УВК действует наверняка

10.04.2012 — ЧП |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

ЛЮБОМУ государственному органу управления, включающему подведомственные структурные подразделения организаций и предприятий, необходима собственная служба контроля. В системе Минсельхозпрода организована ведомственная контрольно-ревизионная служба, представленная аппаратом Управления ведомственного контроля (УВК). Она осуществляет проверки государственных организаций, хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление главного аграрного ведомства. Более подробно о работе Управления ведомственного контроля рассказывает его начальник Павел СТАЙНОВ.

 

 Источник достоверной информации

— Основные нормативные документы, которыми руководствуется Управление ведомственного контроля Минсельхозпрода в своей деятельности, — это Указы Президента Республики Беларусь «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» от 22.06.2010 г. № 325 и «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике  Беларусь»  от  16.10.2009 г. № 510, — подчеркнул Павел Анатольевич. — Задачами УВК являются проверки соблюдения субъектами хозяйствования законодательства в сфере экономических отношений и законности совершаемых ими хозяйственных и финансовых операций, обеспечение сохранности государственного имущества, своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, приносящих вред экономическим интересам страны, установление причин и условий, способствующих их совершению, принятие мер по возмещению причиненного вреда, проверка состояния производственной и исполнительской дисциплины и мер по ее укреплению, выявление неиспользуемых резервов, способствующих повышению эффективности экономической деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

Управление осуществляет ряд функций. Это, в частности, проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций и учреждений, осуществление методического руководства и контроль за состоянием ведомственного контроля в республиканских объединениях и департаментах, проведение мероприятий по обеспечению сохранности собственности в организациях, подчиненных или входящих в систему Минсельхозпрода. УВК проверяет правильность использования государственных средств, соблюдение норм законодательства при заключении финансово-хозяйственных сделок, дает оценку законности поставок организациями и объединениями продукции для государственных нужд и определяет правильность использования ими централизованно выделяемых материальных ресурсов, целевого и эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств, государственного имущества, валюты и кредитов банка, выделяемых на развитие агропромышленного комплекса.

На основании проводимого анализа управление обеспечивает широкую гласность установленных фактов бесхозяйственности, расточительства, недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей, раскрывает причины их возникновения для исключения возможности повторения в дальнейшем, рассматривает жалобы, заявления и иные обращения граждан, направляемые для рассмотрения в Минсельхозпрод.

При этом следует отметить, что основная деятельность ведомственного контроля состоит в том, чтобы каждая проверка была направлена на предупреждение нарушений и носила профилактический характер, способствовала принятию соответствующих решений на перспективу. Главный принцип УВК — выявить основные, типичные проблемные ситуации и не допустить их повторения.

По итогам каждой проверки разрабатываются предложения и рекомендации, направленные на устранение причин, приведших к нарушению законодательства. Обязательным условием для реализации мероприятий по итогам проверок является существование обратной связи с подведомственными предприятиями.

С целью повышения результативности проверок управление практикует одновременные проверки нескольких организаций и структурных подразделений, входящих в одно из республиканских объединений, с последующим рассмотрением их результатов на коллегиях. Такая практика помогает определить уровень работы руководителей объединений по целевому и эффективному использованию государственных средств, в том числе выделенных в рамках исполнения республиканских целевых программ и мероприятий по сельскому хозяйству.

Одним из важнейших направлений деятельности управления является анализ соблюдения законодательства при проведении тендеров по закупке товаров (работ, услуг) за счет государственных средств, в том числе средств государственных предприятий и льготных кредитов банков. Деятельность УВК здесь заключается не только в фиксации фактов нарушений, но и в разработке единых подходов и рекомендаций по организации проведения тендеров.

Можно утверждать, что работа ведомственного контроля — это источник достоверной информации для Минсельхозпрода, которая является залогом правильных управленческих решений.

Опять двадцать пять, или Еще раз о причинении вреда

Плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций, входящих в систему Минсельхозпрода, проводятся в соответствии с координационным планом контрольной (надзорной) деятельности. Внеплановые назначаются по поручению правоохранительных органов.

Управлением ведомственного контроля Минсельхозпрода в 2010 году по результатам проверок выявлено причиненного государству и общественным интересам вреда на сумму 3062,4 млн. рублей (в 2,8 раза больше уровня 2009 г.), нецелевого использования бюджетных средств — 372,8 млн. рублей (в 3,9 раза больше 2009 г.), предотвращено незаконных и необоснованных расходов — 711,4 млн. рублей.

Возмещено вреда на сумму 585,1 млн. рублей (79 процентов от выявленного без учета невозмещенной суммы по материалам, переданным в правоохранительные органы). Нецелевое расходование бюджетных средств восстановлено в полном объеме.

В органы уголовного преследования переданы материалы восьми проверок с расчетной суммой вреда 2320,5 млн. рублей.

По оценке Министерства финансов, лучшие показатели по итогам работы за 2010 год достигнуты ведомственными службами Министерства энергетики и Минсельхозпрода.

УВК продолжает активное изучение состояния финансово-хозяйственной деятельности организаций системы Минсельхозпрода.

Выполнение решения совместного заседания коллегии Генеральной прокуратуры и Комитета государственного контроля Республики Беларусь, требующих повышения эффективности контрольной (надзорной) деятельности, исполнения требований Директивы Президента № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» для ведомственного контроля в 2011 году было определяющим в организации работы. В связи с чем коренным образом перестроена контрольная деятельность УВК с целью придания ей предупредительного характера и широкого использования профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений.

Количество плановых проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций в 2011 году значительно уменьшилось, а результативность — увеличилась. Проведенными проверками выявлено вреда на общую сумму 4452,1 млн. рублей (в 1,5 раза больше уровня 2010 г.). Установлено нецелевое использование бюджетных средств — 611,4 млн. рублей (в 1,7 раза больше уровня 2010 г.). Сумма предотвращенных незаконных и необоснованных расходов — 6588,8 млн. рублей (в 9,3 раза больше уровня 2010 г.).

Возмещено вреда на сумму 202,2 млн. рублей (69 процентов от выявленного без учета невозмещенной суммы по материалам, переданным в правоохранительные органы). Нецелевое расходование бюджетных средств восстановлено в полном объеме.

По результатам проверок 42 должностных лица привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности, из них один человек освобожден от занимаемой должности, наложено пять административных взысканий на юридических и физических лиц на сумму 2,3 млн. рублей.

В органы уголовного преследования переданы материалы по шести проверкам на сумму выявленного вреда в объеме 4 234,7 млн. рублей.

По результатам проверок информация доводится до сведения руководства министерства. Значительные нарушения по итогам проверок рассматриваются на заседаниях коллегий Минсельхозпрода и облсельхозпродов. Участниками подобных совещаний отмечаются наиболее часто встречающиеся нарушения: неэффективное использование средств господдержки, несоблюдение бюджетного законодательства, нарушения установленного порядка осуществления государственных закупок и др.

Цех не построили, а оплату произвели, или Почему так любят молоко телята

Одной из функций, возложенных на службу ведомственного контроля, является проведение мероприятий по наблюдению, анализу, оценке, установлению причинно-следственных связей и прогнозированию факторов, влияющих на результаты деятельности подведомственной организации (мониторинг). В ходе проведения указанных мероприятий УВК удается предотвратить неэффективное использование бюджетных средств, направляемых на модернизацию, переоснащение действующих и создание новых производств.

Проведение мониторинга организуется по наиболее актуальным направлениям ведения сельскохозяйственной отрасли. Так, в результате мониторинга исполнения комплекса мер по выполнению Республиканской программы развития рыбной отрасли на 2006—2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19. 04. 2006 № 535, установлено неэффективное использование 1,7 млрд. рублей, в том числе бюджетных средств, льготных кредитов. Дело касалось реконструкции цеха по переработке выращенной рыбы в ОАО «Опытный рыбхоз «Белое» и создания высокотехнологичного производства по принципу «от выращивания рыбы до выпуска готовой продукции».

В частности, было установлено, что при утвержденном сроке ввода в эксплуатацию объекта «Реконструкция цеха копчения рыбы» (декабрь 2009 года) на момент мониторинга (ноябрь 2011 года) цех в эксплуатацию введен не был. При этом предоплату за выполнение монтажных и пусконаладочных работ предприятие произвело еще в декабре 2010-го.

В результате совместных рабочих совещаний была выработана стратегия по выходу из создавшейся ситуации. Итог: фирма-поставщик в кратчайшие сроки выполнила монтажные и пусконаладочные работы, и цех по переработке выращенной рыбы ввели в эксплуатацию в декабре 2011 года. В настоящее время там обеспечен выпуск востребованной на рынке новой продукции.

При проведении мониторинга осуществляется также контроль за ходом выполнения постановлений коллегий Минсельхозпрода. Так, с января 2011 года министерство установило рекомендованные нормы использования цельного молока в рационах кормления телят за период их выращивания от рождения до шестимесячного возраста. Для бычков такая норма составляет до 350 килограммов, телочек — до 400 килограммов. Вызвано это было недопустимостью необоснованного использования цельного молока на кормовые цели и списания на выпойку телят недостач и потерь молока. Ведь выручка от реализации молока является основным источником доходов большинства сельхозпроизводителей. Заметим, что по итогам 2011 года указанные показатели ни одной областью в целом не выполнены.

В связи с этим во всех областях республики состоялись заседания коллегий облсельхозпродов, где рассмотрены вопросы рационального использования сырьевых ресурсов молока, а также обобщены факты бесхозяйственности. Ряд руководителей и специалистов хозяйств привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности с возмещением ущерба. По результатам анализа комитетам по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов предложено более активно работать с райсельхозпродами. Тем более что с сентября 2011 года Белстат при составлении статистической отчетности изменил показатель «Расход молока на выпойку скота» на «Расход молока на внутрихозяйственное потребление».

По имеющейся информации, принятые меры позволили обеспечить рост товарности молока до 90 процентов. Повсеместно взято направление на замещение в схемах выращивания молодняка части цельного молока соответствующими его заменителями. В январе-феврале 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года средний внутрихозяйственный расход молока в республике снизился на 12,3 процента. По оперативным данным, сегодня товарность молока составляет 89,1 процента, а средний внутрихозяйственный расход (на выпойку одного теленка) — 390 килограммов.

Лошади быстрые, а создание электронной базы в коневодстве продвигается медленно

В Беларуси около 126 тысяч лошадей разного хозяйственного назначения, в том числе 52 тысячи у населения. Ежегодно их численность уменьшается на 5—6 процентов. В республике сохранены в разной степени развития все направления отрасли: племенное, рабочепользовательное, продуктивное.

Эффективность коневодства связана с необходимостью улучшения воспроизводства, повышения генетического потенциала хозяйственно-полезных признаков лошадей, качества выращиваемого молодняка, что невозможно без правильной постановки племенной работы. Основу племенного коневодства республики составляют 16 племенных сельскохозяйственных организаций.

Законом Республики Беларусь «О племенном деле в животноводстве» предусмотрено ведение племенных книг по породам племенных животных на основании учетных данных. Информация, содержащаяся в племенных книгах, используется для разработки селекционных программ с использованием электронно-вычислительной техники. Программы являются составными частями единой интегрированной информационной системы по всем направлениям племенной работы, подтверждают достоверность происхождения чистопородности племенного скота, являются основанием для выписки соответствующего свидетельства на племенное животное.

В племенном деле по коневодству, как показал мониторинг, создание и ведение электронной базы племенной книги на республиканском уровне с 2007 года продвигается медленно. А ведь при реализации лошадей, в том числе за пределы республики, требуется достоверное подтверждение происхождения чистопородности племенного скота и сведений, указанных в племенных свидетельствах. Создание и ведение единой электронной базы племенной книги лошадей позволит также предотвратить возможные коррупционные правонарушения при реализации и учете племенных животных «по своему усмотрению». ГО «Белплемживобъединение» совместно с УП «ГИВЦ Минсельхозпрода» поручено обеспечить надлежащее ведение племенной книги по коневодству.

Шрот — только через аукционный лот

УВК анализирует порядок закупки кормовых составляющих, которые в значительной степени влияют на себестоимость и конечную цену продукции. В частности, речь идет о шроте подсолнечном, который является белковым сырьем для производства комбикормов и необходимым кормом для повышения привесов скота и надоев молока.

В целях определения оптимального поставщика этого сырья в республике проводятся централизованные конкурсы. Управлением был проведен соответствующий анализ с целью определения эффективности централизованных закупок по сравнению с самостоятельными закупками сельхозорганизаций, установления фактической цены, условий оплаты и доставки шрота, а также выработки единого подхода к централизованным закупкам. Что показали исследования?

