«Агентства работают, чтобы заработать здесь и сейчас. Но по-другому им и не дают». Татьяна Недерева-Архипец о проблеме качества риэлтерских услуг
18.03.2019 14:14
—
Новости Экономики
| realt.by
Источник материала: realt.by Прошло время, когда компании могли диктовать своим потребителям какие-то условия. Высокая конкуренция в любой сфере сейчас позволяет обычному человеку выбрать того исполнителя, который, по его мнению, сделает это лучше. Будь то услуга или продукт — без разницы. Потерять доверие потребителя можно из-за одного негативного поста в соцсетях, а приобретать приходится кропотливым трудом. И риэлтерские услуги не исключение. Только беда еще и в том, что сами участники рынка мало думают о своем будущем, решая сиюминутные проблемы. Что с этим делать? Свое решение предлагает председатель Союза компаний по реинжинирингу риэлтерской деятельности, руководитель компании «СмартРиэлт» Татьяна Недерева-Архипец. Realt.by выслушал идеи опытного риэлтера. «Изменения в стандарт риэлтерских услуг готовы. Ничего не поменяется»Профессиональные участники рынка недвижимости считают, что большая часть проблем в риэлтерской деятельности лежит в области законодательного регулирования отрасли. С этим согласна и Татьяна Недерева-Архипец. И если в вопросе изменения Указа по риэлтерской деятельности далеко не все зависит от профессионального сообщества, есть один документ, влиять на изменение которого профессиональным участникам по силам. Речь идет о государственном стандарте СТБ 1098-98 — Год назад я уже Напомним, стандарт был разработан Белорусской ассоциацией «Недвижимость» в 1998 году. Прошло уже 20 лет. И нормы стандарта объективно не соответствуют реалиям нынешнего рынка. Однако парадокс ситуации в том, что сейчас подготовленные изменения в стандарт, который находится практически на выходе, лишь дублируют те нормы, которые есть в действующем законодательстве. А что дают такие изменения? — Новая редакция стандарта не дает ничего с точки зрения развития бизнеса и роста качества услуг, — уверена Татьяна Недерева-Архипец. — Нужно закладывать более жесткие и более актуальные требования. Стандарт — это то, на что могут влиять профессиональные участники рынка. Союз считает, что закладывая жесткие нормы в этот стандарт, мы для себя — профессиональных участников рынка недвижимости — формулируем цели, к которым должны стремиться. Стандарт не должен быть легким. В стандарте должны быть такие нормы, которые обеспечивают потребителю качественную риэлтерскую услугу и заставляют тебя развиваться. «Альтернативы для лицензирования как не было, так и нет»Татьяна Недерева-Архипец говорит, что ей не понятно, как вообще проходил процесс согласования нового документа с профессиональными участниками: — И я говорю не о формальном соблюдении процедуры, а о качественном обсуждении инициатив наших коллег в профессиональной среде. Почему нет общественного обсуждения внутри профсообщества? Почему не проходило обсуждение тех принципов и основ, которые должны были быть заложены в этот стандарт? Мы все время говорим: законодательство чего-то нам делать не позволяет. Но тогда нужна альтернатива. А где она? По-прежнему считаю, что нет ничего страшного в том, чтобы внести в стандарт такие нормы, которым не будет на первоначальном этапе соответствовать ни одна организация. Но мы все будем знать, что эти нормы приведут к росту качества риэлтерской услуги. Те, кто готов соответствовать стандарту, будут становиться лучше, услуга получится качественнее, и выигрывает в итоге потребитель. Пройдет два года, рынок подтянется под этот стандарт. Компании садятся за стол и опять делают стандарт жестче для себя, чтобы стать лучше. Это непрерывный процесс улучшения качества услуги. Рынок в очередной раз упускает возможность создать альтернативу системе лицензирования. Изменения, которые приготовили некоторые наши коллеги, дублируют устаревшие и неактуальные нормы указа №15. Мы не закладываем в стандарт для себя ничего, что делало бы наш бизнес более современным, технологичным. По моему мнению, там нет норм, которые могут привести к росту качества услуги. Мне искренне жаль, что разработка такого важного для отрасли документа проходит в отсутствие широкого и заинтересованного обсуждения. «Проблема с получением развернутых лицевых счетов — проблема законодательства»Руководитель компании «СмартРиэлт» сетует на то, что у участников рынка недвижимости нет ощущения того, что они здесь надолго. По ее словам, все законодательное регулирование, которое есть сейчас, заставляет думать только о сегодняшнем дне. — Считанные компании готовы прогнозировать свою деятельность на год вперед, — добавляет риэлтер. — Стратегического видения бизнеса в сегодняшних рамках не предполагается. Из профессиональных риэлтеров делают временщиков — сегодня работаем, завтра нет. Сидим