Эксперт о планах ограничить торговые бонусы: попытка сдержать рост цен может увести выплаты в тень. 21.by

Эксперт о планах ограничить торговые бонусы: попытка сдержать рост цен может увести выплаты в тень

26.02.2016 17:10 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Фото: reuters

Министерство торговли опубликовало на сайте текст проекта указа президента «О некоторых вопросах ограничения размеров торговой премии (бонуса) и платы за оказание услуг по продвижению товаров», которым планируется введение ограничений по использованию бонусов субъектами торговли, субъектами общественного питания и поставщиками. Старший юрист компании Cobalt Татьяна Беляева в комментарии для журналистов отметила, что ограничения могут иметь негативный эффект в виде увода этих платежей в тень.

Сейчас в белорусском законодательстве отсутствует прямое регулирование вопросов использования торговых премий или бонусов. Проектом указа предусматривается, что совокупный размер бонуса, а также платы за оказание услуг по продвижению товаров, определяется по соглашению сторон, но не может превышать 10% от цены продовольственных товаров (без НДС и акцизов). К услугам по продвижению отнесены услуги по рекламе продтоваров, проведению маркетинговых исследований, подготовки информации о таких исследованиях, логистические услуги. Наряду с этим предлагается запретить на выплату поставщиком и получение субъектами торговли других вознаграждений.

Под действие указа будут подпадать поставщики продовольственных товаров в торговые сети и крупные магазины, сетевой общепит, организации розничной торговли продовольствием через торговую сеть или крупные магазины.

В проекте указа предлагается отдельно в цене договора выделять размер торговой надбавки и не учитывать ее при определении цены продовольственных товаров, что позволило бы формировать цену товара без заложенного в нее бонуса, увеличивающего цену товара для потребителя.

В настоящее время торговые премии (бонусы) используются и в Беларуси, и во всем мире в качестве стимулирующей меры в оптовых продажах, например, при достижении определенного объема закупок или выполнении других условий покупателем товара. Бонусы могут выплачиваться как деньгами, так и, например, путем передачи дополнительного количества товара. Как правило, условия о премиях включаются в договор поставки либо оформляются в виде отдельного соглашения, а выплата производится на основании акта, отражающего выполнение покупателем программы закупки и других условий.

Документ оговаривает и ответственность за нарушение ограничений. В частности, получение или выплата бонуса, превышающего порог, грозит административной ответственностью в виде штрафа в двукратном размере разницы между фактически полученной суммой бонуса и предельно допустимым совокупным размером бонуса и платы за услуги. То есть если бонус превышает 10% от стоимости товара, то штрафом будет являться двукратный размер подобного превышения. Причем штраф заплатит и продавец, и покупатель.

Разработчики также решили бороться с навязыванием сетями своих услуг: понуждение к заключению договоров, направленных на оказание услуг по продвижению товаров, предлагается карать штрафом в размере до 400 базовых величин.

Таким образом, отметила Беляева, положения будущего указа направлены, прежде всего, на контроль за необоснованным увеличением цен на продовольственные товары, который предполагается осуществить путем введения ограничений на бонусы, размер которых оказывал непосредственное влияние на формирование цен для конечного потребителя, а также установления существенной ответственности за несоблюдение таких ограничений.

«В то же время, существующий на сегодняшний момент принцип свободного ценообразования, не применяемый только к отдельным социально значимым продовольственным товарам, позволяет поставщику определять любые цены на поставляемый товар и в ситуации, когда размер торговой надбавки ограничен и должен быть отделен от цены товара, у поставщика остается возможность увеличить цену на поставляемый товар, реализовать товар по завышенным ценам и впоследствии уйти, например, в нелегальные схемы выплат денежных средств в счет бонусов», -прокомментировала старший юрист Cobalt.

Она также отметила, что положение о запрете выплаты поставщиком вознаграждений, не предусмотренных проектом документа, лишает субъектов торговли существовавших ранее легальных способов проведения выплат денежных средств, которые де факто являются торговыми премиями, что опять-таки открывает путь теневым расчетам. «При этом цены для конечного потребителя не уменьшатся, и в лучшем случае останутся без изменений — поскольку у поставщика есть возможность выделить законодательно установленный размер бонуса, увеличить цену на оставшуюся часть желаемого бонуса и рассчитаться с сетью в другой форме», — добавила Беляева.

«Существует вероятность того, что принятие такого документа будет способствовать развитию теневых денежных либо товарных расчетов вместо существующей на сегодняшний день легальной системы бонусов и торговых премий. Указ может иметь, тем самым, обратный эффект: вместо установления принципа прозрачности — развитие теневых расчетов, а вместо понижения цен — их адаптацию под интересы организаций торговли и их поставщиков иными способами», — резюмировала старший юрист Cobalt.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Минторг опубликовал текст проекта указа президента о некоторых вопросах ограничения размеров торговой премии и платы за оказание услуг по продвижению товаров.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика