«Ну расстреляйте меня тогда, раз я вам даже тут мешаю»

05.09.2011 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



В прошлую пятницу Нацбанк в своем пресс-релизе опроверг домыслы белорусских и зарубежных СМИ, сообщивших о том, что он«якобы запретил коммерческим банкам республики продавать населению наличную иностранную валюту через обменные пункты ».

Как оказалось, на самом деле соответствующую рекомендацию крупным белорусским банкам дали из лучших побуждений: мониторинг показал, что в торговых центрах и на рынках «наблюдаются очереди из приобретающих валюту». Но это еще не самое удивительное открытие, сделанное во время мониторинга:


«В очередях практически присутствуют одни и те же лица, которые с большой долей вероятности приобретают иностранную валюту для последующей ее продажи на нерегулируемых сегментах валютного рынка» .

Более того, эти очереди, сигнализируют в Нацбанке, сплошь состоящие из валютчиков, мешают простым белорусам совершать шопинг…

…В ТЦ «Глобо», где в очереди стоит 1 тыс. человек, рядом с обменником тем не менее не наблюдалось толкучки - например, кемпинга для нескольких сотен людей, которые в ожидании валюты разбивали бы палатки, жгли костры, бренчали на гитарах и крутили походные романы в спальных мешках, тем самым мешая работе торгового центра. Все было крайне тихо: напротив окошка с ноги на ногу переминалась одна-единственная очередница - девушка на многосантиметровых каблуках, с ног до головы одетая в нездешние бренды.

Она простояла здесь уже целую неделю, пытаясь наскрести $900, которые «почти никто» не сдает: «Но очень уж хочется в Европу». Сюда нередко заглядывают счастливые обладатели инвалюты, которые почему-то не торопятся сдавать ее кассирам: «Ко мне часто подходят какие-то люди - возьмите доллары! Я говорю: только через кассу. Они хмыкают, разворачиваются и уходят».

Несмотря на обилие капиталистических логотипов на элементах гардероба девушки, у нее был крайне изможденный вид: становилось очевидно, что балансировать на шпильках в течение недели, не упуская из виду окошко в Европу, непросто. Немного пошатываясь, она выразила надежду, что валюту перестанут продавать только после того, как она «доскребет свои доллары»: «У них же еще не было конкретного приказа не продавать нам деньги!»

…В гипермаркете «Простор» у одного из двух обменников по стене распласталась другая уставшая очередница, простоявшая в очереди три месяца. «В день валюту сдает полчеловека, - поделилась она. - А ведь у нас 800 человек в очереди! Если запишитесь - возьмете после Нового года. Но ведь кто его знает, что будет через месяц? Лукашенко сказал - народ аж пищит, так хочет долларов, ну так и быть, дадим ему долларов! Может, и вправду даст? Ну пообещал же!» Вдруг ее оптимистический настрой почему-то резко пропал: «Ай, скорей всего, через месяц вообще перестанут продавать валюту и обменники к чертям закроют». Очередница заключила: «Закупорил он нас, как сельдей в бочке. Не выбраться даже из этой страны, никуда не съездить…»

Узнав, что Нацбанк считает, будто очередники мешают работе обменника, женщина пришла в ярость: «Мешаем! Кому мы тут мешаем?! Кому я мешаю? Стою у стеночки, с краешка! Ну расстреляйте меня тогда, раз я вам даже тут мешаю, я же так удобно стою - как раз у стеночки…»

…В универсаме «Алми» в стеклянную дверь обменника вжалась какая-то растерянная старшеклассница. Она как будто бы действительно мешала охраннику с рацией, который все время елозил рядом. В этот день подошла ее очередь покупать валюту, однако при этом девица была не в теме подробностей из жизни очереди: «Сколько человек в очереди - я даже не знаю… Сколько я сама стояла? Не помню… Месяц? Нет, меньше… Сколько денег в одни руки? Не знаю… Как повезет… Говорят, можно и $500 взять, но я сама ничего не знаю!»

…В продуктовой части рынка Maximus у обменника нетерпеливо ерзала женщина с голубыми бусами на шее. Она оказалась местной ИП и добывала валюту не столько ради самой валюты, сколько ради бумажек, подтверждающих покупку долларов в обменнике: «Когда у меня спросят, где взяла валюту, мне нужно подтвердить, что покупала в обменнике! Хотя бы $300 надо купить таким способом, а про остальное скажу, что была заначка. Помните 90-е гг.? К любому торговцу на рынке могли прийти и сказать: где валюту берешь? Товар-то весь привозной».

Ипэшница пожаловалась, что за три дня купила лишь 5 евро: «Раньше сдавали $25-30 в день. А теперь слишком большая разница в курсе, люди перестали сдавать деньги в обменник. Мы ждем, пока кто-то сдаст, а сами так и говорим - ну какой дурак сюда валюту понесет? Только если дурак какой-нибудь или иностранец!» Она убеждена, что валюта у народа есть, но он не отнесет ее в банки из-за низких процентов по валютным вкладам: «Народ у нас небедный! Но надо что-то сделать, чтобы он достал доллары из-под матраса ортопедического (купить матрас ортопедический) и отдал банку. Ну сделайте вы процент выше!»

В ответ на предположение о заморозке валютных вкладов ипэшница скептически сморщилась: «Так это же пятая колонна мутит, как сказал Лукашенко. Он же пообещал, что заморозок никаких не будет». Тут подошла ее соседка по очереди и обругала за то, что та покинула помещение обменника. «Да я там скоро вообще концы отдам - там же кондиционеры! - возразила ипэшница. - У нас позаболели все, послегли, ангины, кашель! Загонят нас в могилу всех». Она кивнула через стекло на кассиршу: «Смотри, она же там с «зайчиками» корпается, что мне там делать? Не несет валюту все равно никто!»

…В соседнем павильоне у обменника с замученным видом дремали две женщины, правда, в цивилизованных условиях - на удобном диванчике. При появлении корреспондента они разом проснулись в надежде на инвалюту, но тут же сникли: «Пока $500 возьмете - прокиснете и протухнете. Мы сидим тут уже неделю только потому, что все лето ходили отмечаться. Теперь, как в народе говорят, и гадко съесть, и жалко кинуть…»

Независимо от решений Нацбанка во всех очередях наблюдались одинаковые пораженческие настроения и тяга к саморазрушению, пока дураки с инвалютой все не шли и не шли.

 
 
 

РЕКЛАМА