Интервью по понедельникам: Дизайн-студия Дмитрия Борового

23.11.2009 18:51 — Новости Hi-Tech |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Виталий Денисенков | Фото предоставлено В.ДенисенковымВ этот понедельник о рынке поискового продвижения и веб-разработок в Беларуси мы беседуем с Виталием Денисенковым, одним из основателей и директором «Дизайн-студии Дмитрия Борового».
 
— Виталий, как бы вы оценили (в деньгах, в штуках, в игроках, в заказчиках...) рынки веб-разработок и поискового веб-продвижения (SEO) в Беларуси?

– Вопрос хороший и интересный. Попробую структурированно на него ответить.

Рынок веб-разработки.

Предложений на рынке присутствует много, даже очень. Однако это мнимое разнообразие. Буквально сегодня мы были у клиента, который сказал, что они разослали запрос в 30 компаний, а ответ пришел от 8 – это меньше 30%.

Рынок разработки — это на 70-80% рынок «партизан» (мелких студий и частных разработчиков). Низкий порог вхождения (доступность технологий и информации), а также большой объем рынка (в сайтах заинтересована большая часть белорусских предприятий) делает его привлекательным для технически и «компьютерно» грамотной молодежи. Но и жизненный цикл таких игроков крайне мал – выживают единицы.

Хэдлайнерами рынка, компаниями, чьи имена на слуху, является несколько студий: Ред График, Pixelhead, Astronim*, Студия Дмитрия Борового. Но часть компаний из этого списка самоустранились от активной игры на рынке в силу различных причин. Сейчас, по ощущениям, двумя наиболее активными игроками на рынке является наша студия и Astronim*. Однако это не означает, что конкуренция происходит только между двумя компаниями. Спрос на услуги по разработке сайтов велик, и мы регулярно конкурируем с мелкими студиями и даже частными разработчиками.


Также на рынке присутствует большой пласт студий второго эшелона, которые временами выпускают хорошие работы, но не могут делать это постоянно в серьезном объеме. Масса частных разработчиков (фрилансеров) и компаний, которые устоялись на других рынках, но решили создать свой отдел разработки, закрывают оставшиеся ниши.

Оценить объем рынка довольно сложно. Ориентировочная цифра – это $5.000.000-7.000.000 +/– 50%.

Рынок поискового продвижения (SEO).

Практически 80% веб-разработчиков указывают на сайтах, что оказывают и услуги по продвижению сайтов. В действительности же отделы продвижения есть в 15-20 компаниях (в том числе и в нашей студии), остальные просто передают заказ или занимаются аутсорсингом проектов частным лицам (фрилансерам).

Оценка рынка поискового продвижения год назад озвучивалась в рамках $1.500.000-2.000.000. В этом году возможен рост на 15-20%.

— Какова динамика за год?

– Идут нормальные процессы: открываются новые студии/команды/проекты, некоторые закрываются. В связи с кризисом могу сказать, что количество компаний уменьшилось. Но опять же, мы сфокусированы на конкурентах, всю массу разработчиков оценить сложно. Среди прямых конкурентов есть потери.

— Насколько сильно кризис отразился на студиях и их клиентах? Можете ли оценить перспективы?

– Отразился и отразился сильно. Пострадали компании, которые сильно зависели от 1-2-3 ключевых заказчиков, а также компании, которые вели бизнес недостаточно эффективно. Существенные задержки выплат зарплат, сокращение штата – все это присутствовало и в некоторых компаниях до сих пор присутствует. Многие компании просто прекратили свое существовании.

Что касается перспектив, то в России наиболее оптимистичные топ-менеджеры компаний-разработчиков уже успели поздравить друг друга с окончанием кризиса. Причем сдержанный оптимизм присутствует практически у всех участников проведенного ежеквартального опроса.

Я бы очень хотел, чтобы кризис миновал, однако оптимистам предлагаю подождать до весны 2010 года. Сейчас да, безусловно, есть солидный поток запросов и проектов, но для конца года это нормальное явление. Есть такое мнение, что в Беларуси кризис еще и не начинался! :)

— Ваши прогнозы по ситуации на этих рынках в 2010 году?

– По поводу веб-разработки могу сказать, что многое будет зависеть от общей ситуации в экономике. Если будет рост, то, соответственно, начнется реализация новых проектов. Процентное соотношение новых сайтов в общей структуре выполняемых студиями работ будет достаточно велико.

Если же национальная экономика будет продолжать находиться в рецессии, то одним из основных источников дохода будет поддержка и доработка существующих проектов. В этом смысле высока вероятность уменьшения количества средних и мелких разработчиков, особенно относительно новых компаний, у которых нет внушительной клиентской базы.

Рынок SEO-услуг будет поступательно расти, т.к. компании, которые увидели эффективность такого способа продвижения, даже в условиях острой необходимости снижения издержек отказываются от SEO в самую последнюю очередь.

— Что важнее для клиентов, дизайн или эффективность сайта? Часто ли приходится идти на компромиссы в этом разрезе?

– Я могу сразу сказать, что должно быть важнее — эффективность сайта, экономическая отдача от интернет-проекта. Вопрос в том, что понимают это далеко не все заказчики. Мы работаем с клиентами на этой стадии, стараясь сделать именно то, что надо компании, переубеждаем, приводим примеры, аргументируем. Ведь цель сайта в 80% случаев – прямое или косвенное увеличение продаж. 20% — это имидж и работа с клиентами через автоматизацию отдельных бизнес-процессов через сайт.

Дизайн — это средство достижения целей проекта. Понятно, что он должен быть современен, удобен, продуман, направлен именно на посетителя/клиента, а не на руководителя самой компании. Хотя если дизайн не нравиться клиенту, то он его не примет. Поэтому разработчику и заказчику необходимо разговаривать, уметь слушать и понимать друг друга, искать компромиссы. Ведь только слияние компетенций может дать действительно успешное решение. И, кажется, у нас получается выстраивать работу с клиентами по такому принципу.

Эффективность сайта… Я скажу, что серьезно считают эффективность корпоративного сайта единицы белорусских компаний. Как правило, это компании на высококонкурентных рынках (например, перевозки), для которых привычка обращать внимание на все что связано с продажами продиктована элементарным инстинктом самосохранения. Большинство же компаний не имеют внятной интернет-стратегии и понимания того, что необходимо делать в интернете. Соответственно, даже при наличии хорошего сайта и непродуманном интернет-маркетинге эффективность всего направления значительно уменьшается.

— Какова стоимость на рынке «среднего сайта»? Минимальная и верхняя планки?

– Хотелось бы прояснить один момент: в термин «работы и услуги по разработке сайтов» различные студии вкладывают разный смысл. Мы практикуем комплексные уникальные решения для заказчиков, начиная от консультирования, заканчивая базовыми работами по продвижению сайта. Такой подход наиболее трудоемкий, требует наличия сотрудников высокой квалификации, отлаженных техпроцессов.

Стоимость среднего сайта на рынке (обычно, за «средний» сайт принимается корпоративный сайт с информационным дизайном, каталогом продукции и системой управления сайтом) — это $2500–5000.

Если цена выставляется меньше, значит какой-то либо несколько техпроцессов (а их даже на небольшом проекте много: проектирование, концептуальная проработка дизайна, проработка графического дизайна всех уникальных внутренних страниц, верстка, установка CMS, программирование уникальных модулей и сервисов, тестирование, наполнение сайта контентом) выпадают либо исполнитель на них экономит.

Т.е. это может быть подгонка интернет-решения под стандартную CMS, использование шаблонного дизайна, однотипность шаблонов внутренних страниц. Все эти методы могут быть оправданы в случае ограниченного бюджета у заказчика либо в случае, если сайт разрабатывается на небольшой срок (полгода-год). Однако шаблонные решения не всегда подходят заказчику и серьезно ограничивают возможности работы с сайтом и его дальнейшего продвижения.

— Госкомпании, экспортеры — можно ли сказать, что они стали активней в интернете?

– Активнее — однозначно да. Но ведь быть активнее — не цель. Цель — быть эффективнее, создавать/увеличивать/развивать товаропроводящую сеть, расширять региональное присутствие, подробно информировать потребителей либо инвесторов о продукции и возможностях, повышать инвестиционную привлекательность. А эти задачи тяжело решить с помощью одного только сайта. Но мне жаль, что вопрос о представленности госпредприятий и концернов в сети Интернет стал предметом острой полемики только сейчас. Если бы этот вопрос был поднят 3-4 года назад, то на данный момент мы бы уже методом проб и ошибок имели бы более-менее эффективные интернет-модели продвижения экспортеров в интернете. Но 3-4 года назад были «тучные» годы, и проблема присутствия госкомпаний в интернете интересовала только отдельных руководителей. А иностранные компании-конкуренты постепенно уходили вперед.

— Образованней — стали?

– Образование — еще одна больная тема. Программы ВУЗов в сфере маркетинга не соответствуют текущей ситуации и полезны только в качестве минимального базиса. Думаю, в программах не хватает разбора реальных кейсов белорусских предприятий и успешных преподавателей-практиков. Про интернет-маркетинг лучше и не вспоминать. Потом же следует распределение на крупнейшие предприятия и перед вчерашними студентами стоит задача закрывать пробелы.

В последнее время, делая запросы, общаясь с разработчиками и оптимизаторами, посещая конференции и семинары, соответствующие службы госпредприятий почерпнули для себя определенные знания. Качество этих знаний зависит от уровня консультантов. Ведь консультировать можно объективно, а можно и под продажу услуг своей компании.

— Так много разговоров о необходимости развития национального контента, белорусского интернета... По вашему мнению, что мешает?

– Проблем масса. Начиная от сложного законодательства, продолжая ситуацией на рынке предоставления доступа в сеть Интернет (фактический монополист – Белтелеком), нерешенной ситуацией с микроплатежами, да и банальным отсутствием деловой инициативы. Ведь интернет-проекты – это большие риски, и ответственность за успех проекта готовы взять на себя только действительно энергичные и целеустремленные люди.

Более глубинной проблемой является определенная дезориентация молодых людей, отсутствие у большинства желания развивать самостоятельные проекты, которое наблюдалось еще 5-7 лет назад. Сейчас молодые люди предпочитают делать карьеру в успешных компаниях либо уезжать за рубеж.

— SEO против рекламы в поисковой выдаче: что чаще выбирают белорусские компании?

– SEO. На мой субъективный взгляд данный вид продвижения приносит большую отдачу в долгосрочной перспективе. Да и предложений на рынке SEO-услуг несомненно больше. Соответственно и больше общее количество специалистов, которые данную услугу продают.

Да и стоимость одного заинтересованного посетителя при правильно подобранном списке поисковых запросов (семантическом ядре) получается дешевле.

— В чем основные проблемы поставщиков и заказчиков белорусских SEO-услуг?

– Не всегда правильно подбирается семантическое ядро, что сильно снижает эффективность продвижения. Часто исполнители используют примитивные автоматические способы продвижения, являясь, по сути, посредниками определенных он-лайн сервисов, завязанных только на покупных ссылках. В этом случае не происходит внутренней оптимизации сайта, перелинковки контента, оптимизации HTML-кода страниц. После завершения работ с такими поставщиками услуг сайту быстро возвращаются старые позиции в поисковой выдаче, и заказчик не получает бонусов от действительно профессионального продвижения.

— Какой поисковик чаще выбирают в качестве приоритета для оптимизации?

– В Беларуси поисковый траффик генерируется 3-мя основными поисковыми машинами: Google.com.by, TUT.by и Yandex.

— А по вашей оценке, какой поисковик популярнее всего среди белорусов?

