“Хотела голосовать за Лукашенко, но меня не внесли в список избирателей”. “Заброшка” на Нововиленской, где 12 лет живут “неучтенные” люди. 21.by

“Хотела голосовать за Лукашенко, но меня не внесли в список избирателей”. “Заброшка” на Нововиленской, где 12 лет живут “неучтенные” люди

01.12.2015 08:06 — Новости Экономики | realt.by  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: realt.by

По вечерам квартал отселенных домов по Нововиленской улице тонет в темноте. Среди металлических листов, приваренных к подоконникам, светятся окна только одной квартиры.


Здесь они и живут: вчетвером, на 22 квадратных метрах, разделенных кустарной перегородкой. Пенсионерка, ее дочь, зять и внук. В квартире нет ни ванной, ни кухни. 12 лет назад на улице была общественная уборная, но ее закрыли вместе с отселенными домами на замок. В этом году туалет снесли, а жильцы остались.


Остальные квартиры в доме пусты, окна забиты досками и запаяны жестяными листами. О заброшенных домах среди местных жителей ходят разные слухи.


– В 2009 году землю под этими домами выкупила Батурина, жена Лужкова, – рассказал нам житель соседней трехэтажки. – Она этих людей и расселила. Потом, когда Лужкова из Москвы погнали, денег строить и сносить у них не осталось. У города – и подавно. Даже дома для многодетных семей во дворе построили, на свободном участке, чтобы не тратиться на снос.


Так выглядит панельный дом с необычной фигурной крышей, построенный для многодетных семей. Будущим жильцам повезло не только с местом, но и с архитектурой. Один из домов уже достроен, но пока не заселен: устраняются недоделки. Вероятно, в начале декабря состоится заселение.


У молодой мамы с коляской, малышка которой гуляет возле местной “заброшки”, другое видение этой истории. Лужков с Батуриной в ней отсутствуют.


– Собирались снести всё до фундамента и на старой основе возвести новый дом. Фундамент здесь крепкий, и новостройку должен был выдержать. Но что-то не срослось, инвестор успел только людей расселить, а дома остались стоять на своих местах. Правда, одну двухэтажку реконструировали, надстроив этаж, и не сказать, чтобы получилось красиво. Там находится местный ЖЭС.



О существовании законных жильцов, которые 12 лет назад должны были получить компенсацию за квартиру, жители окрестных домов не знают. Да и сами жильцы заброшенного барака стараются не афишировать свое присутствие.


– Мы очень стесняемся своих жилищных условий, только поэтому не придаем огласке этот беспредел, – рассказала пожилая женщина, которая 12 лет судится с городом за крышу над головой. – Нам ведь в обществе жить. Когда началось отселение, внуку было 6 лет. Недавно он отпраздновал совершеннолетие, а мы по-прежнему живем в этом жутком доме – идти нам некуда.


С 2003 года, когда дома на Нововиленской были признаны непригодными для проживания, отселением занимался город. Все соседи нашей героини получили квартиры в качестве компенсации. Спустя 5 лет и ей предложили жилье – однокомнатную квартиру общей площадью 39 кв.м, 17 из которых – жилая. От такого варианта пенсионерка наотрез отказалась: три поколения семьи не представляли себе жизнь в одной комнате. С тех пор о последних жильцах отселенного квартала словно бы забыли.


Недавно чиновники по-новому взглянули на вопрос отселения семьи, которая 12 лет живет в заброшенном доме. С собственницей хотят рассчитаться по действующему законодательству: предоставить арендную квартиру и денежную компенсацию в размере рыночной стоимости ветхого жилья.


Как правило, такая компенсация составляет третью часть от стоимости аналогичной квартиры, пригодной к проживанию. Если учесть, что речь идет о 20-метровом помещении без удобств в заброшенном доме, который 12 лет пустовал и не ремонтировался, жилье едва ли потянет больше чем на $10 тыс.


– Я, конечно, с юристами не расстаюсь. Вся пенсия у меня уходит на адвокатов. Можете представить себе, какова рыночная стоимость этого жилья, которое с 2003 года пустует. А цены на двухкомнатные квартиры из коммерческого фонда стартуют от 2,5 млн в месяц, плюс коммунальные. У меня пенсия три миллиона. Вот я за квартиру заплачу, а сама пойду на помойку искать огрызки.


Домой пенсионерка нас по-прежнему не приглашает: больше отселения в арендную квартиру ее дети боятся огласки. Когда знакомые узнают, где все эти годы живет благополучная с виду семья, недоумевают: чем же люди провинились перед городскими властями? Может, коммуналку задерживали?


