Артур Оганесян: «Любое ограничение доходности бизнеса приводит к демотивации и уходу в тень». 21.by

Артур Оганесян: «Любое ограничение доходности бизнеса приводит к демотивации и уходу в тень»

08.02.2017 11:08 — Новости Экономики | realt.by  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: realt.by


— Артур, вы побывали в 73 городах семи стран мира, где проводили свой бизнес-тренинг. Во сколько оценивается агентское вознаграждение в этих городах и странах?

Известные мне цифры мировой практики рынка риэлтерских услуг находятся в широком диапазоне: с собственника недвижимости открытая комиссия может составлять от нуля до 10%. С покупателя от нуля до 5%. Правильный ответ на ваш вопрос в соответствии с антимонопольным законодательством большинства развитых стран следующий: «Комиссия риэлторов зависит от многих факторов, но всегда является результатом переговоров сторон заказчика услуги и ее исполнителя». В некоторых странах указание любой цифры даже с припиской «среднее значение по рынку» может трактоваться, как призыв к установлению единого тарифа, что чревато серьезными штрафами.

— Может ли риэлтер успешно работать за 1-3%, как это сегодня регламентировано белорусским законодательством?

Очевидно, что многие работают и считают себя вполне успешными. Но для предметного разговора надо определиться в понятии «успех». Я обычно рассматриваю четыре критерия успеха профессионального риэлтерского сообщества в разных странах:

 имидж профессии в глазах потребителей, власти, смежников;

доля рынка наших услуг в общем объеме сделок с недвижимостью;

размер уплачиваемой клиентами комиссии в соответствии с договором и рентабельность бизнеса;

способность сохранения нашей деятельности в перспективе с учетом активизации IT-сервисов, юристов-нотариусов, банков, страховых компаний;  

По всем этим параметрам мы серьезно уступаем международным лидерам отрасли, так что об успехе говорить рано. Много над чем еще надо работать.


— В Беларуси профессию риэлтера относят к социально ответственной, поэтому и ограничивают процент от суммы сделки. Ссылаются на то, что нельзя обогащаться за счет бедных белорусов со средней зарплатой, которая пока не достигла $500, и что, мол, нечего «жировать». На ваш взгляд, верен ли такой подход?

Если мы говорим о рыночной экономике, то любое искусственное ограничение доходности частно-предпринимательской деятельности (в отличие от природных монополий, которые в подавляющем большинстве находятся в руках государства), по-моему, носит дискриминационный характер, является несправедливым демотиватором и приводит только лишь к «уходу в тень» и снижению качества. Но главное подобное регулирование серьезно мешает внедрению эффективных технологий деятельности риэлторов — ПРОДАВЦОВ НЕДВИЖИМОСТИ — по изначальному определению отцов-основателей этой профессии. Вспомните доходы, размеры торговой наценки в аптеках, продуктовых магазинах и предприятиях общественного питания Минска и под этим углом посмотрите на понятие «социальной справедливости в бизнесе»… Кажется ли вам все еще, что риэлтеры «жируют»?   


— На ваш взгляд, обязательно ли должно быть государственное регулирование риэлтерской деятельности?

Во многих странах нет никаких специальных актов законодательства о нашей деятельности, из чего можно сделать вывод, что оно не обязательно. Но если мы с вами вернемся к вопросу о критериях успеха, то увидим, что в тех странах, где вышеупомянутые четыре показателя находятся на высочайшем уровне, есть довольно жесткое ГОСУДАРСТВЕННОЕ регулирование доступа к профессии и основных условий нашей деятельности, как и у вас. Но, в отличие от Беларуси, у них нет даже намека на ограничение доходности частного бизнеса. При этом повторю — строго действует антимонопольное законодательство и преследуется любая попытка сговора игроков рынка. 

— Что самое важное в профессии риэлтера, что он должен уметь безукоризненно делать, чтобы быть успешным и зарабатывать много денег?


Мой опыт продажи недвижимости с 1993 года, изучение как успешной, так и провальной деятельности риэлтеров в десятках стран подталкивает меня к выводу: нужно просто вернуться к тысячелетней философии товарного рынка с логикой движения денег на нем и возродить доверие к сложной и важной услуге профессиональных продавцов самого сложного и ответственного товара — недвижимости. Знаю, что многим не нравится слово «философия» в данном контексте. Должен пояснить: ни для кого из нас не является новостью, что в цене продаваемого товара учтена деятельность всех, кто участвует в процессе его создания и продвижения до конечного потребителя. И никому в торговой сети не приходит в голову, обслужив покупателя, потребовать от него плату «за консультации и сервис по подбору»…

А вы говорите «при чем тут философия?» (смеется :))

Сейчас важно очистить услугу от всего несвойственного риэлтерам и научиться добросовестно оправдывать эксклюзивное доверие собственников недвижимости (поставщиков товаров в нашу торговую сеть) и ее покупателей. Первым мы обеспечиваем максимальную выгоду от продажи зачастую самого ценного имущества в их жизни, а вторым — выбор лучшего объекта в том ценовом диапазоне, который может себе позволить покупатель для реализации своей мечты собственного жилья.  



— Вы три дня работали с белорусскими слушателями. Отличается ли наша аудитория и ее вопросы от других аудиторий, где вы работали?

Могу отметить только некоторые исключения законодательного характера и, как я с радостью отметил, — отсутствие у вас понятия «скрытая комиссия». Возражения же наших клиентов во всех постсоветских странах ничем не отличаются. Абсурдность демпинга, «лидогенерационных заманушек» так же, как и навязывания своей услуги при покупке недвижимости, очевидна. Актуальность создания партнерской системы (так называемого мультилистингового сервиса, MLS) тоже. Надо не бояться открыто и с достоинством работать с правительством и депутатами, это вполне реально в вашей стране. Но вначале… — философия! 

Фото: Павел Садовский

 
Теги: Новости, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как уже писал Realt.by, на прошлой неделе в Минске провел трехдневный мастер-класс бизнес-тренер из Украины Артур Оганесян. В перерывах нам удалось пообщаться с...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика