Этническое путешествие в Белоруссию и обратно

19.07.2011 00:59 — ИноСМИ | Московский Комсомолец  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: Московский Комсомолец

В Витебск, на “Славянский базар”, я приехала ранним утром. Привокзальная площадь поразила чистотой — ни одного окурка, пивной бутылки, плевка на тротуарной плитке. Скажу сразу: это самый чистый город, в котором мне довелось побывать за свою жизнь. Даже Осло в богатой Норвегии в этом смысле “попроще”.

До гостиницы ехала на такси. Водитель, легко угадав во мне москвичку, спросил: “Ну и как вам у нас?“ В голосе его чувствовалось напряжение. Я ответила, что не первый раз приезжаю, но прежде бывала только в Минске и окрестностях и что Белоруссию очень люблю. “А я перебрался сюда из Брянской области, у нас там большое чернобыльское пятно. В Витебске когда-то в армии служил, город мне нравился. Перевез семью. Родственники, оставшиеся дома, завидовали. Два-три года назад здесь вообще был коммунизм по сравнению с Брянщиной”. — “А что теперь, когда Белоруссия переживает жесточайший кризис?“ Таксист покачал головой: “Не знаю! До конца года купят нас, наверное. Либо Россия, либо Китай”.

В Витебске на каждом углу звучит русская речь. А также польская, немецкая, литовская — на фестиваль приехало много гостей из-за рубежа. Кажется, будто находишься в “идеальной Европе” — культурной, нарядной и очень деловой. Везде продаются белорусские товары — продукты, одежда и обувь, ткани, косметика, бытовая техника. Да и ехала я в новеньком вагоне гомельского производства. Все эти творения рук человеческих невольно будили “проклятые” вопросы: почему в России старые поезда, самолеты, ржавые суда? Почему у нас китайская и турецкая одежда, “ножки Буша”, улицы метут таджики, а дома на этих улицах построили узбеки с киргизами? Сами-то мы что производим, кроме чиновничьих бумаг?

В дни “Славянского базара” как раз затонула “Булгария”. Россиянам сочувствовали, высказывали соболезнования. Выслушивая эти искренние слова поддержки, лично я, кроме благодарности, испытывала чувство стыда и неловкости за свою страну: у нас каждый день что-то горит, взрывается, тонет, падает и пр. В Минске оппозиционеру расквасили нос — это сенсация, звериный оскал тоталитаризма. В Перми сгорела “Хромая лошадь” вместе с посетителями — ну это “в порядке вещей” (взрывы домов, Беслан, “Норд-Ост”, теракт в “Домодедово” и т. д. и т. п. ) — не Медведев же с Путиным ночной клуб инспектировали! Народ в России никуда не годен, вот в чем источник наших бед! Он, как известно, главное препятствие модернизации: ленив, берет и дает взятки, политически неподготовлен к осознанному демократическому выбору — дай ему волю, так он, пожалуй, и против правящей партии проголосует.

Но мы же с белорусами и украинцами — восточные славяне, одного поля ягоды. Наши языки так близки, что мы друг друга без перевода понимаем. Мы века жили вместе, в одном государстве. Получается, что плохой русский народ избрал безупречных, “белых и пушистых” правителей, которых денно и нощно телевизионно славит, а хороший белорусский народ (судя по тому, как он работает, по промышленности и сельскому хозяйству) выбрал никудышного президента-”колхозника”?

Наблюдая белорусское (да и украинское) бытие, невольно приходишь к мысли: хорошо, что две славянские страны отпали от олигархической России и что хоть часть нашего народа не разучилась работать, не потеряла достоинства и вкуса к нормальной жизни. Не сидение на нефтегазовой трубе делает власть самодостаточной, а образованные и трудящиеся люди. Они-то и есть опора нации, “средний класс”, а не те, кто скупил недвижимость в Лондоне, в Майами и съехал из Рашки.

В прошлом году я увидела в центре Владивостока (!) несколько рекламных щитов: “Офисная мебель из Белоруссии”. Рядом Китай — мировая фабрика товаров. Сам город тоже не в пустыне находится, рядом леса. “Неужели здесь покупают белорусское? “— спросила я у местного бизнесмена. “Конечно! Потому что их мебель — сертифицирована, отличного качества, а у китайцев проблемы с безопасностью лаков, клеев, пропиток”. — “А мы почему свои товары не производим?”. Бизнесмен только руками развел.

