированным, образованным, с которым можно вести профессиональный разговор о тех или иных бизнес-процессах".
Он считает, что при разработке указа власти, вероятно, руководствовались необходимостью повысить эффективность госуправления, создать иную систему мотивации работы в госорганах. "Сегодня нельзя работать по наитию, надо овладевать всеми инструментами управления, учитывать потребности экономики. Качества людей и функции госуправления должны быть более модернизированными. Без этого невозможна и просто бессмысленна модернизация предприятий", — сказал Карягин.
При этом он считает, что на сокращении госаппарата много не сэкономишь. "Правительство, наверное, руководствуется не желанием сэкономить, а желанием повысить эффективность экономики, управленческого фактора в ней", — отметил Карягин.
Самая главная причина подписания указа, считает руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса экономист Ярослав Романчук, заключается в том, что "в народе растет недовольство номенклатурой, большими начальниками, чиновниками". "В логике идеологии постоянного "перетряхивания" Лукашенко стремится показать народу, что народ услышан, что государство будет делать все, чтобы оптимизировать систему управления", — отметил он в интервью БелаПАН.
Романчук полагает, что принятое решение "никоим образом не решает фундаментальные проблемы в системе управления, координации в ней больше не станет". "Те внутренние конфликты, которые являются основными и самыми затратными для экономики, остаются. А сократить штат единиц, ликвидировать никому ненужные органы, убрать количество заместителей — да, это хорошо. Тем более что в течение трех-четырех лет все можно вернуть назад, так как понадобятся люди для аппаратов новых холдингов и так далее", — сказал он.
По мнению Романчука, люди, которые лояльно служили и обладали номенклатурным весом, останутся на госслужбе. "А те люди, которым 50 и старше, настоящие профессионалы, с большой долей вероятности могут быть выброшены из органов госуправления, что сделает их еще менее профессиональными", — считает он.
Говоря о концернах "Белнефтехим" и "Белгоспищепром", аппарат которых предполагается сократить на 27%, Романчук отметил, что эти структуры в принципе не нужны для управления предприятиями. "МНПЗ, "Беларуськалий", то есть те предприятия, которые входят в структуру "Белнефтехима", самостоятельны. И сокращение аппарата концерна только на 27% является победой номенклатуры данных секторов", — сказал он.
Как сообщалось ранее, указ № 168 предусматривает сокращение количества работников государственных органов и организаций в среднем на 25%.
В январе Лукашенко провел совещание по вопросам оптимизации системы госорганов, на котором заявил о необходимости создания в Беларуси "компактной и эффективно работающей управленческой структуры в системе госуправления". "Я чувствую, что 25% мы запросто можем сократить, высвободим почти 130 млн. долларов по году. Это хорошие деньги. И плюс из бюджета добавим, и это тот фонд, которым мы можем располагать для повышения заработной платы оставшимся", — сказал он.