Небольшой прибор, предназначенный для измерения толщины лакокрасочного покрытия на корпусе автомобиля, называется толщиномером. Разные модификации прибора выполняют свое назначение на стальной (железной, чугунной) и алюминиевой (медной, цинковой, бронзовой) поверхности. Такие портативные толщиномеры при проверке красящего слоя машины являются универсальными. По толщине нанесения краски можно определить степень ремонта поверхности машины, был ли автомобиль в аварии и насколько он подвержен износу.
При измерении толщины лакокрасочного покрытия на металлическом основании автомобиля используются принципы магнитной индукции и вихревых токов Фуко, на неметаллических поверхностях применяется метод ультразвукового контроля. Измерительная часть устройства называется преобразователем или датчиком.
Для нормального использования устройства применяется двухточечная калибровка, для частых измерений – быстрая одноточечная калибровка. Дополнительная функция автовыключения срабатывает спустя 30 секунд от бездействия прибора. В режиме ожидания энергопотребление уменьшается. Один замер выполняется в течение одной секунды. Толщиномер лакокрасочных покрытий способен работать в температурном режиме от – 250С до +450С и относительной влажности не больше 90%.
В процессе работы на цифровом дисплее прибора с подсветкой отображается расстояние от датчика до металлической поверхности. Следовательно, измеряется толщина всех не металлических покрытий, находящихся в этом диапазоне – краски, резины, лака, грунтовки, шпатлевки и т. д. Результаты измерений выдаются в микронах (1 мкм = 0,001 мм) или милах (англ., 1 mils = 0,0254 мм). В разных моделях машин заводская толщина покраски колеблется от 90 до 150 мкм. Превышение показателя датчика этих параметров до 300 микрон говорит о перекрашивании или повторной покраске кузова машины, свыше этого параметра – на основании поверхности наложена шпаклевка. Показания ниже этого предела означают, что под слоем краски отсутствует грунтовка или поверхность машины подверглась абразивной полировке.
Толщиномером производятся замеры в нескольких местах. За ориентир можно использовать толщины крыши и стоек, так как эти места обычно не подвергаются повторному нанесению краски. Следующие измерения по разным частям кузова производятся на расстоянии 25 см от предыдущего соприкосновения. В подозрительных местах измеряемое расстояние сокращается. Особое внимание уделяется в участках изгиба.
Данный прибор является незаменимым помощником страховой компании, мастера автосервисного центра, эксперта – оценщика и любого любителя автомобилиста. При купле-продаже машины он позволяет реально оценить ее повреждения. Помимо контроля лакокрасочного покрытия авто, это устройство может применяться на строительных участках и производственных площадках. Здесь с его помощью можно контролировать степень покрытия металлических изделий и конструкций.