Хороший товарный вид

27.07.2012 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

500 тысяч человек ежедневно становятся к прилавку, ждут звонков у монитора компьютера, чтобы у каждого из нас была возможность купить нужный и качественный товар. И быт стал комфортнее и удобнее. Чем сегодня нас огорчают и радуют магазины? Об этом разговор с министром торговли Валентином Чекановым.


— Валентин Сергеевич, как вы оцениваете ситуацию на потребительском рынке? Еще памятен многим ажиотажный спрос на отдельные виды товаров весной и летом прошлого года...


— На этот счет хочу повторить то, о чем говорил и год назад. Торговля совместно с нашими производителями способна удовлетворить любой спрос покупателей на любые виды товаров. Розничный товарооборот через все каналы реализации в первом полугодии составил 89,1 трлн. рублей и увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 10%. Продажи промышленных товаров выросли на 13,1%, пищевых продуктов, напитков и табачных изделий продано на 5,8% больше.


За этими цифрами — каждодневный труд по совершенствованию материально–технической базы торговли, развитию новых форм и методов работы, внедрению новейших информационных технологий. При увеличении численности работников торговли на 2,4% производительность труда выросла в отрасли на 5,5%.


Особо хочу подчеркнуть: потребители преимущественно обеспечиваются товарами отечественного производства. Их удельный вес в товарообороте января — июня 2012 года — 74,8%, в том числе по пищевым продуктам, напиткам и табачным изделиям — 84,2%, по непродовольственной группе — 61,7%. Кстати, именно этот фактор во многом помог нам в прошлом году сохранить стабильность на потребительском рынке, когда возникли проблемы с импортом.


Сегодня у нас не вызывает беспокойства ситуация с основными социально значимыми продуктами питания. Так, покупательский спрос на мясо в полной мере удовлетворяется за счет поставки в торговую сеть мяса говядины, мяса птицы, разделки из нее, мясокостных и бескостных полуфабрикатов из свинины. В продаже в достаточном ассортименте имеются субпродукты низкого ценового сегмента (суповые наборы, рагу, печень свиная и говяжья, сердце, почки и т.п.). Производство данной продукции у нас значительно превышает потребность внутреннего рынка.


Широк ассортимент и цельномолочной продукции, масла, сыров, молочных консервов, мясных полуфабрикатов, колбас и копченостей, мясных консервов. Например, в крупных торговых объектах ассортимент молочной продукции (с учетом жирности и видов упаковки и расфасовки) включает до 130 наименований, в том числе молока — до 45, кисломолочной продукции — до 30, сметаны — до 25, творожных изделий — до 30.


Несмотря на летний период отпусков, для торговли традиционно наступил ответственный период, связанный с приближением нового учебного года. В этом году торговые организации начали расширенные продажи товаров школьного ассортимента с 15 июля.


В период подготовки к школе у нас будут работать более 200 постоянно действующих школьных базаров. Дополнительно организуем проведение 590 школьных базаров и ярмарок в выходные дни. Запланировано проведение 2.300 выставок–продаж, в том числе 250 — с демонстрацией моделей одежды и обуви. Эти мероприятия будут сопровождаться развлекательными программами для детей, розыгрышами лотерей, вручением подарков и призов, предоставлением скидок.


Необходимые запасы школьных товаров уже созданы. Предприятия концерна «Беллегпром» поставили в торговую сеть текстильной одежды делового стиля 75% от согласованных объемов, трикотажа — 45%, обуви — более 30% и кожгалантерейных изделий — более 40%. Уверен, что наши покупатели смогут подобрать все необходимое к школе с учетом своих материальных возможностей и предпочтений, а также требований к уровню качества и ассортименту.


— В связи с достаточно активным в последние годы приходом на потребительский рынок Беларуси крупных торговых сетей иногда можно услышать опасения: они подомнут под себя магазины шаговой доступности, и это приведет к монополизации рынка. Что намерен предпринять Минторг, чтобы этого не случилось?


— У нас открыто почти 42 тысячи магазинов площадью около 4 млн. квадратных метров. Каждый четвертый появился в последние три года. Имеем 416 квадратных метров на 1.000 населения торговых площадей. Это предпосылки для конкуренции. И не только. Большинство граждан предпочитают приобретать товары в магазинах, а не на рынках. И это хороший объективный процесс.


Сегодня у нас развиваются магазины различных форматов — от больших гипермаркетов до маленьких — «у дома». Конечно, определенный дисбаланс в сторону крупных сетей есть. Но вместе с тем их приход на рынок заставляет магазины шаговой доступности активно включаться в борьбу за покупателя и на рынке розничной торговли занимать определенную нишу. У них есть постоянный покупатель. Наша задача — создать условия для их функционирования. Местным исполкомам следует предусматривать небольшие магазинчики при утверждении проектно–планировочных решений при строительстве микрорайонов.


Большое значение будет иметь проект нового закона о торговле. На стадии подготовки мы постоянно советовались по основным его положениям с бизнес–сообществом. Впервые в законодательстве страны будут прописаны меры, направленные на защиту конкуренции в торговле. Законопроект содержит механизмы противодействия экспансии крупных торговых сетей. Немаловажное значение будет иметь и законодательное регулирование отношений между субъектами торговли и поставщиками товаров, что позволит оградить поставщиков от предъявляемых ему торговым субъектом дополнительных платежей.


— Одна из функций Минторга — защита прав потребителей. Какие меры принимаются министерством, чтобы реально защищать права покупателей и не допускать их нарушений?


— В первом полугодии нашими структурами выдано 2.274 предписания об устранении нарушений законодательства в сфере торговли, защиты прав потребителей и рекламы. Составлено 283 протокола об административных правонарушениях. Потребителям возвращено 275 млн. рублей.


По результатам рассмотрения обращений граждан, анализа правоприменительной практики внесены изменения в правила торговли по образцам. Интернет–магазины обязали сообщать сведения о себе и условиях покупки. С 10 июля жители страны получили возможность дистанционно оплатить товар, заказанный по интернету - купить в интернет магазине г. Реутов.


Цель этих новшеств — максимально защитить наших граждан и в случае нарушения помочь покупателям, а также государственным органам, общественным организациям по защите прав потребителей найти продавца и доказательства приобретения у него товара.


В этом году по инициативе Минторга приняты поправки в законы о защите прав потребителей. Проект изменений в закон о рекламе прошел первое чтение в Парламенте. В частности, банки обязали доводить в рекламе об услугах кредитования информацию не только о процентах по кредиту, но и обо всех сопутствующих платежах. На сайте Минторга ведется реестр недобросовестных производителей и поставщиков продукции, содержащей ГМО.


В целом Министерство торговли, все работники нашей отрасли нацелены на решение главной задачи — максимальное удовлетворение запросов наших потребителей, предоставление им возможности выбора высококачественных товаров и услуг. Возможно, не все еще у нас получается. Поэтому мы благодарны всем, кто подсказывает новые идеи и предложения, отдельное спасибо и за конструктивную критику. Все это, убежден, поможет нам совершенствоваться. И пользуясь предоставленной возможностью, накануне профессионального праздника — Дня работников торговли — я сердечно поздравляю всех работников отрасли и желаю, чтобы благодарность покупателей всегда придавала им здоровья, сил и хорошего настроения.


Елена ЛЕБЕДЕВА.

 
 
 

РЕКЛАМА