Эксперт: Белорусы привержены к рыночным ценностям, но не умеют делать сбережения. 21.by

Эксперт: Белорусы привержены к рыночным ценностям, но не умеют делать сбережения

02.11.2017 17:36 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Заместитель директора Института социологии НАН Беларуси Ирина Лашук в рамках Кастрычнiцкага эканамiчнага форуму анонсировала выход книги посла Беларуси в Китае Кирилла Рудого «Потому что так решили мы: поведенческая экономика Беларуси и ее раскодирование». Новый труд экс-помощника президента появится в продаже 7 ноября. Также Лашук представила исследование Института социологии о культурном и экономическом кодах белорусов.

Белорусы очень ценят семью и откладывают на «черный» день

Исследование ориентировалось на поведенческие модели респондентов и анализировало базовые ценности и инструментальные ценности (кто или что помогает справляться с жизненными ситуациями) белорусов, пояснила спикер.

По данным социологического измерения, как для сельских, так и для городских жителей Беларуси главными ценностями оказались здоровье, семья и дети. Меньше всего опрошенные отводят внимание творчеству.

С жизненными ситуациями белорусам помогают справляться семья, жизненный опыт и в меньшей степени деньги. Объединив данные по базовым и инструментальным ценностям, исследователи сделали вывод, что для респондентов первоочередную позицию занимает семейный и социальный ресурс, не менее важны статус и профессиональное положение, а на периферии оказались правовые ценности.

Кроме того, Лашук отметила, что у белорусов очень слабая социокультурная активность — 49,5% опрошенных считают себя скорее пассивными в использовании этого ресурса.

В итоге по культурному коду спикер охарактеризовала белорусов склонными к семейным ценностями, с локальным кругом доверия и низкой самоидентификацией как цельного общества.

Что касается экономического кода белорусского населения, то в этом плане респонденты оказались ориентированы на рыночные ценности. Большинство опрошенных в возрасте от 18 до 49 лет считают конкуренцию полезным явлением. Лишь люди старше 60 лет отрицательно относятся к конкуренции.

Также большинство респондентов отметили, что деньги помогают им в решении многих жизненных ситуаций. Но, как заметила Лашук, отношение к частной собственности остается очень сдержанным. Несмотря на растущую приверженность рыночному типу экономику, с возрастом у белорусов рыночное мышления стремительно угасает. Как отметила Лашук, это остается одним из мощных барьеров на пути к становлению капиталистических тенденций в обществе.

По мнению респондентов в возрасте от 40 до 49 лет, положение каждого члена общества определяет его отношение к труду. 62% опрошенных определяют работу одной из самых важных элементов жизни, а 25% белорусов используют работу для достижения собственных определенных целей. Для людей в возрасте от 18 до 29 лет на работе важен карьерный рост, для тех, кому 40−49 лет — профессиональное развитие, а респонденты старше 60 лет хотят просто зарабатывать деньги. Самым инновационным остается молодое поколение — от 18 до 38 лет.

Как показала статистика, белорусское общество сильно ориентировано на сберегательное потребление. 32,5% респондентов стараются сперва отложить часть денег и тратить оставшиеся средства. А 23% опрошенных, наоборот, сначала тратят и если что-то остается — откладывают. Но у большей части белорусов нет сбережений, 40,8% участников исследования просто не имеют возможности их делать.

Продуманной сберегательной стратегии у белорусов не сформировалось. Это заметно по мотивам сбережений: 34% респондентов откладывают на «черный» день, а 24% — на всякий случай. Также социальное измерение продемонстрировало, что популярными формами сбережений остаются приобретение недвижимости или хранение накопленных средств «под матрасом».

Постсоветские страны несчастны из-за идеологических установок старшего поколения

«Счастье — основной мотивирующий фактор человеческого поведения. Экономисты сравнивают обычно это с материальным достатком. Но экономической составляющей не хватает для оценки счастья, нужно еще анализировать ценностные установки», — заявил профессор Высшей школы экономики Эдуард Понарин в своем выступлении о динамике счастья на постсоветском пространстве.

По словам Понарина, в странах бывшего СССР счастливыми людьми могут себя назвать представители молодого поколения, а для людей постарше жизнь с возрастом приносит все меньше удовольствия. Спикер считает, что постсоветские страны в целом менее счастливы из-за ценностных и идеологических установок старшего поколения. Их ценностные ориентиры находятся в кричащем противоречии с той жизнью, которое они наблюдают в постсоветское время. «Молодые люди счастливы, потому что родились уже в этой среде, и чувствуют в ней себя комфортно», — уверен Понарин.

Исследователь Нидерландского Института исследований доктор Пол Деккер также добавил: «Не стоит ожидать высоко уровня социального доверия в этих странах, где была история репрессий. Однако при надлежащем уровне работы судов и исполнительных органов доверие граждан друг к другу может повыситься», — считает Деккер.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Заместитель директора Института социологии НАН Беларуси Ирина Лашук в рамках Кастрычнiцкага эканамiчнага форуму анонсировала выход книги посла Беларуси в Китае...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика