Байнет-2011. Чем был примечателен этот год для белорусского интернета

03.01.2012 15:52 — Новости Hi-Tech |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Marketing.by подвел итоги 2011 интернет-года и рассказал, каким был этот интернет-год и как события, произошедшие в этом нелегком году, поменяли Байнет.

Снижение объемов рынка интернет-рекламы

Впервые за 5 лет рынок интернет-рекламы сократится.

Впервые в этом году исследовательская компания ZenithOptimedia дала негативный прогноз по рынку интернет-рекламы Беларуси. По итогам 2011-го, согласно прогнозу ZO, объем белорусского рынка интернет-рекламы составит $6,3 млн, что на 14% меньше, чем в прошлом году. Хотя некоторые представители отрасли отмечают, что падение может достигнуть 20% и более. Как всегда, ждем январского собрания ведущих игроков рынка с окончательными итогами прошедшего года и адекватными прогнозами на 2012-й.

Появление в Беларуси первых диджитал-агентств

Несмотря на то что большинство представителей рекламной отрасли говорит о снижении уровня специализации агентств на рекламном рынке в условиях белорусского кризиса, в конце 2011 года в Беларуси появилось два диджитал-агентства, заявивших о своей узкой, по белорусским меркам, специализации.

Не секрет, что в структурах крупных международных агентств уже не первый год формируются отделы, которые занимаются только онлайн-рекламой и продвижением клиентов. Также многие компании, вышедшие на рынок как веб-разработчики, позиционируют себя как диджитал-агентства или интерактивные.

Появление специализированных агентств свидетельствует о большом потенциале данного направления, особенно если говорить о комплексном интернет-маркетинге.

Так, в середине октября о своем появлении заявило агентство GETBOB. Во многом это означает, что интернет-рынок Беларуси в целом и белорусские рекламодатели в частности созрели для комплексного и креативного подхода для продвижения своих товаров и услуг в интернете.

Как отметила тогда директор нового агентства (GETBOB Digital Agency) Надежда Расина, "появление GETBOB призвано помочь компаниям развить свое присутствие в диджитал-пространстве в более осознанную форму взаимодействия с аудиторией, основанную на стратегическом подходе. И это не зависит от масштаба активности: в любом проекте, от небольших точечных решений до комплексных кампаний, наш ориентир – установление эффективной взаимовыгодной связи между брендом и потребителем".

Креативным директором в агентстве GETBOB стал Илья Кухарев (ранее креативный директор PRKVADRAT), имевший опыт разработки комплексных рекламных кампаний в интернете.

В начале декабря о своем новом приоритетном направлении развития и специализации заявил директор коммуникационного агентства EZERIN’COM Андрей Эзерин. Агентство ранее себя позиционировало как коммуникационное (в понимании PR), но решило более четко обозначить свою специализацию усилением акцента на digital.

Агентство запустило новый проект – EZERIN|DIGITAL, который расширит спектр услуг агентства виртуальными интернет-кампаниями. Таким образом, кроме стандартного набора PR-услуг агентство будет активно взаимодействовать с разными целевыми аудиториями с использованием возможностей новых медиа: создавать и продвигать сайты, Seo блог, группы, а также разрабатывать приложения для социальных сетей и мобильных устройств.

Конечно, по сравнению, например, с Россией или Украиной, где рынок уже давно пошел вперед, у нас все, как обычно, на застывшем низком старте уже который год подряд. Причем не только в сегменте интернет-рекламы, но и в других рекламных сферах.

Так, на обоих рынках в этом году впервые были созданы рейтинги диджитал-агентств. В России рейтинг диджитал-агентств, составленный агентством Tagline включил в себя 50 компаний. В Украине о создании первого рейтинга диджитал-агентств заявила дирекция Всеукраинской рекламной коалиции.

Беларусь же пока обходится рейтингами SEO-компаний и web-студий по версии Marketing.by. Благодаря или вопреки, пока только оценки ZenithOptimedia и данные этих рейтингов позволяют отслеживать ситуацию и тенденции на диджитал-пространстве нашей родины.

Рейтинги web-студий и SEO-компаний

В этом году Marketing.by провел уже третий Рейтинг SEO-компаний и второй Рейтинг web-судий. Результаты были объявлены на III Международной практической конференции "Продвижение бизнеса в интернете. Эволюция". Всего участие в рейтинге приняло 17 компаний.

Лучшими SEO-компаниями в этом году стали Webcom Media, ARTOX media, Центр Интернет-маркетинга, Интернет-бюро Вереск, Tanix.

На этой же конференции Marketing.by объявил результаты второго Рейтинга web-студий Беларуси. Участие в этом рейтинге приняло 40 компаний, что в 1,5 раза больше, чем в 2010 году.

В пятерку лучших белорусских web-студий 2011 вошли такие компании, как Студия Борового, Red Graphic, Abiatec, Orange Label, Reactive.

Конференции в области интернета

Что касается крупных конференций, которые ежегодно проходят в Беларуси в области интернета, то этот год был не менее насыщенным, чем предыдущие.

3-4 октября в минском Дворце профсоюзов состоялась интернет-конференция "Деловой интернет". Конференция прошла уже шестой раз, но впервые в этом году организаторы решились сделать ее платной, что не помешало собрать около 1500 участников. В рамках конференции белорусскими и зарубежными экспертами было прочитано 70 докладов, проведены круглые столы и несколько мастер-классов.

1-2 декабря прошла конференция "Продвижение бизнеса в интернете. Эволюция". В мероприятии приняли участие более 500 гостей из Беларуси, России и Украины, 25 спикеров представили публике доклады и мастер-классы по самым "горячим" темам: от технических аспектов ранжирования и статистических данных о состоянии Байнета до практических кейсов по веб-аналитике и юзабилити.

Судя по всему, подобного рода мероприятий в Беларуси явно не хватает, и для амбициозных и крупных игроков рынка явно есть пространство, где можно разгуляться. Тем более что востребованность тематики остается на высоком уровне.

Запуск LTE

Именно в этом году в Минске фактически была запущена сеть LTE.

Конкурс на LTE-частоты был объявлен Минсвязи еще в конце апреля 2011 года, однако он был признан несостоявшимся, поскольку конкурсные предложения предоставила только одна компания. При повторном проведении конкурса документы запросили девять компаний, однако ни одна из них в итоге не подала конкурсное предложение.

Первая в Беларуси сеть LTE была запущена компанией Yota. В Минске было развернуто 29 базовых станций и 9 станций в городе Гродно. Предоставлять услуги мобильного интернета по технологии LTE Yota начала 1 декабря. В компании сообщили, что сеть LTE будет тестироваться в Минске и Гродно до 1 февраля 2012 года, при этом услуги Yota в этот период будут бесплатными, без ограничений по скорости и объемам трафика. Однако для этого необходимо приобретать LTE-модем Yota: в розничной сети "Связной" или заказывать модем с доставкой на дом.

Необходимо отметить, что, согласно программе социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением правительства от 11 июля 2011 года № 942, услуги сотовой подвижной электросвязи четвертого поколения (LTE) в стране предусмотрено внедрить до 2013 года.

Кстати, как отметил директор ИООО "Йота Бел" Сергей Беспалов, срок окупаемости проекта по созданию первой в Беларуси LTE-сети составит около 5-7 лет.

Тем не менее крупнейшие сотовые операторы Беларуси не спешат внедрять LTE-технологии, объясняя это тем, что не все еще выжато из 3G. Придет время, и все будет в нашей стране. Факт в том, что мобильные технологии у нас развиваются очень быстрыми темпами.

Слухи о лицензировании интернет-деятельности

8 июля на пресс-конференции, посвященной четырехлетию деятельности ассоциации "Белинфоком", генеральный директор УП "Надежные программы" Юрий Зиссер сообщил, что, возможно, уже в августе будет принят документ, который будет лицензировать деятельность объектов хозяйствования в области интернет-рекламы.

Принятие такого документа нанесло бы серьезный урон Байнету, так как финансовые ресурсы рекламодателей могли бы уйти в Рунет или на западные сайты и порталы. Как заявил тогда Юрий Зиссер, эти действия правительства будут осуществлены по принципу "бей своих, чтобы чужие боялись".

Тогда ситуацию прокомментировали Александр Василевич, директор рекламного агентства Publicis Hepta, которое представляет интересы международного медийного агентства ZenithOptimedia. Он отметил, что "сложно комментировать информацию, по поводу которой нет подробностей, но если комментировать сам факт принятия такого решения, то, наверное, тяжело найти сферу, менее нуждающуюся в лицензировании, чем интернет-реклама".

Хорошо, слухи оказались только слухами.

Назначение главного по информационному обществу указом №515

8 ноября 2011-го был принят указ № 515 "О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь", который утвердил создание Совета по развитию информационного общества при президенте Беларуси, председателем которого стал Александр Лукашенко.