– Подходили знакомые, спрашивали: “А это про вас статья? Вы, правда, так живете?” Я говорю: “Да, правда”. – “За что ж они так с вами поступают? У вас, может, по “коммуналке” долги?” Не верят они, что с нормальной, благополучной семьей может приключиться такая история.


– Недавно прислали письмо из местного исполкома: реконструкция, говорят, пока нецелесообразна. И снос нецелесообразен. Ну, видимо будет исторический квартал в центре Минска, сохраненный в первозданном виде, – грустно шутит наша героиня. – Историческое наследие сродни Тростенцу. И мой барельеф будет висеть на стене: “Которая ослушалась чиновников, замучена в этих стенах”.


– Мы неучтенные люди, нас будто бы не существует. В поликлинику без паспорта даже не суйся, в приёмной обязательно скажут, что дома № 13 по Нововиленской улице не существует. Внуку написали “13А” на карточке. Улучшили ему жилищные условия. На бумагах.


– На выборах то же самое. Пришла, а мне говорят: “Нет такого дома”. Я достаю паспорт, показываю прописку. “Ой, так давайте мы вас запишем”. Я говорю: “Нет, раз нас не посчитали за людей, так уж не надо”. Написала записку, за кого буду голосовать, и бросила в урну для бюллетеней. Поплакала и ушла обиженная.


– Что за кандидат был в той записке? – интересуемся мы.

– Лукашенко. Если бы он знал, что здесь происходит, никому из чиновников шапку бы не сносить.


По проекту реконструкции этой территории, утвержденному в 2008 году, на месте отселенных бараков должны были пройти трамвайные пути. Однако эти планы едва ли кода-нибудь будут претворены в жизнь. Вместо этого 12 лет подряд отселенные дома по Нововиленской улице отапливаются, снабжаются водой и электроэнергией. В администрации шутят, что за деньги, которые были отданы на нагревание воздуха, можно было проложить через Нововиленскую “золотые рельсы”. Вот только кто виноват в расточительности местных властей?


– Акт о признании этого дома непригодным для проживания, принятый в 2003 году, в настоящее время не имеет силы, – прокомментировал ситуацию Сергей Гребень, заместитель главы администрации Центрального района. – Сейчас готовятся новые документы на признание этого дома не соответствующим санитарным и техническим условиям. Отселять жильцов квартиры № 13 будут по указу № 563, в соответствии с которым собственникам жилья, непригодного для проживания, положена квартира из государственного коммерческого фонда и денежная компенсация за ветхое жилье.


– В декабре текущего года 5 домов по Нововиленской улице (№ 3, 5, 7, 9, 11) пойдут под снос. Дом № 13, в котором все еще живет данная семья, планируется снести в 2016 году, однако эти планы воплотятся в жизнь лишь в том случае, если жильцы согласятся с предоставленной компенсацией. В противном случае вопрос с отселением придется решать через суд.


С какой стати акт 2003 года о признании дома непригодным для проживания перестал иметь юридическую силу? На этот вопрос последней обитательнице отселенного квартала не ответили даже в письме за подписью председателя Мингорисполкома. Сказано лишь, что планы города на Нововиленскую улицу поменялись, а вместе с ними – судьба жильцов:

“В настоящее время проект детального планирования [территории, на которой находится ваш дом] корректируется. Судьба дома не определена, отсутствует решение Мингорисполкома об изъятии земельного участка для государственных нужд. [...] Основания для отселения вашей семьи не имеем.”


Сейчас администрация Центрального района проводит обследование дома по Нововиленской, 13, для признания его несоответствующим санитарно-техническим требованиям. В случае принятия указанного решения дом будет переведен в нежилой фонд, а вопрос об отселении последних жителей заброшенного квартала – решен по действующему законодательству: вместо 15 кв.м на человека, определенных нормами 2003 года, жильцам выделят арендную квартиру и мизерную компенсацию.


Непростую ситуацию согласился прокомментировать Павел Астапеня, директор АН "Эксперт", юрист и аттестованный риэлтер.

– Если в 2003 году жилье было признано непригодным для проживания, то по нормам, которые тогда действовали, необходимо было предоставить жилье в собственность: от 15 до 20 кв.м на человека. Решение о признании дома непригодным для проживания можно оспорить только в судебном порядке. Если данное судебное решение отсутствует, то акт 2003 года о признании дома непригодным для проживания в настоящее время имеет силу, и отселение граждан, проживающих в этих домах, по-прежнему регулируется законодательством 2003 года.

Фото: Павел Садовский

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Ничто не характеризует Минск точнее, чем блеск и нищета в одном флаконе. Беремся ли мы писать об элитной застройке в микрорайоне Дрозды или о двухэтажных...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика