Источник материала:
Интернет подарил нам не только уникальное средство коммуникации, но и породил новую форму трудовой деятельности, когда работник сам ищет заказы и планирует собственное время. Выглядит очень привлекательно – свобода всегда лучше несвободы. Однако, на деле все не так радужно, ибо, по сути, фрилансер – это... безработный.
Фриланс и удаленная работа – родственные, но все же разные понятия. На удаленной работе в той или иной компании человек либо находится в штате, что подразумевает наличие социального пакета, включая оплату отпусков и больничных, либо работает по долгосрочным договорам, которые могут и не предусматривать части социальных благ, предоставляемых нанимателем, но обеспечивают главное – постоянную занятость и стабильный доход.
Во фрилансе ни о какой социальной защите не может быть и речи. Для фрилансера Интернет – это рынок, торговая площадка, на которой он продает свои услуги. А рынок подразумевает и рыночные отношения – включая конкурентное соревнование, ценообразование, свободу выбора как заказчика, так и исполнителя. Но сам рынок фрилансерских услуг достаточно насыщен. На практике это означает, что стоимость услуг очень низка. Почему это происходит, сейчас и поговорим...
Если удаленная работа постоянно набирающее популярность явление – в этом режиме работает все больше специалистов самых разных направлений, то фриланс касается ограниченного количества профессий. Он достаточно узок, потому что в форме свободного предложения и заказа услуг через Интернет серьезных объемов и, соответственно, больших денег ждать не стоит.
Для примера можно взять труд архитектора. Работая в большом бюро, проектировщик зданий вполне способен трудиться дома, оборудовав светлую и удобную чертежную мастерскую. Не покидая домашнего кабинета он может работать над большими проектами, согласовывая свои действия и получая необходимую информацию через Интернет. При соответствующем оснащении ему даже не придется использовать традиционные ватман и тушь. Для самого работника плюс в том, что трудиться можно в комфортных домашних условиях, больше времени проводить с семьей, для работодателя – в снижении расходов на содержание офиса и в увеличении (так оно и происходит в реальности) нагрузки на удаленного работника, поскольку оговаривается время сдачи заказа, но не рабочий график. Работник постарается выполнить заказ в срок, даже если придется трудиться вечерами и в выходные.
Можно ли представить архитектора-фрилансера в принципе? Даже заказ какой-нибудь второстепенной архитектурной детали заказчик любого уровня постарается разместить у проверенного специалиста, поскольку в итоге бюро должно получить полный проект здания, а не набор деталей различного качества. Риск же получить некачественный проект во фрилансе достаточно велик. Или не получить заказ вообще – никто же никому ничего не должен (а авансы во фрилансе так же незначительны, как и суммы вознаграждения за выполненную работу). Значит, есть сферы деятельности, в которых фриланс просто не работает. И таких сфер деятельности больше, чем может показаться.
В режиме фриланса работают специалисты различных областей, но большей частью – писатели, журналисты, переводчики, художники, веб-дизайнеры и программисты. Успешных, состоявшихся профессионалов среди них очень мало. В основном, это очень небогатые начинающие или недостаточно востребованные в своей профессии люди. Почему? Потому что заинтересованный в результате заказчик лучше переплатит, но наймет проверенного специалиста, чем будет выбирать самого дешевого из толпы безвестных исполнителей...
Фрилансу примерно столько же лет, сколько и Интернету. Российский фриланс начал активно развиваться в начале 2000-х годов. Десять лет – срок вроде бы немалый. Но ожидаемого роста стоимости услуг и расширения перечня профессий во фрилансе не произошло. По сути, все развитие свелось к созданию фрилансерских сайтов, зарабатывающих на процентах от заключаемых сделок между заказчиками и исполнителями. И бирж контента – магазинах, где для всех желающих продаются статьи фрилансеров. Заработки очень небольшие, хотя заказов через фрилансерские сайты и биржи контента проходит много.
Чего ожидать в будущем? Фрилансеров ничего хорошего не ждет. Цены на предлагаемые услуги увеличиваться не будут, хотя, спрос продолжает расти.
Происходит следующее. Проекты с проработанной моделью монетизации, например, онлайновые магазины, порталы туристических компаний, представительские сайты и так далее, способны выделить на дизайн портала и наполнение его качественным контентом приличный бюджет. Эти компании к биржам контента и услугам фрилансеров не обратятся никогда, поскольку их интересует, прежде всего, качество, а не цена. К тому же трезвый расчет показывает, что лучше заплатить один раз много, чем много раз помалу – вылавливая программистские ошибки, дизайнерские несуразности, а в текстах еще и элементарные глупости. Такие компании всегда будут искать профессионалов, сколько бы их услуги ни стоили. Когда контакт установлен, заключается договор (на бумаге, все как положено) с выплатой аванса – обычно от 30, до 50 процентов от полной стоимости заказа. И тогда нанятый компанией специалист приступает к работе.
Эта модель деловых взаимоотношений действительна для фирм, располагающих капиталом на начальное развитие. Мощные же компании предпочитают просто нанять на работу хорошего программиста или писателя, чтобы исключить поиск специалистов в будущем. И неважно, как будут работать эти сотрудники – удаленно или в офисе – фрилансерами их никак не назовешь.
Услугами фриланса пользуются частные лица или небольшие фирмы, у которых денежного ресурса просто нет. Заказы размещаются на фрилансерских сайтах. Начинается настоящий конкурс – заказчик может выбирать между очень низкой ценой и супер-низкой. Тут же начинается «игра» с портфолио, занятие довольно бессмысленное, поскольку перечисление былых заслуг вовсе не гарантирует качества работы... Вот пример – без имен, которые и так на слуху. Какое портфолио нужно создателю сайта Яндекса? Без портфолио разве не ясно, что речь о профессионалах высокого уровня, да еще и очень дорогих? И что изменит портфолио в судьбе журналиста, подписавшегося на серию из пяти статей под обещанные 20 долларов оплаты за все скопом? Разве что с голоду не умрет – до конца недели (или умрет, но не очень быстро).
Да, цены на услуги программистов и создателей контента на фрилансерских сайтах способны поразить несведущих людей своей ничтожностью. Еще «смешней» обстоит дело с биржами статей Биржа статей liex. С писательским ремеслом, «профессионально обзываемым» копирайтингком, рерайтингом и прочим «райтингом» (проще говоря, написание оригинальных статей и откровенное передувание результатов чужого труда – тоже профессия, да?) дело в русскоязычном секторе Интернета обстоит совсем худо. Но чтобы статьи продавались за... 15 центов? И ведь предлагаются и покупаются – сотнями. При этом по соглашению с биржей участники этого «аукциона» (никакого аукциона нет, это, скорее, смахивает на рабовладельческий рынок) платят порталу определенные деньги. Авторам же достаются вот эти жалкие центы. Даже имени под статьями не сохраняется – это условие биржи контента, все права полностью переходят к покупателю. Да только о каких правах речь? На эту вопиющую ерунду?
Фриланс – по крайней мере для писателя и журналиста – великая сладкая сказка, иллюзия, самообман. И – затягивающее болото. Начинающий автор, который планирует «набить руку» на однотипных коротеньких статьях, рассчитывая продавать их сотнями, может успокоиться. Писателя из него не получится никогда – никакого вообще. К этой профессии следует подходить с другой стороны. Фрилансерская школа способна воспитать только посредственность. Нет? Взгляните на сайты, наполненные контентом с этих самых бирж. И покажите хотя бы один журналистский шедевр, созданный при посредстве фрилансерских сайтов – любого из них. Хотя бы один!
Правда, есть и другие области, где о фрилансе нужно говорить более осторожно. Например, программирование. Написание небольших программ – это практика, без которой невозможен профессиональный рост. Но в конечном счете приличные деньги программист может заработать только на заказе от состоятельной компании, которая, как мы уже говорили, на фрилансерский сайт просто не пойдет.
Еще одна область, очень любопытная – это дизайн. Он разделяется на множество специализированных направлений. И речь далеко не только о дизайне сайтов (здесь действует то же правило, что и относительно писательского ремесла – за копейки получишь копеечный результа). Возьмем, к примеру, художников-карикатуристов (они называют себя картунистами). Им бояться засилья дилетантов не приходится. Интересную карикатуру бездарь не нарисует в принципе. И обычному человеку, далекому от изобразительного искусства, не нужно объяснять, чем плоха эта картинка и чем хороша другая. С текстами этого не происходит. Покажи заказчику новеллу Набокова, он может посчитать ее ужасной ерундой – просто в силу своего невежества.
Очень печально, что участь литературного творчества и журналистики постигла и фотографию. Доступность цифровой техники сыграла с этим видом искусства злую шутку. Для правильной оценки художественной ценности фотоснимка тоже нужен определенный уровень подготовки. Работу мастера от поделки дилетанта способен отличить не каждый (поэтому в Интернете столько дешевого кича и откровенной безвкусицы).
Для кого же фриланс способен стать той самой курочкой, несущей золотые яйца? Для тех, кто способен предложить покупателю уникальный продукт. Не текст, не типовые безликие болванки сайтов и, к сожалению, не фотографии. Но – предметы искусства малых форм, народных ремесел, деталей интерьера, цветочных композиций – список можно продлить. Здесь конкуренции практически нет. Написать три абзаца бессмысленного текста способны многие. Но многие ли смогут, к примеру, предложить пишущему человеку роскошную титановую ручку авторской работы? Поищите в Сети, такой мастер есть. У него золотые руки и светлая голова.
Николай НАДЕЖДИН