Одна из главных задач любой компании - не допустить образования задолженности, которую в дальнейшем вернуть не представляется возможным. Для этого следует предельно внимательно относиться к своему контрагенту и оформлению с ним отношений с ним, а конкретно:
- принимать решение об исполнении работ (поставке товаров, оказании услуг и т.п.) только после внимательного изучения информации о контрагенте;
- исполнять работы только лишь на основании заключенного договора. При этом в договоре должны устанавливаться сроки и порядок исполнения обязательств, а также указана ответственность за их неисполнение или некачественное исполнение.
Но в случае, если дебиторская задолженность все-таки возникла, то добиться возврата долга можно в претензионном или судебном порядке. Во втором случае необходимо готовить исковое заявление в суд (подробнее на kandp.by) о взыскании дебиторской задолженности и обеспечить представительство в суде http://www.kandp.by/.
Бывает, что с должником можно договориться о взыскании долга, не обращаясь в судебные органы. Для этого необходимо направить ему претензию. Этот порядок взыскания быстрый и недорогой, в отличие от судебного разбирательства.
В некоторых случаях предъявление претензий является обязательным и важным этапом возврата долга. Претензионный порядок обязательный, если стороны прописали его в договоре. Если в этих случаях претензионный порядок не будет соблюден, то суд не будет рассматривать дело по возврату долга.
Претензия - это документ, который обращается к контрагенту, не выполнившему условия, прописанные в договоре. Она составляется в письменном виде. Требования нужно изложить в жесткой, и в то же время вежливой форме. Текст претензии должен включать следующие сведения:
- на чем основываются претензии;
- каким образом возник долг (указание документов, подтверждающих наличие задолженности, например, акты выполненных работ, накладные, сверки взаиморасчетов);
- ссылка на конкретное условие договора, нарушение которого вызвало претензионное требование;
- требования, касающиеся должника, а конкретно: сумма долга, срок его погашения, а также выплата штрафов, неустоек, пеней. Если расчет долга слишком громоздкий, то его можно оформлять как приложение;
- срок, в пределах которого должник должен рассмотреть претензию, а затем отреагировать на нее.
В претензии лучше ссылаться на нормы, в соответствии с которыми заявитель обосновывает требования. В ней необходимо предусмотреть, что в случае невыполнения требований заявитель обратится в суд. Претензию должен подписать руководитель организации. К ней необходимо приложить документы (их копии), которые обосновывают все претензионные требования.