Пока Белоруссию не купили, я бы возила сюда детей и молодежь из России на “этнические экскурсии”. Чтобы показать, каким мог быть русский человек через двадцать лет после распада СССР. Умеющим работать и “жить красиво” не в смысле попоек на крейсере “Аврора”, а в смысле чистоты городов, ухоженности полей, доброжелательности человеческих отношений. Маленькая страна, бедная энергоресурсами, а какой нравственный укор большой и богатой России! … Впрочем, не такие уж мы и большие. На “Славянском базаре” выступал детский ансамбль “Домисолька”, пел из репертуара “Любэ” безграмотный географически и лингвистически текст: “Рассея, моя ты Рассея, от Волги и до Енисея”. Николай Расторгуев теперь депутат Госдумы от “Единой России”, воплощает песенную программу в жизнь…

Вообще Рассея на “Славянском базаре” удивляла. В конкурсе молодых эстрадных исполнителей страну представляла Мари Карне — талантливая джазовая певица весьма неславянской внешности. Впервые за двадцать лет фестивалю не прислал приветствие Президент России, и на вопрос “почему?“ ответа не дано. Белорусская пресса из этого сделала далеко идущие выводы: вот, мол, опять “в душу плюнули”! ”Все помыслы про “Камеди клаб”, поди”, — откомментировали этот шаг президентской администрации наши блогеры. Мне же кажется, что это обычное российское раздолбайство — какой-нибудь референтишко, ответственный за бумагу, отбыл на отдых в Паттайю — до “Славянского базара” ли ему? Если у нас голосованием в Госдуме управляет “толстенькая тетенька в красном” (см. записки студента-практиканта о пребывании в парламенте), то почему внешней политикой не может дирижировать “худенький мальчик в голубом” или какая-нибудь “гламурная девушка”?

Правда, был и позитив от нашей страны: русский народный хор имени Пятницкого. Но его трудно отнести к искусству “новой России” — прославленному коллективу исполнилось в этом году сто лет. В отличие от наших спортивных клубов хор пока не укреплен афророссиянами, латиноамериканцами и легионерами из иных стран — и все равно замечательно поет. Так что наши эстрадные звезды, вкрапленные в его программу, смотрелись как вставные зубы. Чтобы подобных сравнений не возникало, хор практически не показывают по ТВ. Да и некогда его показывать — опять в стране что-то упало, взорвалось, утонуло, завалилось… До искусства ли?

“Эх, если бы в Белоруссии было хоть немного местных энергоносителей. Ну даже уголь, как в Польше. Знаете, как мы бы поднялись?! “— это из разговора с местным журналистом. От российских коллег чаще слышишь презрительно-самодовольное: “Сколько можно кормить этих нахлебников?! “Но, позвольте, мы же один народ, мы Российскую империю с ее огромными богатствами вместе строили и осваивали. А значит, белорусы имеют такое же моральное право на наши энергоресурсы, как и мы, русские. Ну, во всяком случае, они на это имеют прав никак не меньше, чем, допустим, граждане российского Северного Кавказа, потому что в Великую Отечественную каждый четвертый житель республики погиб, кровью заплатил за то, чтобы “правопреемники СССР” оседлали трубы с нефтью и газом. А если белорусы выкатят нам претензии за эти жертвы, как евреи Германии? В свете десталинизации, например? Тогда как?

Но это, конечно, утопия. Потому что у нас и народу России не принадлежат недра (а лишь отдельным лицам), а уж размышлять тут о гражданах Союзного государства России и Белоруссии вообще смешно. Когда бы не было так грустно…

Пока хор Пятницкого веселил народ плясовыми, мне вспоминались стихи непопулярного ныне поэта-демократа Николая Некрасова, адресованные русскому народу: “Ты проснешься ль, исполненный сил, / Иль, судеб повинуясь закону, / Всё, что мог, ты уже совершил, — / Создал песню, подобную стону, / И духовно навеки почил? …”

Некоторые в России сейчас активно “будят” Белоруссию, обещают ей горы золотые и “настоящую демократию” — как в России, потому что это и есть наш национальный, наработанный за последние двадцать лет товар, готовый к экспорту.

Что ж, дорогие сябры, прежде чем покупать эту инновацию, приезжайте к нам на экскурсию. Мы вам покажем кладбища: в Беслане, близ Саяно-Шушенской ГЭС, в Перми, в Казани и др. Мы вас свозим в Сагру, в Кондопогу, на шахту “Распадская”; отправим на Крайний Север, чтобы вы увидели представителей коренных народов. (Разве их положение не сравнимо сейчас с участью североамериканских индейцев эпохи Дикого Запада?) Продемонстрируем вам гастарбайтеров, живущих в Москве в землянках и в сараях. А еще — виллы прокуроров, бизнес сыновей и дочерей губернаторов, машины с мигалками (в Витебске за неделю не видела ни одной), яхту Абрамовича (на картинке).

Нравится? Ну тогда вперед, за острыми ощущениями. Только не говорите потом: ах-ах, мы ничего не знали и хотели как лучше.

материал: Лидия Сычева

газетная рубрика: СВОБОДНАЯ ТЕМА 

 
 
 

РЕКЛАМА