Источник материала:
Не секрет, что многое из продающегося на наших рынках товара ввезено из Украины. Одежда, обувь, товары для дома, бытовая техника – все это там дешевле. На разнице в цене зарабатывают многие предприниматели, а для жителей приграничья поездки за покупками в соседнюю страну и вовсе стали делом обычным. Корреспондент «Зари» на денек отправилась в «жовто-блакитную», чтобы пройти путь “челнока”.
Доллары обменяли...
в поезде
После того, как Польша вошла в Евросоюз и стоимость визы туда выросла до 60 евро, Украина стала наиболее привлекательным направлением в плане шоппинга. Если раньше самым популярным был рынок в Хмельницком, куда ездили и ИП, и обычные белорусы, то сейчас наши сограждане изучили и близлежащие населенные пункты Украины – Ковель, Ровно, Чернигов. Цены там чуть выше, чем в Хмельницком, но за счет экономии на дороге и времени разница эта становится не так существенна. Особенно если ехать за небольшим объемом вещей.
Из Барановичей, где мы с подругой начали путь, добраться до белорусско-украинской границы проще всего через Лунинец: ежедневно в приграничное село Удрицк ходит дизель-поезд Барановичи - Лунинец - Удрицк, регулярно в направлении Львова и Ивано-Франковска – пассажирские поезда. Вторник был выбран потому, что именно в этот день возвращаются домой с товаром, закупившись на неделю, торговцы из Лунинца, Столина и других близлежащих населенных пунктов.
Ехать решили утром до Удрицка на пассажирском поезде Санкт-Петербург - Львов, дабы до отправления обратного дизеля в 17.20 изучить цены на местном рынке, что-нибудь купить и понаблюдать за торговлей. Четыре часа пути (время, включая прохождение белорусской и украинской таможни) - и вот в начале девятого утра мы выходим на платформу. Еще в поезде обменяли немного долларов на гривны у украинских валютчиков, которые начали предлагать свои услуги пассажирам незадолго до границы. Этим «бизнесом», кстати, промышляют не только мужчины, но и женщины.
Здание маленькой приграничной железнодорожной станции Удрицк, судя по всему, давно не видело ремонта. Зашли, чтобы спросить у кассира, как найти рынок и взять обратные билеты – касса, оказалось, откроется только через полтора часа. Разговорились с местными жителями. Выяснилось, что в самом Удрицке, где проживает около тысячи человек, рынка нет, нужно ехать в райцентр – Дубровицу. Это примерно 40 км, но маршрутка туда уже ушла, а дизель Удрицк – Здолбунев будет только в 11.22. А лучше, говорят нам, ехать на этом же дизеле в Сарны – это еще более крупный город, в 85 км отсюда. Смотрим на часы: дизеля ждать почти три часа. И если ехать в Сарны, то на беглый осмотр города и местного рынка галопом остается часа два, чтобы успеть на обратный дизель на Удрицк... Да, не рассчитывали на такую долгую дорогу...
Решили в ожидании пройтись по деревне. На небольшой аккуратной улице, ведущей от станции, несколько магазинчиков. Вдруг видим, едет белый «Фольксваген», на взмах руки водитель – мужчина в возрасте – остановился. Оказалось, местный предприниматель Михаил, хозяин одного из этих магазинов, как раз едет в Сарны за товаром. За символическую плату – 20 гривен с носа (примерно 8 тысяч рублей) – он согласился повезти нас и с удовольствием выступил в роли экскурсовода. Первые 7 км, выехав из деревни, ехали о-о-очень долго по узкой разбитой брусчатке. На вопрос «Старая, наверное, дорога?» ответил, что не очень – середины 70-х годов, просто ею давно никто не занимался. Когда начался нормальный асфальт, спокойно вздохнули. Потом оказалось – рано обрадовались, через 500 метров машину снова начало трясти по брусчатке...
Наш собеседник рассказал, что недавно побывал в Столине, а до этого в Беларуси не бывал лет семь. Многое, говорит, у нас изменилось в лучшую сторону.
Петляя по дороге, проезжали деревню за деревней. Почти в каждой гнездятся аисты – порой на одной улице несколько гнезд. В Дубровице – районном центре с населением около 10 тысяч человек – преобладают одноэтажные дома. И немудрено: несколько лет назад город отметил свое тысячелетие. Как и Брестчина, в 20 - 30-е годы эта территория входила в состав Польши, и на глаза попадались знакомые по архитектуре здания постройки тех времен – в Барановичах, например, похожих немало.
“Made in China”
В Сарнах нас высадили прямо возле рынка. В этой части города также преобладает частный сектор, много старых зданий – город старинный, первый раз упоминается в 1570 году. Здесь есть несколько промышленных предприятий и, кроме того, это крупный железнодорожный узел.
До обратного дизеля осталось более трех часов, которые мы решили посвятить изучению рынка. Одежда и обувь были в основном китайского происхождения, а цены на фирменные вещи от наших, говорят, отличаются немного. Целый ряд был посвящен «сэконд-хэнду». Цены на заморские фрукты от наших практически не отличались, а вот стоимость меда и грецких орехов (вдвое меньше нашего) приятно удивила. Как и огромный выбор дешевых украинских конфет. Гречка, цены на которую у нас в последнее время зашкаливают, стоит 20 гривен – примерно 8 тысяч рублей за кг.