как на пороховой бочке. Есть основной документ, который регулирует нашу деятельность, и масса законодательных актов, от которых мы зависим. Эти документы входят в противоречие. По целому ряду критериев — в очень серьезное. Вот последняя И потребители уже тоже в курсе этой проблемы. Хорошо это для рынка или плохо? Это данность. Сейчас во многих компаниях внутренние стандарты, которые гарантировали потребителю защиту их прав в рамках договора об оказании риэлтерских услуг, не могут быть выполнены в полном объеме. Я в своей компании при сделке, по которой мы не сможем получить полную и достоверную информацию, в обязательном порядке буду ставить в известность об этом покупателя, объяснять все риски. Увеличиваются сроки подготовки документов к сделке. У нас этот срок не будет меньше, чем три недели. В такой ситуации у клиентов может возникать и возникнет вопрос о целесообразности заключения договора на оказание риэлтерской услуги. Каждый решает сам. Моя позиция заключается в следующем. Если у вас есть договор, то у меня обязанности, я должна их исполнить и обеспечить защиту ваших имущественных прав. Проверка квартиры в отсутствии информации из лицевого счета существенно осложняется. И много сейчас зависит от уровня профессионализма конкретных специалистов. Не стоит забывать и про страхование профессиональной ответственности риэлтерских компаний. Мы прорабатываем сейчас возможность страхования правового титула для наших клиентов. «Случаев разглашения конфиденциальной информации со стороны риэлтерских компаний не было»Татьяна Недерева-Архипец сообщает, что профессиональными участниками рынка данная ситуация рассматривается как очень серьезная, проведены и планируются рабочие встречи, идет переписка с различными государственными органами. — Я уверена, что здравый смысл и мысли о защите прав потребителей позволят государственным мужам принять верные решения. Профессиональным участникам оставят и сохранят право на получение всей необходимой информации, исходя из того, что у нас есть обязанность препятствовать совершению сделки, которая может быть в будущем оспорена. Кроме того, риэлтерское сообщество рассчитывает на политическую волю Министерства юстиции. Лицензирующий орган всегда стоял на защите прав потребителей риэлтерской услуги. Мы уверены, что и сейчас оно предпримет все необходимые и зависящие от него действия для того, чтобы мы могли свои обязанности исполнять в полном объеме, и наш потребитель не пострадал, — высказывает надежду риэлтер. Также она делится любопытной информацией: на постоянной основе и по действующим договорам со структурами Мингорисполкома получают информацию менее 50 риэлтерских организаций. А лицензии на осуществление риэлтерской деятельности имеют более 100 компаний. Еще Татьяна Недерева-Архипец обращает внимание, что, по данным служб Мингорисполкома, конфликтных ситуаций и споров, которые были бы связаны с тем, что произошла утечка или разглашение конфиденциальной информации по вине агентств недвижимости, не происходило ни разу. — Получается, что та ситуация, которая есть сегодня, в очередной раз рубит сук под теми агентствами недвижимости, которые пытаются оказывать риэлтерскую услугу в рамках правового поля, — недоумевает риэлтер. — У меня есть договор с потребителем, у меня есть обязанность. Я прихожу с запросом, сохраняю эту информацию, как это предписывает законодатель. И вот мне сейчас не дают работать. Данная проблема, которая многими трактуется как проблема риэлтеров, на самом деле проблема потребителей риэлтерских услуг — покупателей объектов недвижимости. Речь идет о гарантиях физическим лицам. «Необходимо гарантировать потребителю защиту титула»Руководитель Союза компаний по реинжинирингу риэлтерской деятельности считает, что законодателю предстоит сделать выбор. — Если в нашей стране персональные данные станут «священной коровой», а это общемировая практика и для целей нашей профессиональной деятельности исключений законодатель делать не будет, то профессиональные участники рынка должны будут первыми поставить вопрос о добросовестном приобретателе и соблюдении принципа «гарантий прав на имущество», который позволит свести риски потери титула к нулю. Права граждан должны быть реализованы. И в этом, конечно, заинтересовано прежде всего государство, а риэлтеры — это инструмент для реализации этих прав. Союзом компаний по реинжинирингу инициирован и готовится круглый стол «Проблемные вопросы предоставления информации риэлтерским организациям» с участием представителей органов государственного управления и законодателей. Фото: Павел Садовский Читайте также: Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Прошло время, когда компании могли диктовать своим потребителям какие-то условия. Высокая конкуренция в любой сфере сейчас позволяет обычному человеку выбрать...
|
|