Источник материала:
Впору бить тревогу: в законодательстве обнаружилась лазейка для мошенников новой формации. Это раньше обманщики старательно заметали следы и скрывались от правосудия, нынче аферист пошел ученый и юридически подкованный. Он никуда не исчезает, исправно ходит на заседания суда, участливо звонит своим жертвам. Деньги, разумеется, не возвращает, потому что знает: ему за это ничего не будет. В редакцию «СБ» пришло сразу несколько писем от читателей, чья жизнь превратилась в вечную охоту за утраченной наличностью. Можно понять, почему оба героя печальных историй попросили не называть их фамилий: кому охота на всю страну выставлять себя простаком? Их полные данные имеются в редакции.
Мои долги — мое богатство
С Эллой Андрей С. познакомился в ночном клубе. Девушка производила впечатление особы деловой и серьезной. Парень заслушивался вдохновенными рассказами собеседницы, как выгодно вложить деньги. Она работала в российском холдинге, который якобы каждую неделю отправлял в рейс машины, груженные ювелирными изделиями. Периодически на нашей границе возникали заминки, которые требовали «дежурной» наличности: от 15 до 25 тысяч долларов. Здесь подключалась Элла. Она собирала под расписки необходимую сумму и будто бы мчалась спасать застрявший транспорт. Когда неурядицы решались, наличность возвращалась кредитору со щедрым процентом.
Спустя время Андрей женился. Родственники подарили приличную сумму: около 30 тысяч долларов. Вспомнив красочные рассказы о легких деньгах, парень рискнул и отдал Элле 2 тысячи долларов. А через пару дней получил их с хорошим вознаграждением. Спустя некоторое время девушке понадобилась сумма покрупнее. Андрей внес 15 тысяч. Потом снова попросила выручить, и он расстался с еще 10 тысячами долларов. На руках были 3 расписки. Прикормленный обещанными 10 процентами, молодой человек мысленно рисовал картинки красивой жизни и ждал марта, когда Элла обещала вернуть наличность с наваром.
Прошло две недели сверх срока, а деньги якобы еще шли из России. Далее у девушки умер тесть, она занималась траурными церемониями. После, убитая горем, будто бы попала в больницу. При этом Элла регулярно звонит, обещает вот–вот вернуть доллары, но всякий раз у нее находится отговорка. Потом она полностью теряет связь с контактным лицом холдинга и, жалобно причитая, признается, что стала жертвой обмана. Теперь ищет спонсора, который покрыл бы ее долги. Так прошло еще 6 месяцев.
Когда наконец стало понятно, что аттракцион невиданной щедрости закончился, парень навел–таки справки о знакомой. Оказалось, про ее аферы наслышано полгорода. Элла кормила должников обещаниями, а сама развлекалась в местных кафе и клубах.
В милиции Андрею С. объяснили: обвинения в мошенничестве ей не припишешь, ведь и Элла — пострадавшая сторона. Она исправно ходила на допросы, плаксиво рассказывала, как ее обманули. Дескать, и рада вернуть наличность, да только взять неоткуда. За правдой молодой человек обратился в суд. Во время проверок вскрылся еще один интересный факт: Элла задолжала еще и двум банкам. Ее имущество описали. Но собственности за ней почти не числилось: квартиру и машину давно продала. Жилье с минимальной мебелью снимала. Не существовала и фирма «ТрастИнвестКомпани», на которую она неоднократно ссылалась. А жила все время на деньги своей жертвы, которые до сих пор не вернула.
Авто напрокат
Грузовые микроавтобусы. Круглосуточный прокат микроавтобусов в Минске для любых целей. Выгодные условия проката!
Над крылатым выражением «кому я должен — всем прощаю» герои этой истории не смеются. И их деньги осели в чужих карманах.
Злосчастное объявление Сергей М. нашел под «дворником» машины. «Возьмем ваше авто в прокат. Пусть оно работает, окупаемость — около года, официальное заключение договора, большой опыт в сфере проката автомобилей, «Автокаско», гарантия сохранности, следим за техническим состоянием» — обещала бумажка. Перспективная торговая схема заинтриговала, и он позвонил по указанному телефону. На встречу пришли два молодых человека, представились учредителями автопроката. Смысл был таков: они берут несколько автомобилей Сергея в прокат с правом выкупа на год. Ежемесячно выплачивают ему равные доли от общей стоимости транспорта, которую определяет он сам. Правда, попросили переоформить автомобиль на них, дескать, чтобы не было проблем со страховкой. Сергей, было, насторожился, но его убедили, что фирма серьезная и для волнений нет причин.
За два дня до назначенного срока выплат позвонил директор с неприятной новостью. Обещанную по договору сумму выплатить не успевают, но в следующем месяце вернут на 1.000 долларов больше. Сергей, горя желанием разбогатеть, на заминку не обратил внимания. Наоборот, разрекламировал автопрокат друзьям. Еще пять человек воспользовались возможностью выгодно пристроить свои машины.
Деньги выплачивались, но с задержками и каждый раз с новыми оправданиями. Сергею полностью возвратили стоимость только 2 машин и еще за 2 — частично. Потом хозяева авто узнали, что, как только их транспорт попадал в руки прокатчиков, они продавали его в ломбард. Некоторые машины парни страховали на КАСКО, затем специально разбивали их и получали компенсацию от страховой компании. В милиции ответили: ждите окончания срока договора. Пока он не истек, обвинить в мошенничестве автопрокатчиков нельзя. Деньги (а речь идет в общей сложности о 180 тысячах долларов), разумеется, никто не вернул. Обманутые владельцы опять обратились в милицию. Несмотря на то что, по их мнению, здесь есть все предпосылки возбудить уголовное дело, правоохранительные органы ссылаются на то, что случившееся — гражданско–правовые отношения.
Хозяева автопроката добросовестно ходили на допросы. История оказалась аналогичной первой: «с удовольствием вернем деньги, только вот нет их». Как такового имущества у них не оказалось, фирма оформлена на родственников, а официальный заработок — копейки.
Ввязываться в судебные тяжбы смысла нет. Мошенники неплохо владеют юридическими премудростями. Еще немного — пройдет три года и истекут все сроки исковой давности. И взыскать что–либо будет невозможно. Люди добровольно ставили подпись на договорах, которые с правовой точки выглядели как обыкновенный заем. Хозяева лжефирмы прекрасно понимали, что им ничего не грозит. Суд вправе заставить выплачивать деньги. Но с таким заработком они будут расплачиваться по счетам всю оставшуюся жизнь.
«Видели глазки, что покупали»
Главное для мошенника новой формации — перевести дело из области уголовного судопроизводства в сферу гражданско–правовых отношений. Один из приемов избежать ответственности — принять облик жертвы. Отсюда и строится продуманная комбинация криминального банкротства. Сначала у вас берут в долг крупную сумму под расписку. Но в момент расплаты у заемщика денег нет по разным причинам: обманули партнеры, бизнес разорился... Суд принимает решение описать его имущество. Герои двух историй на собственном опыте убедились, что заставить должника заплатить по счетам почти невозможно. Реальность такова, что даже наличие исполнительного листа не является гарантией возврата денег. Порой судебные исполнители только разводят руками: обманщик обычно не кладет деньги на банковский счет, собственность оформляет на друзей и родственников и официально гол как сокол.
— Чтобы обвинить человека в мошенничестве, нужно доказать умысел: что он действительно не собирался возвращать заимствованную сумму, — начальник отдела информации и связи с общественностью Генеральной прокуратуры Петр Киселев объясняет прорехи в законодательстве, которые мошенники используют для криминальных нужд. — Понятно, ни один аферист, якобы «одолжая» у вас деньги, не сознается, что не собирается их возвращать. Поэтому попытка привлечь неплательщика к уголовной ответственности, как правило, заканчивается провалом.
Оказалось, подобные случаи — нередки. Проблема «мошенничества без мошенничества» очевидна, однако прикрыть криминальную кормушку оказалось не так просто. Некоторое время назад Генеральная прокуратура предлагала, чтобы в таких случаях деньги пострадавшему возмещало государство. Виновный, в свою очередь, рассчитывался бы с ним. Идея так и осталась на бумаге — видимо, из–за ее сомнительности: к чему стране расплачиваться за недальновидность и жадность отдельных граждан, которые не предвидят последствий своих поступков?
В результате одни по–прежнему демонстрируют наивность, граничащую с глупостью, другие вовсю этим пользуются, оставаясь безнаказанными. Вряд ли проблему можно решить банальным призывом к бдительности: нужны также серьезные законодательные барьеры для «искренне раскаивающихся» ловкачей.
Автор публикации: Елена АНИСКИНА
Фото: Виталий ГИЛЬ