Белорусское правительство приступило к очередной операции по привлечению иностранных инвесторов в страну. На минувшей неделе под патронажем представителей Совмина началось строительство Белорусско-китайского индустриального парка, куда, как ожидается, придут крупные международные компании. В настоящее время, по сведениям Naviny.by, в коридорах власти существуют и другие идеи, как заманить иностранных инвесторов в страну.
telegraf.by
Страна, которая не создает ничего нового
Традиционная белорусская экономика, основанная на доминировании госсектора и финансировании за счет государственных источников, уже не дает желаемой отдачи. Более того, существуют очевидные признаки того, что нужны изменения.
Медленные темпы роста ВВП, увеличение запасов готовой продукции на складах, рецессия (снижение промпроизводства) в реальном секторе, ухудшение финансового состояния предприятий и, наконец, низкая отдача от инвестиций указывают, что возможности существующей экономической модели исчерпаны.
Поэтому власти стали задумываться о новых элементах экономической модели, способных повысить ее эффективность. Одна из обсуждаемых идей в последнее время — создание инновационных парков, резиденты которых (прежде всего, за счет иностранных инвестиций) наполняли бы белорусскую экономику передовыми решениями и современными производствами.
К слову, экономические власти, по информации Naviny.by, в рамках подготовки прогнозных документов на 2015 год предлагают сформулировать новые приоритеты промышленной политики. В частности, предлагается проработать проект создания инжинирингового парка, резиденты которого занимались бы проектированием промышленной продукции и экспериментальными разработками.
Почему родилась такая идея? Эксперты, близкие к органам государственного управления, сегодня не скрывают того, что белорусская промышленность не развивается, а живет в основном на том наследии, которое досталось ей с советских времен.
«Показатель объема инновационной продукции, новой для мирового рынка, как и раньше, остается на низком уровне (0,7% общего объема отгруженной инновационной продукции в 2012 г., 1,1% — в 2011 г.). Республика Беларусь, по сути, сегодня не создает ничего нового», — говорится в статье руководства Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики, опубликованной в майском номере ведомственного «Экономического бюллетеня».
Впустить свежую кровь в белорусскую промышленность экономические власти сейчас как раз и пытаются. И если планы по созданию инжинирингового парка находятся пока на уровне предложений, то строительство Китайско-белорусского индустриального парка началось уже на минувшей неделе. Предполагается, что в создаваемом парке будут реализовываться проекты в области электроники, тонкой химии, машиностроения и по некоторым другим направлениям.
Эксперты в целом разделяют благие намерения властей по развитию в рамках парков новых технологий, которые могут дать шанс изменить структуру экономики, доставшуюся Беларуси с советских времен.
«Белорусская статистика подтверждает, что самостоятельно развивать инновационные технологии у нас не очень получается. Поэтому нынешние попытки усилить инновационную составляющую нашей экономики путем развития новых технологий в рамках парков можно только приветствовать», — полагает научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.
В свою очередь, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц говорит, что создание инновационных парков дает шанс Беларуси привлечь в страну серьезных иностранных инвесторов.
«Так как современными технологиями и финансами мы владеем в недостаточной степени, нам нужны инвесторы, которые все это могут нам предоставить. Сегодня, создавая Белорусско-китайский индустриальный парк, мы рассчитываем на китайских инвесторов. Дай Бог, чтобы ожидания оправдались», — отмечает Георгий Гриц.
Белорусские парки: проблемные вопросы
Чтобы привлечь инвесторов, белорусская сторона предоставляет резидентам Белорусско-китайского индустриального парка серьезные налоговые и таможенные преференции. Предполагается, что первым резидентом упомянутого парка станет крупнейшая китайская компания в сфере телекоммуникаций — Huawei.
Кстати, принимая на прошлой неделе делегацию деловых кругов Китая, Александр Лукашенко призвал китайский бизнес инвестировать в Беларусь. «Нам необходимо расширять взаимодействие в форме прямого инвестирования», — сказал белорусский лидер, обращаясь к китайским бизнесменам.
Следует отметить, что фактические объемы китайских инвестиций в Беларусь до последнего времени были, мягко говоря, небольшими. Так, в 2013 году в нашу страну поступило на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) китайских инвестиций на 31,3 млн. долларов (вдвое меньше по сравнению с 2012-м).
Вклад китайских инвесторов в реальный сектор Беларуси, соответственно, также невелик: в 2013 году в уставные фонды белорусских компаний с китайским капиталом поступило всего лишь 9,7 млн. долларов. В общем, китайских инвестиций в Беларуси кот наплакал. В этой связи возникает вопрос, насколько сейчас, в связи с созданием Белорусско-китайского индустриального парка, китайская сторона готова увеличить объем своих вложений в Беларусь.
Другой вопрос еще больше важен — насколько инновационные парки, которые планирует создавать белорусская сторона, будут влиять на потенциал всей экономики. Кстати, наряду с упоминавшимся Белорусско-китайским индустриальным парком, инжиниринговым парком, белорусское правительство в настоящее время думает и над созданием научно-технологического парка «БелБиоград», в котором планируется разместить проекты в области фармацевтики, нано- и биотехнологий.
По мнению экспертов, влияние вышеперечисленных парков на результаты работы всей белорусской экономики будут зависеть от правильного формулирования и реализации в Беларуси промышленной политики. Планирование такой политики и четкая расстановка приоритетов позволили бы добиться «эффектов перелива», полагает Ирина Точицкая.
«Это означает, что в результате реализации инвестиционного проекта увеличиваются инвестиции в смежные сектора — например, в те, где производятся запчасти и комплектующие. Если проекты, реализуемые в парках, будут влиять на работу смежных отраслей экономики, «эффекта перелива» можно достичь», — говорит Ирина Точицкая.
Вместе с тем, эксперт обращает внимание, что пример Парка высоких технологий, созданного около десяти лет назад в Беларуси, показал, что такие «переливы» могут и не возникнуть.
«Парк высоких технологий — замечательный проект, но существует этот парк фактически сам по себе, не оказывая существенного влияния на работу всей экономики», — констатирует Ирина Точицкая.
Еще один важный вопрос в рамках анализируемой темы — отношение членов Евразийского экономического союза (России и Казахстана) к проектам, которые Беларусь собирается реализовывать в своих парках.
К слову, весной этого года Беларусь заявляла о планах по увеличению выпуска белорусско-китайских автомобилей Geely c 14 тыс. до 120 тыс. единиц в год. В этой связи белорусская сторона даже предлагала Geely организовать производство некоторых автокомпонентов для легковых автомобилей на территории Белорусско-китайского индустриального парка.
Чем переговоры по данному вопросу завершились, неизвестно, но Москва ранее категорически возражала против того, чтобы китайские автомобили собирались на территории Беларуси и затем массово ввозились на российский рынок.
«Создание сборочных, не локализованных на белорусском рынке производств, чревато. Как только наши партнеры по Евразийскому экономическому союзу почувствуют угрозу для национальных производителей, появятся вопросы», — говорит Георгий Гриц.
Поэтому, скорее всего, Беларуси придется согласовывать свою промышленную политику с партнерами по Евразийскому экономическому союзу — Россией и Казахстаном. В противном случае масштабные инвестиционные проекты, которые Минск собирается реализовать на своей территории за счет китайского капитала, могут быть восприняты Москвой в штыки.
Белорусское правительство приступило к очередной операции по привлечению иностранных инвесторов в страну. На минувшей неделе под патронажем представителей...