В состав совета вошли представители государственных органов, научных и образовательных учреждений, организаций, объединяющих компании в сфере ИКТ. Нужно отметить, что подобные органы во главе с высшими должностными лицами уже сформированы во многих странах, в том числе в Российской Федерации, Германии, Франции, Республике Корея.

Такое решение о создании совета, отметили в пресс-службе президента, было принято с учетом растущего влияния информационной сферы на все стороны жизнедеятельности общества и необходимости усиления взаимодействия различных заинтересованных сторон при формировании в стране информационного общества. А принятие указа направлено на повышение эффективности деятельности государственных органов и организаций при осуществлении государственной информационной политики, скорейшее создание единой системы оказания государственных услуг в электронной форме, совершенствование регулирования в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Из текста указа: "Указом предусматривается объединение межведомственных информационных систем различных государственных органов. Эксплуатация этих систем и оказание на их базе услуг организациям и гражданам будут осуществляться единым оператором – республиканским унитарным предприятием "Национальный центр электронных услуг". Это значительно упростит процесс получения услуг, оказываемых с использованием межведомственных информационных систем, станет одной из практических мер, направленных на дебюрократизацию жизни страны".

Рост популярности социальных сетей

Аудитория социальных сетей растет с каждым днем. Социальные сети превратились в полноценный инструмент для продвижения товаров и услуг как крупных, так и мелких белорусских рекламодателей. Все больше белорусских компаний заводят корпоративные аккаунты, проводят интерактивные рекламные кампании в социальных сетях.

На сегодняшний день количество пользователей Facebook в Беларуси составляет 354 520 аккаунтов. В ноябре 2010-го их количество исчислялось 145 000 аккаунтов. Таким образом, белорусская аудитория Facebook увеличилась в 2,5 раза...

Белорусская аудитория Vkontakte, по последним данным, составляет 2,5 млн аккаунтов.

Размер аудитории не менее популярной белорусской сети Vceti.by, по данным GemiusBelarus, более 315 тысяч человек (по состоянию на октябрь 2011 года).

По данным Gemius, на октябрь 2011 года аудитория социальной сети "Однокласники" составила более 1,183 млн человек.

Количество белорусских пользователей LiveJournal – более 632 тысяч человек.

Инструменты социальных сетей в этом году не менее активно использовали и белорусские политики. Как отметили некоторые специалисты, социальные сети, как и в целом интернет, стали реальным инструментом протестных действий как в Беларуси, так и в мире.

Интересно, что ежегодная Международная конференция "PR-чтения" полностью была посвящена такой теме, как управление имиджем и создание бизнес-репутации в социальных сетях.

Летом этого года Google также запустил свою социальную сеть, которой стали пользоваться и белорусы.

Рост числа пользователей 3G

МТС: 3G-трафик за девять месяцев года вырос на 180%. 3G-сеть МТС охватывает территорию проживания 88% населения.

Число абонентов, подключивших пакеты мобильного интернета velcom, выросло на 83,8 тысячи и составило 596,8 тысячи человек.

В целом доля мобильного трафика выросла более чем вдвое. Самой популярной операционной системой для смартфонов стала ОС Android.

Уровень проникновения интернета – более 50%

По еще не опубликованным данным Gemius Belarus, проникновение интернета в Беларуси уже достигло 50%.

Напомним, что количество пользователей интернета в Беларуси составляет более 3,8 млн человек (данные на 1 декабря 2011 года).

Другие цифры

По состоянию на декабрь, по данным TUT.by, количество зарегистрированных доменов в зоне .BY составляет 45 000.

Количество сайтов в Байнете – около 70 000 (оценка TUT.by по состоянию на 15 октября 2011 года).

По данным экспертной оценки, месячный оборот интернет-торговли в Беларуси составляет $10-12 млн.

Объем белорусского SEO-рынка составит по итогам 2011 года $6,2 млн, по версии Marketing.by.

Объем рынка создания сайтов в Беларуси, по информации Marketing.by, может составить от $5 до $6,2 млн. В прошлом году объем оценивался в пределах $5,5-7,2 млн.

Расходы на интернет-рекламу на человека в Беларуси составляют $1,6.

Кроме того, специалистами области также были отмечены следующие тенденции развития интернета в Беларуси:

- Рост объема интернет-платежей, в том числе мобильных платежей;
- Зарождение интернет-консалтинга;
- Увеличение доли регистрации доменов в зоне .BY;
- Белорусские пользователи будут продолжать пользоваться в большей степени зарубежными сайтами и сервисами;
- Резкое снижение рынка wi-fi;
- Рост рынка предоставления хостинг-услуг в Беларуси.

 
 
 

РЕКЛАМА