– Наибольшая доля у Google (в лидеры Google вышел в начале 2009 года, опередив TUT.by), однако связка TUT.by и Yandex, работающих на поисковом движке Яндекс.XML до сих пор обладает «контрольным пакетом». По этой причине, а также потому, что с Google сложнее работать, белорусские оптимизаторы чаще предлагают клиентам именно TUT.by и Yandex. Отмечу, что наша студия предлагает продвижение как TUT.by и Yandex, так и в Google.

— Можете вспомнить курьезы, какие-нибудь любопытные случаи, связанные с веб-разработкой или SEO?

– Да, был недавно интересный случай. К нам в студию на переговоры приехали представители крупного регионального предприятия. Буквально за день до этого один их наших дизайнеров был в Москве, и там, в лавке Студии Артемия Лебедева, купил плакат, содержанием которого был запретительный дорожный знак с вписанным в него всем известным словом из трех букв. Под этой композицией присутствовала подпись «у нас не матерятся». Мы, шутя, повесили этот плакат в переговорной и как-то о нем забыли. На следующий день в процессе общения я постоянно ловил взгляд представителей предприятия где-то у меня над плечом (а мы сидели спиной к плакату). Общение длилось где-то 2 часа. Потом, провожая гостей, мы поняли, в чем дело.

Сели на их место и поняли как все комично смотрелось: мы говорим, что сделаем премиальный сайт в сжатые сроки, а у нас за спиной большая надпись из трех букв (нижнюю подпись мы закрывали спинами). При этом мы заняли в тендере второе место. Плакат в тот же день сняли, выводы сделали.

— Ваше пожелание нашим читателям?

Быть более целеустремленными. Не надо плыть по течению, но и не надо плыть против течения. Надо плыть туда, куда наметили заранее. Туда, где действительно хотите быть.

Известно, что значительно больше людей прекращают попытки чего-то достичь и опускают руки, чем действительно терпят неудачу на пути к цели.

Когда Уинстон Черчилль был уже очень стар, университет, находившийся поблизости от его родного города, пригласил его выступить с речью. Говорили, что он собирается выступить со своей самой значительной речью — сконцентрированную мудрость всей своей долгой жизни хотел он облечь в слова. Черчилль встал, подошел к микрофону и сказал: «Никогда, никогда, никогда, никогда не сдавайтесь».

Я тоже хотел бы пожелать белорусам быть целеустремленными, энергичными и активными. И никогда, никогда, никогда не сдаваться на пути к своим целям!


Виталий Денисенков

Один из основателей и директор Дизайн-студии Дмитрия Борового.
Более 6 лет практического ведения проектов по разработке сайтов и интернет-маркетингу. Специалист в области SEO (продвижения сайтов). Количество проектов, которые успешно завершены при непосредственном участии – более 200, из которых 10 отмечены призами различных конкурсов. Опыт написания статей и экспертных оценок для журнала «Дело», портала TUT.by, ряда других изданий. Участник круглых столов по разработке сайтов и поисковому продвижению на конференции «Деловой интернет 2009».

Дизайн-студия Дмитрия Борового

Более 6 лет успешно работает на белорусском рынке веб-разработок. За это время реализовано более 250 проектов, созданные студией сайты получили 10 дипломов международных конкурсов. Среди наших клиентов: Heineken, РУПП «Белорусский автомобильный завод» (БелАЗ), ОАО «Борисовский молочный комбинат» (ТМ «Здравушка»), ОАО «Паритетбанк», Mitsubishi Motors в Беларуси, группа компаний «Трайпл», ЗАО «РРБ-Банк», комплекс «Минск-арена», сети салонов обуви «AXIS» и «Мегатоп», холдинг Next Media (Россия).

Основные направления деятельности студии: разработка сайтов, брендинг и графическое сопровождение брендов, поисковое продвижение сайтов, разработка медийной интернет-рекламы и интерактивных презентаций.

 
 
 

РЕКЛАМА