Жилец деревянного дома 1900 года постройки: “Эти дома пережили две мировые войны и две революции. Разве сейчас так строят?”
17.02.2015 14:10
—
Новости Экономики
| realt.by
Источник материала: realt.by Деревянные бараки, тесно граничащие с новыми станциями метро, послевоенная усадебная застройка в тени расцветающих многоэтажек – таковы реалии современной Грушевки, в прошлом, небольшого периферийного городка Российской империи. Сегодня Грушевка переживает второе рождение: со всех сторон ее обступила стройка. А чуть южнее станции метро расположен целый квартал деревянных многоквартирных домов, которые строились на рубеже веков для железнодорожных рабочих. Нам довелось побывать в одном из таких домов и пообщаться с его жильцами. В Станислав, собственник квартиры, родился, вырос и прожил здесь всю жизнь: дореволюционное жилье в Автодоровском переулке его отец получил более 40 лет назад. Наш герой застал печное отопление и времена, когда жильцы заготавливали дрова на зиму, а летом разбивали грядки на придомовом участке. Признается: жил бы здесь и дальше, если бы в планах не замаячил скорый переезд за рубеж. – Моя семья живет здесь с 1974 года, я родился в 1976. Все остальные семьи въехали позже нас. Мой отец закончил Белорусский институт железнодорожного транспорта и был распределен в Минское железнодорожное депо. Ему, как молодому специалисту, предложили две квартиры на выбор: эту, в дореволюционном доме, и другую, куда более современную. Мой отец был очарован этой губернской застройкой, как сегодня очарован я. Такой медвежий угол в центре Минска: зеленая зона, сады разбиты, ни машин, ни людей. В общем, были у него какие-то соображения на этот счет, так что он выбрал эту квартиру. Снаружи дом похож на обычный послевоенный барак, какими славится Грушевка, только краска на нем выглядит свежее. Но стоит зайти внутрь – от иллюзии сходства не остается и следа. В доме два парадных входа, просторный подъезд и каменная лестница с ажурными перилами, которая за выслугу лет могла бы претендовать на звание музейного экспоната. В аккуратном подъезде развешена противотабачная агитация – актив дома не дремлет и борется с курильщиками. В квартире все еще интереснее: о старинной планировке здесь ничто не напоминает. Современный ремонт, стеклопакеты, газовое отопление, санузел с душевой кабиной, ламинат, – словом, все сделано по актуальным стандартам. – До капитального ремонта здесь стояла обычная деревенская печь, – рассказывает Станислав, – на том месте, где сейчас располагается кухня и санузел. Люди заготавливали дрова на зиму, хранили их в кладовках. Но в конце 70-х был проведен капитальный ремонт всей улицы. Печки тогда были демонтированы, сегодня о них напоминают только дымоходы, которые видны с улицы. В каждой квартире установили газонагреватель, к дому провели канализацию, а жильцы уже сами позаботились о том, чтобы сделать у себя санузлы. В доме всего 8 квартир, и для каждой предусмотрено отдельное кладовое помещение в подъезде, сарай на улице и земельный участок во дворе. Правда, садоводством и огородничеством жильцы давно не занимаются. В остальном с дореволюционных времен здесь почти ничего не изменилось: весной расцветают яблони, сушится белье на веревках, квартал живет своей тесной общинной жизнью. Станислав помнит многое. Но ни он, ни другие жители дореволюционных домов раньше войны не заглядывают. Война сожгла все воспоминания старожилов, обрубила семейные корни и выстирала историю. Уцелели только стены 1900 года постройки. – Наш переулок строился для железнодорожных рабочих, – рассказывает Станислав, – и по сей день находится на балансе железной дороги. Нынешнее поколение уже к железной дороге отношения не имеет, эти квартиры нам достались по наследству. Поэтому сейчас здесь проживают люди разных профессий. Я, например, хирург. Но в одной из квартир живет целая династия железнодорожников – их семья до сих пор хранит верность профессии. – В нашей квартире раньше проживал начальник Минского вагонного депо. Он здесь провел почти всю жизнь и только на склоне лет решился на переезд. А проследить более ранних жильцов сегодня, наверное, никто не сможет. Представьте: по документам дом относится к 1900 году постройки, а отец рассказывал, что на самом деле он возводился в 1870 году. Сейчас уже сложно будет докопаться до истины. Подтвердить или опровергнуть слухи, которыми окутан квартал дореволюционных домов в Автодоровском переулке, мы попросили историка и главного архивиста Национального архива Республики Беларусь Владимира Николаевича Денисова:
Realt.by: Как дома железнодорожников в Грушевке уцелели во время войны?
– Представьте, этот дом пережил две мировые войны и две революции, – впечатляет нас Станислав. – Все вокруг выглядело именно так на протяжении уже более чем 100 лет. Родители рассказывали, что в 70-е годы капитальному ремонту подверглись не только наши дома, но и послевоенные бараки на Грушевке. Внешне они выглядели одинаково. Но, когда снимали обшивку домов, бараки были уже сплошь трухлявые. А наше дерево "звенело", как свежесрубленное. Дело в том, что в советское время на деревья наносили специальные надрезы и забирали смолу, а до революции так не делали. Поэтому, в отличие от ветхих бараков, наши дома простояли бы еще много лет. Весь дореволюционный квартал с легкой руки УП "Минскградо" в ближайшее время должен исчезнуть с лица города: дома уже включены в генеральные планы на снос после 2020 года. На территорию в границах ул. Железнодорожная – Автодоровский пер. – ул. Автодоровская – Невский пер. – ул. Путейская будут искать инвестора. Мнения жильцов относительно грядущего сноса разделились: – Аргументы в пользу того, чтобы дом не сносили, я вам назову от себя, – говорит Станислав. – Расположение очень удобное: тишина, природа, яблоневый сад, и при этом метро в двух шагах. Дом бревенчатый, в квартирах дышится легко. Кроме того, здесь нет проблем с отоплением, как в панельных домах в период межсезонья. Квартира отапливается при помощи газового котла: включаешь, когда захочешь, выключаешь, когда жарко станет. Аргументы в пользу сноса, как правило, приводят семьи, которые хотят расширяться: у них появляются дети, людям становится тесно и они рассчитывают при сносе получить квартиры большего метража. Других аргументов я пока не слышал. Алексей с резюме соседа не согласен: в свое время его семья упустила возможность провести в квартиру канализацию и водопровод, и теперь молодому человеку остается рассчитывать только на грядущий снос. Для него это хорошая возможность переехать в квартиру со всеми удобствами. – Живу здесь с 1985 года. У нас была семья железнодорожников, им здесь выделили квартиру. Условия не ахти: туалет на улице. Конечно, хотелось бы переехать в квартиру с удобствами. – Я уже проводил сделки по квартирам в этом квартале, – рассказывает Владимир Севастюк, агент по операциям с недвижимостью Что будет с кварталом дореволюционных домов в Автодоровском переулке, пока не ясно: до сих пор инвесторы игнорировали участки, обремененные сносом и отселением. Слишком велики затраты и риски: порой, тяжбы вокруг отселения жильцов
Фото: Павел Садовский, Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Считается, что Минск во время войны был полностью превращен в руины, а все уцелевшие здания находятся в историческом центре города и охраняются государством....
|
|