Сегодня, в связи с высокой напряженностью железнодорожной и автодорожной инфраструктур, идет интенсивный поиск новых решений в организации грузоперевозок. Как в России, так и за рубежом.
Железнодорожные транспортные компании России уже утратили свое монопольное положение на российском рынке грузоперевозок. В некоторых сегментах промышленного производства и в ряде направлений, автоперевозки носят доминирующий характер. И теперь уже не автоперевозчики, а перевозчики железнодорожные выверяют условия своей работы в соответствии рыночными альтернативами. Этот принципиальный вопрос нашел свое отражение в положении о тарифном регулировании железнодорожных грузоперевозок, утвержденном приказом ФСТ №398-т3, согласно которого операторы РЖД, в ряде случаев, могут обращаться в РЖД с предложениями, безусловно мотивированными, о снижении провозной платы для сохранения старых или привлечения новых клиентов. В этой ситуации для нас важен сам факт того, что эпоха диктатуры операторов РЖД подошла к своему завершению.
Помимо тарифного регулирования, разрабатываются новые подходы к организации бизнес процессов. В РЖД внедряются контрейлерные грузоперевозки. В ближайшее время на железной дороге появятся универсальные платформы для перевозки автомобильных сцепок в различных вариантах. В новой модели будут учтены неудачи конца девяностых – начала двухтысячных годов в организации контрейлерных маршрутов. Что касается стран ЕС, то они намного, что совсем не удивительно, опережают нас. Сегодня в Европе на долю контрейлерных грузоперевозок приходится около тридцати процентов от общего объема грузоперевозок.
Новые технологии приходят и в отрасль автомобильных перевозок. Компанией Volvo спроектирована система управления движением грузовиков, которая практически исключает человеческий фактор в процессе грузоперевозок. Грузовые автомобили, оборудованные видеокамерами, приборами спутниковой навигации и процессорами по обработке внутренней и внешней информации, осуществляют движение колонной, составленной из нескольких автопоездов, по четко заданному маршруту. Режим движения задается компьютером исходя из обработки информации о плотности движения и прочих дорожных условий. Колонна движется с оптимальной скоростью по наикратчайшим объездам в случае их возникновения.
Система управления отдельным автопоездом может интегрироваться в систему управления более высокого порядка, что позволит полностью упорядочить систему движения грузового автотранспорта.
Разработка получила проектное финансирование Евросоюза. Для России это пока отрывок из романа Жюля Верна. Но время на месте не стоит.