Украинские электроды и вагоны приобщились к белорусской приватизации

03.08.2011 19:32 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

 

Украинские электроды и вагоны приобщились к белорусской приватизации

  • Александр Заяц, TUT.BY

 

В июле украинский капитал проявил активность в процессе разгосударствления ряда белорусских предприятий. Группа компаний "ПлазмаТек" купила "Рогачевгазстрой". Крюковский вагоностроительный завод будет участвовать в акционировании Гомельского вагоноремонтного завода. Чем привлекла белорусская приватизация "южных соседей"?

Электроды

На аукционе 28 июля "Светлогорский завод сварочных электродов" приобрел 86,7% госпакета акций ОАО "Рогачевгазстрой" за почти 6,5 млрд рублей. С прошлого года 75% акций светлогорского завода принадлежит украинской группе компаний "ПлазмаТек" (базируется в поселке Рудница, Винницкая область), 25% - местному предприятию "Белая Русь". 
Украинские электроды и вагоны приобщились к белорусской приватизации
"ПлазмаТек"" является самым крупным производителем электродов в Украине - 1700 тонн электродов в месяц. По 24,9% акций предприятия владеют председатель наблюдательного совета Владимир Поляков и генеральный директор Виктор Слободянюк, 20,11% - Инна Слободянюк. 

"ПлазмаТек" вложила в развитие светлогорского завода более 600 тысяч долларов. Благодаря проведенной модернизации белорусское предприятие увеличило объем выпуска продукции почти в 10 раз до 270 тонн электроды МР-3с в месяц. 

Однако этим планы украинцев не ограничиваются. К концу 2011 года они хотели установить в Светлогорске вторую линию, с запуском которой объем производства увеличился бы почти вдвое. Чтобы это осуществить, нужны были дополнительные производственные площади. Для этих целей планировалось выкупить светлогорскую базу "Рогачевгазстроя", которая находится рядом с заводом сварочных электродов. Однако в Госкомитете по имуществу Беларуси ответили, что приобрести "Рогачевгазстрой" можно лишь полностью.

Украинские бизнесмены не долго думали над этим условием. Благо акционер "ПлазмаТека" Владимир Поляков является также одним из совладельцев "Укргазстроя" и для него рогачевская площадка является по сути своей профильным бизнесом. Поэтому в "ПлазмаТеке" было принято решение диверсифицировать бизнес, а не останавливаться на производстве электродов. 

Исполнительный директор "ПлазмаТека" Юрий Омельчук говорит, что в планах светлогорского предприятия "полностью покрыть потребность Беларуси в сварочных электродах и наладить стабильные экспортные поставки". От других комментариев представитель "ПлазмаТека" решил воздержаться "пока не будет закрыта сделка".

Вагоны 

5 июля президент Лукашенко своим указом одобрил вхождение украинского капитала в Гомельский вагоноремонтный завод (ГВЗ). Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ), который базируется в Кременчуге, инвестирует 7,2 млрд рублей (1,4 млн долларов) в уставный капитал ЗАО "Гомельский вагоностроительный завод", которое будет создано до 31 декабря на базе имущественного комплекса РУП "Гомельский вагоноремонтный завод им. Калинина". Согласно указу, белорусская сторона в качестве вклада в уставный капитал ЗАО внесет находящееся в республиканской собственности имущество Гомельского вагоноремонтного завода стоимостью 40,4 млрд рублей (около 8 млн долларов).
Украинские электроды и вагоны приобщились к белорусской приватизации
Создание подобного совместного предприятия планировалось еще в 2008 году, напоминает заместитель начальника отдела стратегического развития Крюковского завода, нынешний куратор этого проекта Владимир Кашуба. "Три года назад, до кризиса, это был совершенно другой проект, более масштабный. Мы хотели выкупить 76% акций ГВЗ и инвестировать не один миллион долларов в его модернизацию. Но кризис изменил планы и наши, и Белорусской железной дороги, которая хотела серьезно обновить свой парк", - говорит он. 

Впрочем, по словам В. Кашубы, сотрудничество белорусского и украинских заводов за это время не останавливалось, за четыре года "мы совместно создали 62 пассажирских вагона". Украинская сторона поставляла кузова и тележки, а белорусский завод занимался интерьером и окончательной сборкой вагонов. "Оценить качество работы может каждый желающий, кто ездит на фирменном поезде Минск - Киев "Белый аист", - добавляет представитель КВСЗ. 

Владимир Кашуба утверждает, что сейчас при создании СП "самое трудное решить ряд противоречий, которые есть в белорусском и украинском законодательствах". "В частности, это касается защиты прав интеллектуальной собственности и других вопросов", - добавляет он. 

Украинская доля лишь в 15% в ЗАО не смущает Владимира Кашубу. "Главное, чтобы было взаимопонимание между сторонами", - парирует он. При этом Кашуба признает, что "говорить о техническом перевооружении гомельского завода можно, только имея как минимум 30%-й пакет акций". 

Вместе с тем Владимир Кашуба оценивает потенциал совместной работы очень высоко. "Мы уже начали делать вагоны для метрополитена. Знаю, что в Минске к 2013 году будут открыты новые станции, поэтому наше совместное предприятие может создавать и такие вагоны. БЖД недавно купила у Stadler электропоезда. А мы к Евро-2012 готовим "свой ответ Чемберлену". Цена будет значительно меньше, а качество не будет уступать швейцарским составам. Электропоезда также можно будет собирать в Гомеле", - делится планами Кашуба. 

Народная молва приписывает контроль над Крюковским заводом вице-премьеру Украины Сергею Тигипко. Однако несколько опрошенных TUT.BY источников, близких к украинскому политику, утверждают, что подконтрольной Тигипко группе ТАС принадлежит лишь блок-пакет (26% акций) в КВСЗ. Один из участников совещания в Совмине Беларуси, посвященного белорусско-украинскому проекту в вагоностроении, говорит, что Тигипко представился как "просто акционер завода, который не влияет на принятие ключевых решений". Ключевые решения "еще с советских времен" принимает семья Приходько, рассказывают на заводе. Нынче председателем наблюдательного совета является Владимир Приходько. Это сын бывшего директора КВСЗ Ивана Приходько, в честь 100-летия которого в прошлом году была открыта мемориальная доска и переименована улица, где находится крюковский завод. 

 

 
 
 

РЕКЛАМА