Изученная практика свидетельствует: в данном деле имеются как положительные, так и проблемные моменты. В частности, одной из положительных сторон является то, что централизация закупок ведет к сокращению издержек, устанавливается цена победителя тендера, которая не может быть превышена другими поставщиками. Также по аналогичным закупкам руководители предприятий стали больше внимания уделять расчетам за поставленные товары, сокращаются бартерные сделки.

Но есть и проблемы. К примеру, то, что одномоментная поставка шрота в объеме 30 тысяч тонн не может быть обеспечена мелким посредником, который получает от производителя небольшие объемы шрота. Также мелкий посредник, как правило, приобретает шрот в счет поставок производителю материально-технических средств и сырья и тем самым имеет объективную возможность реализовать шрот ниже цены завода-изготовителя. Сегодня существует тенденция по объединению производителей в агропромышленные группы, устанавливающие на шрот подсолнечный единую цену (возможно, и не всегда экономически обоснованную). На примере анализа установлено, что для предотвращения экономических потерь предприятий в настоящее время целесообразно приобретать шрот через централизованную закупку.

По инициативе Минсельхозпрода для обеспечения сельхозпредприятий своевременной и достоверной информацией на сайте УП «ГИВЦ Минсельхозпрода» www.givc.by размещена база данных для внесения информации по ценам на импортируемые и производимые в Республике Беларусь товары сельскохозяйственного обеспечения. Новацией в данном случае является сама регистрация цены, определенная предшествующим конкурсом и тем самым являющаяся рекомендованной максимальной ценой для закупки.

Бухгалтерам в помощь

Сотрудники УВК постоянно повышают свой профессиональный уровень. Двое из них проходят обучение в Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Сотрудник в должности главного контролера-ревизора продолжает обучение в магистратуре УО «Белорусский государственный экономический университет». Дополнительное профессиональное образование в виде повышения квалификации работники управления ежегодно получают в Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

В настоящее время в сотрудничестве с республиканским научным унитарным предприятием «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Республики Беларусь» и учреждением образования «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия» сотрудниками Управления ведомственного контроля Минсельхозпрода ведется написание научно практического пособия под названием «Справочник — ревизора, помощник — бухгалтера». Книга призвана стать надежным подспорьем в практической работе организаций АПК, поможет избежать типичных ошибок при ведении финансово-хозяйственной деятельности, станет надежным ориентиром в вопросах методологии бухгалтерского и налогового учета, определении правильной квалификации выявленных нарушений, организации работы руководителей по противодействию коррупционным проявлениям.

В работе Управления с 2010 года используется интегрированная автоматизированная система контрольной (надзорной) деятельности. Программа предоставляет возможность автоматизированного выполнения трудоемких процессов по планированию контрольной деятельности, исполнению координационных планов, назначению внеплановых проверок, оформлению, учету и обработке результатов проверок, формированию отчетов и предоставлению итоговых статистических данных по результатам контрольной деятельности, обеспечению контроля исполнения мероприятий по результатам проверок.

«Нет» коррупции!

По юридической терминологии коррупция — «это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей».

Являясь одной из острейших проблем современности, коррупция представляет особую угрозу интересам экономической безопасности любого государства. Поэтому бескомпромиссная и решительная борьба с этим уродливым явлением стала одним из приоритетов проводимой в нашей стране государственной политики.

Комиссия по противодействию коррупции создана и в Минсельхозпроде. Аналогичные комиссии работают в его департаментах, республиканских объединениях, комитетах по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов.

Антикоррупционная тематика является предметом обсуждений на заседаниях коллегий Минсельхозпрода. Так, в феврале текущего года в соответствующем формате было рассмотрено представление Генеральной прокуратуры о соблюдении законодательства о противодействии коррупции в Минсельхозпроде и подведены итоги работы антикоррупционной комиссии аграрного ведомства за 2011 год. Что стало предметом обсуждения?

В частности, в сфере сельского хозяйства за 2011 год зарегистрировано 166 коррупционных преступлений, что почти на 15 процентов меньше, чем в 2010 году. В организациях, подчиненных Минсельхозпроду, зарегистрировано 73 преступления, 40 из них не связаны с исполнением служебных обязанностей должностных лиц. А число лиц, совершивших коррупционные преступления, снизилось с 38 в 2010 году до 30 в 2011-м.

По имеющимся сведениям, всего по системе Минсельхозпрода из 70 возбужденных уголовных дел по 10 эпизодам отказано в возбуждении уголовных дел. Четыре уголовных дела прекращены без направления в суд.

СПРАВОЧНО. Согласно статистическим данным Министерства внутренних дел, всего в республике в 2010 году на 10 000 человек населения зарегистрировано 146 преступлений, в том числе 3,6 преступления коррупционной направленности. Следовательно, по республике средний показатель коррупционных правонарушений в пересчете на 450 тысяч работающих составляет 162, что более чем в два раза выше, чем в системе Минсельхозпрода.

Приведенные факты свидетельствуют об одном: в организациях Минсельхозпрода контроль обеспечен аппаратом Управления ведомственного контроля, а на местах принимаются реальные меры антикоррупционной направленности.

Учет — до единого животного

В 2010—2011 годах Минсельхозпрод совместно с облисполкомами и другими заинтересованными ведомствами исполнял комплекс мер по пресечению коррупционных правонарушений при реализации сельскохозяйственными организациями скота. В целях недопущения искажения отчетных данных проведены годовые инвентаризации поголовья крупного рогатого скота со сверкой присвоенных индивидуальных номеров и живого веса с данными бухгалтерского учета. На местах усилен контроль над выдачей ветеринарных свидетельств. На сегодняшний день все ветеринарные справки, свидетельства, сертификаты имеют учетный номер, предусмотренную степень их защиты. При отгрузке скота каждый ветеринарный документ регистрируется в журналах установленной формы ветеринарная помощь на дому.

Для получения более полной и развернутой информации о состоянии животноводства по предложению Минсельхозпрода Национальный статистический комитет в форму государственной статистической отчетности 12-сх (животноводство) в «Отчет о состоянии животноводства» на 2012 год внес изменение: в раздел II «Реализация скота и птицы» включены показатели объема реализации скота и птицы по видам. Разделены также каналы реализации скота и птицы — «населению» и «через систему общественного питания организации». Бланк формы 12-сх (животноводство) и Указания по ее заполнению на 2012 год утверждены постановлением Белстата от 21.07.2011 г. № 189.

Материал подготовил Олег ШВЕДОВ, «БН»

Фото Павла ЧУЙКО, «БН»

ХРОНИКА

Что проводят товаропроводящие сети

В марте текущего года работники УВК побывали в служебной командировке в Российской Федерации. Цель поездки — изучить эффективность деятельности субъектов товаропроводящей сети, созданных с участием организаций АПК Республики Беларусь. В Москве и Санкт-Петербурге состоялись встречи с руководителями торговых домов, совместных предприятий, обсуждены правовые и экономические аспекты, положительные и негативные моменты их деятельности. По результатам командировки руководству Минсельхозпрода доложено о реальной обстановке на рынке белорусских товаров в Российской Федерации, проблемах существующей товаропроводящей сети, внесены предложения по повышению эффективности продвижения продукции на российский рынок, предложены для рассмотрения перспективные модели организационно-правовых форм внешнеторговой деятельности. В ближайшее время рассмотрение указанных вопросов планируется на заседании коллегии Минсельхозпрода.

Контрафактные гербициды — под запрет

Сегодня по всей территории Республики Беларусь ведутся выездные проверки реализации гербицидов «Титус» и «Базис». Это вызвано выявлением неоднократных фактов реализации (как путем прямой продажи, так и по зачетным схемам) названных гербицидов под маркой известного производителя DuPont, которые фактически не имеют отношения к данному производителю и незаконно, без наличия специального разрешения и подтверждающих первичных документов ввезены на территорию нашей страны. Экспертиза показала, что данные гербициды неизвестного происхождения и сомнительного качества, и в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите растений» их реализация и применение на территории республики запрещены.

По действующему законодательству контрафактные гербициды подлежат уничтожению, а тем, кто их приобрел, будет причинен значительный материальный ущерб, оцениваемый в сумму порядка 10 млрд. рублей.

 

 
 
 

РЕКЛАМА