О парадоксах белорусского рынка жилья, нелегкой роли оракула и мифическом росте цен в начале года «EJ:Недвижимость» рассказал директор агентства недвижимости «Квартирный вопрос» Юрий ЧАЙКИН.
Риэлторскому агентству Юрия ЧАЙКИНА «Квартирный вопрос» в августе 2010 года будет семь лет. Много это или мало? На фоне фирм-однодневок, активно появлявшихся на рынке все это время, возраст все-таки солидный. За плечами немалый опыт, дважды подтверждавшийся званием лучшего агентства недвижимости в 2007-м и 2008 годах, и не одна тысяча клиентов. «За шесть лет – ни одной жалобы!» – гордится директор. И действительно, на сайте компании в отзывах – благодарности, благодарности...
– Начинать надо с того, что у меня в Москве родной брат, агентство которого под таким же названием существует уже больше 15 лет. Он мне и посоветовал в Беларуси основать собственный «Квартирный вопрос».
Это сегодня в тонкостях работы риэлтора Юрий Чайкин разбирается до мелочей и уже три года является членом Совета риэлторов при Министерстве юстиции Республики Беларусь. А в 2003 году перед директором молодой риэлторской компании лежал чистый лист, в который заново надо было вписать очередной этап жизни:
– По специальности я инженер-строитель. Закончил Калининградское высшее инженерное училище; по моему дипломному проекту в Калининграде даже построено два дома. Затем служил в Вооруженных силах Республики Беларусь, уволился в звании капитана запаса. Работал сперва где получалось, а потом основал «Квартирный вопрос».
– Конкуренция была сильная на то время?
– Да. Только в Минске было около 200 агентств недвижимости. Но тем не менее за первые три года мы вошли в десятку лучших агентств. Я окружил себя настоящими профессионалами своего дела, у которых есть желание работать и умение общаться с людьми. Как за рубежом есть семейный доктор, так есть и семейный риэлтор – человек, к которому обращаются по всем вопросам недвижимости. Вот и к нам приходят иногда с такими вопросами, что просто берешься за голову: мы не должны этого делать, это не наша сфера. Но все равно приходится.
О случае, когда он сам покупал раковину, разбитую бывшими хозяевами после продажи квартиры, и отвозил ее расстроенному клиенту, Юрий Чайкин вспоминает с улыбкой – и такое бывает. Зато после довольный покупатель вернулся в «Квартирный вопрос» и написал благодарность.
– Вот так на протяжении шести лет мы улаживаем все проблемы и все неурядицы наших клиентов.
– И часто к вам возвращаются?
– Все время, все шесть лет. Маленькая хитрость в работе риэлтора, которую я вам открою, заключается в том, что он должен сидеть на одном месте и ждать, что люди будут постоянно звонить в агентство и просить продать или купить квартиру. Работа опытного агента основывается на наработанной клиентской базе. Постоянно видишь знакомые лица. И все, кто однажды прошел через «Квартирный вопрос», уже два-три раза возвращались. Ведь зачем еще кого-то искать, если уже знаешь агента, работой с которым когда-то остался доволен?
– Можно не искать, а просто обойтись без агентства. Люди перестали отрицательно отвечать на вопрос, нужен ли риэлтор?
– Перестали. Сейчас 97–98% транзакций с квартирами, домами, землей происходят с помощью риэлторов и агентов по операциям с недвижимостью. Люди начали доверять нам. И если в 90-е годы старались сами продавать квартиру, то сейчас обращаются к специалистам.
– А в прошлом году спад на рынке недвижимости ощутили?
– Не только в прошлом, но и в позапрошлом – на протяжении двух последних лет рынок недвижимости был очень нестабильным. Больше половины 2009 года до сентября было вообще затишье. Если в среднем у нас в месяц проходит около 30 сделок, то за полгода было всего 20. Это была катастрофа.
– Паниковали?
– Нет, конечно. Я понимал, что это надо просто пережить. А в октябре-ноябре люди зашевелились, и только за эти два месяца уже было около 40 сделок.
– Свои антикризисные меры принимали?
– Скорее, просто искали то направление, которое пользуется спросом, несмотря ни на что, и старались его развивать.
– И куда вас привели эти поиски?
– В первую очередь это земля и земельный вопрос, который всегда будет актуальным. Квартиры-то строятся, с каждым годом их все больше, и они никуда не деваются. А земли-матушки больше не становится. Как и продаваемой земли в хороших местах. А я заметил, что люди потянулись к земле в последнее время. И сейчас уже покупателям интересны предложения даже за пределами Минского района – за 30–40, 60 километров от Минска: Заславль, Смолевичи, Борисов, Жодино...
– Часто любую аналитику, прозвучавшую из уст риэлтора, воспринимают как попытку манипулировать рынком недвижимости...
– А на самом деле это не так. Рынок идет сам по себе. Как паровоз – остановить его тяжело.
– И все-таки прогноза от специалистов всегда ждут. Тяжело выступать в роли «оракула»?
– Да. Ведь и прошлогоднюю ситуацию по большому счету никто не мог спрогнозировать – к ней не готовились. Я помню, многие говорили прошлой весной: к концу года цены вообще рухнут, ничего не будет продаваться, будет застой. Потом в октябре, когда все-таки спрос начал расти, многие клиенты говорили: вот в январе-феврале вообще квартиры за бесценок будут уходить. Но как в октябре не случилось ожидаемой многими «второй волны» кризиса, так и падения цен на квартиры в начале 2010 года не случилось.
– А что случилось?
– Чуть-чуть растет цена, чуть-чуть – спрос. Особенно в новостройках. Хотя вообще спрос невелик. У нас в чем парадокс на рынке: спроса нет, а цены на квартиры стоят. Ведь все дешевое жилье уже на начало года было продано. И мы стали говорить: «Цены поднялись!» Они не поднялись – просто дешевые квартиры, например, однокомнатные, которые стоили 40–43 тысячи долларов, были разобраны. А по цене 50–55 тысяч долларов – остались. Но ведь никакого движения цены вверх не было. Просто пока стоимость дорогого жилья не сбавляют. Но если так будет дальше продолжаться, то, конечно, цены будут падать.
– Так вообще, был ли кризис на рынке недвижимости?
– Я считаю, что не было. Было тяжело – и все. И я не жду «второй волны» кризиса. Не так давно я встречался с директором одной латвийской риэлторской компании. Он двухкомнатную квартиру с видом на Балтийское море, которая два года назад стоила 100 000 евро, сегодня не может продать за 10 000 евро! В центре Риги жилье отдают за бесценок... И он все удивлялся: «Что в Беларуси происходит – вы вообще в кризис не попали?! Должны же и у вас цены упасть...» И вот опять: все говорят, а когда это будет? Лично я хочу верить в лучшее.
– А чем ваш личный секрет успеха?
– В личном обаянии.
Действительно, с этим поспорить невозможно.