Все мы время от времени бываем пациентами, но многие ли из нас знают, какими правами при этом мы обладаем? Многие ли умеют защитить себя, если эти права нарушены? Наша статья поможет вам чувствовать себя увереннее при обращении за медицинской помощью.
Права и обязанности пациентов в нашей стране закреплены в Законе «О здравоохранении». В нем, в частности, говорится, что пациент имеет право на выбор лечащего врача и организации здравоохранения, на уважительное и гуманное отношение со стороны работников здравоохранения.
Так, мы имеем право на получение медицинской помощи в амбулаторных или стационарных условиях вне места жительства. Для этого нужно обратиться в учреждение здравоохранения с письменным заявлением о своем временном закреплении за данным учреждением, при этом нужно предоставить паспорт (постановление Минздрава № 229 (от 22 декабря 2008 г.). Решение о временном закреплении принимается руководителем данного учреждения в течение одного дня.
По закону каждый пациент имеет право получить в доступной форме информацию о состоянии своего здоровья, применяемых методах оказания медицинской помощи, а также о квалификации лечащего врача, других медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи. Он может принимать участие и в выборе методов оказания медицинской помощи. Кстати, по закону предоставление пациенту указанных выше прав не может осуществляться в ущерб здоровью других пациентов и нарушать их права и свободы.
В то же время пациенты обязаны выполнять рекомендации медицинских работников, необходимые для реализации избранной тактики лечения, сотрудничать с медицинскими работниками при оказании медицинской помощи. А при отказе от оказания медицинской помощи, в том числе медицинского вмешательства, пациенту лечащим врачом в доступной форме должны быть разъяснены возможные последствия отказа. Отказ от оказания медицинской помощи оформляется записью в медицинской документации и подписывается пациентом и лечащим врачом.
Согласие на простое медицинское вмешательство дается устно пациентом. Несовершеннолетние в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет имеют право самостоятельно давать согласие лишь на простое медицинское вмешательство.
В числе обязанностей пациента -— уважительное отношение к работникам здравоохранения и другим пациентам. Пациент должен сообщать медработникам о наличии у него заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, а также соблюдать меры предосторожности при контактах с другими лицами. Если есть выявленные ранее медицинские противопоказания к применению лекарственных средств, наследственные и перенесенные заболевания, то мы также обязаны по закону проинформировать о них медработников.
Врачебная тайна
Что это такое? По закону ее составляет «информация о факте обращения пациента за медицинской помощью и состоянии его здоровья, сведения о наличии заболевания, диагнозе, возможных методах оказания медицинской помощи, рисках, связанных с медицинским вмешательством, а также возможных альтернативах предлагаемому медицинскому вмешательству, иные сведения, в том числе личного характера, полученные при оказании пациенту медицинской помощи, а в случае смерти -— информация о результатах патологоанатомического исследования».
Совершеннолетний пациент вправе определить лиц, которым следует сообщать информацию о состоянии его здоровья, либо запретить ее сообщение определенным лицам. Предоставление информации, составляющей врачебную тайну, без согласия пациента допускается лишь по запросу Министерства здравоохранения Республики Беларусь, управлений здравоохранения облисполкомов и комитета по здравоохранению Мингорисполкома. Это происходит «в целях организации оказания медицинской помощи пациенту, осуществления в пределах их компетенции контроля за правильностью ее оказания или при угрозе распространения инфекционных заболеваний, а также при осуществлении государственного санитарного надзора» и «при угрозе распространения инфекционных заболеваний».
Вышеперечисленную информацию по письменному запросу могут получать также органы уголовного преследования и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством. А при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью причинен в результате насильственных действий, информация, составляющая врачебную тайну, сообщается в правоохранительные органы в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Законом преследуется разглашение сведений о заболевании или результатах медицинского освидетельствования пациента и разглашение врачебной тайны, выразившееся в сообщении сведений о наличии у лица ВИЧ-инфекции или заболевания СПИД. Кроме того, Уголовным кодексом Республики Беларусь преследуется неоказание без уважительных причин со стороны медработника помощи больному, а также деяние, повлекшее по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого телесного повреждения.
Вызов скорой помощи
По закону скорая (неотложная) медицинская помощь оказывается на территории Беларуси независимо от места жительства (места пребывания) гражданина Республики Беларусь. Поводом для ее вызова является состояние, которое требует немедленной медицинской помощи. Например, человек потерял сознание либо он задыхается, у него боль в области сердца, высокая температура, недомогание ребенка, высокие цифры артериального давления и нарастание симптомов головокружения. Часто скорую помощь вызывают на места ДТП.
По закону вызов скорой помощи делится на две категории: неотложная и экстренная. Если вызов отнесен к последней категории, человек должен был быть обслужен в течение пятнадцати минут. Неотложная может быть обеспечена в течение часа.
Если права нарушаются
Если пациент считает, что его права нарушены, он может в письменной форме обратиться на имя главврача организации здравоохранения (поликлиники, больницы или иной организации), а также в вышестоящие органы управления: комитет по здравоохранению Мингорисполкома, управление здравоохранения облисполкома, а в случае несогласия с ответом данных государственных органов (организаций) -— в Министерство здравоохранения Республики Беларусь или в суд.
Обращения граждан должны быть рассмотрены не позднее месяца со дня их регистрации. Если же вопросы, поднятые в обращении, не требуют дополнительного изучения или проверки, устанавливается 15-дневный срок рассмотрения. В редких случаях, а именно при необходимости проведения специальной проверки либо запроса дополнительной информации, срок может быть продлен на один месяц с обязательным уведомлением о продлении гражданина, подавшего обращение.
В Министерстве здравоохранения организован прием граждан министром, его заместителями и руководителями всех структурных подразделений. Также функционирует горячая линия, в Минздраве и во всех подведомственных учреждениях ведутся книги замечаний и предложений.