В торговом ряду, предназначенном, видимо, для продажи местным населением излишков продукции подсобного хозяйства, мы увидели товары со знакомыми этикетками. Потом уже специально прошли по рядам, присмотрелись: вот бабушка выложила на прилавок две пачки сливочного масла, батон вареной и три палки копченой колбасы белорусского производства. А этот мужчина, видимо, приехал на машине – у него и выбор больше, и объемы: целая коробка глазированных сырков, несколько палок колбасы, банок селедки и сгущенки... Чуть позже в павильоне с колбасами среди украинских колбас увидели продукцию брестского предприятия «Инко-Фуд».
Когда гривны, купленные в поезде, закончились, решили поискать обменник. На рынке, судя по всему, такового нет, пришлось воспользоваться услугами валютчиков. После того, как в прошлом году на рынке в Евпатории валютчик «немножко» ошибся в свою пользу (хотя потом, когда это выяснилось, деньги он вернул), было немного боязно. Но здесь было все по-честному.
Пора было отправляться на вокзал – он находился в 10 - 15 минутах ходьбы. По переходному мосту перешли на вокзал (построенный в начале прошлого века) и до отправления дизеля решили осмотреть город с другой стороны от вокзала. Случайно наткнулись на огромную распродажу: в здании с вывеской «Ночной клуб», похожем на огромный спортзал, стояли прилавки с одеждой, обувью, шторами, всякими бытовыми мелочами. Бегло пробежались: конечно, практически всё «made in China», но цены на аналогичный товар дешевле, чем на том же рынке.
В одной руке
кроссовки, в другой - тапочки...
Старый дизель-поезд, на котором мы и несколько десятков торговцев (они ехали из Ровно, где закупали товар) с огромными баулами добрались до Удрицка, состоял всего из трех вагонов. Едва он остановился, началась настоящая гонка: люди старались как можно быстрее «высадить» свои сумки из поезда. Причина такой спешки в том, что поезд на Лунинец отправлялся через полчаса, а за это время нужно было пройти таможенный и пограничный контроль украинской таможни, успеть загрузиться в свой белорусский дизель и... распределить товар между помощниками, приехавшими на этом же дизеле из Беларуси.
Мы были немногими, у кого из багажа было всего лишь пару небольших пакетов. Однако интереса у украинской таможни не вызвали ни мы, ни те, кто вез огромные сумки и баулы. Женщины перед нами в очереди предусмотрительно подготовили гривны, чтобы, видимо, не было проблем...
Штампик в паспорте есть – и вот мы уже на платформе. Пробираемся через тюки и сумки. Двери дизеля Удрицк - Лунинец - Барановичи еще закрыты, но замечаем, что он полон людей. Это «перевозчики» – люди, которых нанимают торговцы, чтобы распределить на несколько человек и перевезти через границу весь купленный товар. За эту «работу» им платят 20 тысяч рублей за поездку.
Те, кто на платформе, начинают передавать в окна сумки и пакеты, что поменьше, «перевозчики» их принимают. Кто-то пытается вручную раздвинуть двери дизель-поезда, чтобы занести коляску с сумками... Наконец двери открываются, в дизеле еле находим два свободных места – практически все занято. Начинается что-то невообразимое: одни запихивают в поезд баулы, другие распределяют пакеты между «перевозчиками». Уже несколько раз объявляют: «Осторожно, двери закрываются», но поток сумок кажется нескончаемым. Напротив женщина натягивает на себя две пары джинсов, поверх – широкие брюки, другая одевает несколько блузок. Услышав, что мы практически ничего не везем, нас просят помочь: через секунду обнаруживаю в одной руке пару кроссовок, в другой – тапочки... Попутно люди успевают давать указания знакомым: мол, если меня высадят, собери мои вещи у тех, тех и тех...
Все это нужно успеть за те несколько минут, что поезд идет от украинской таможни до белорусской. Наконец все притихли. Одна из наших соседок заметно волнуется: у нее «лишние» туфли, которые некуда пристроить. При проверке паспортов сотрудники таможни обращают внимание на периодичность поездок: если человек ездит в Украину каждую неделю, то внимание к нему и тому, что он везет, более пристальное. Ведь существуют нормы ввоза товара для личного пользования.
Женщины постоянно выглядывали в окна: высадили ли кого-нибудь из их «коллег?» Опасения оправдались: двух женщин с сумками направили к выходу. Через некоторое время они попытались сбежать, запрыгнули в другой вагон, но вскоре их снова выдворили. Когда поезд тронулся, остальные вздохнули с облегчением и начался обратный процесс: переодеваний и раздачи вещей их хозяевам. Большинство пассажиров вышли в Столинском и Лунинецком районах, до Барановичей ехали единицы. Через неделю большинство из них снова отправятся в соседнюю страну на шоппинг с экстримом.
Елена ЮРКЕВИЧ