Источник материала:
В минувшие выходные Беларусь простилась с тремя соотечественниками, погибшими в страшной авиакатастрофе возле ярославского аэропорта Туношна, которая унесла в общей сложности жизни 43 человек. На борту злополучного ЯК42, на котором ярославский «Локомотив» летел в Минск на первый матч нового сезона Континентальной хоккейной лиги, находились белорусские хоккеисты Руслан Салей и Сергей Остапчук, а также тренер по физподготовке Николай Кривоносов.
Накануне, 8 сентября, в день, когда должен был состояться матч «Динамо-Минск» «Локомотив», на «Минск-Арене» прошел вечер-реквием, посвященный памяти хоккеистов и тренеров ярославского клуба. Болельщики в тот вечер покупали не сувенирную атрибутику, а цветы и свечи, которые оставляли возле флагштока с припущенными стягами. Зловещую тишину нарушали разве что негромкие разговоры и всхлипы слез - в тот вечер не стеснялся никто, даже двухметровые мужики спортивного телосложения.
Обычные люди приходили на траурное место задолго до начала официальной церемонии прощания: закончившая учебу молодежь и юные воспитанники детских хоккейных школ, парень в инвалидной коляске с гвоздиками на коленях; положила цветы возле фотографии Руслана Салея даже трехлетняя девочка, которую держала за руку заплаканная бабушка.
Позже на «Минск-Арену» приехали представители различных видов спорта: ктото объединялся в группы, кто-то одиноко стоял в стороне, как футбольный тренер Владимир Косаковский. Он лично не был знаком ни с кем из погибших хоккеистов пришел из спортивной солидарности: «Я прекрасно знаю, что перелеты самое любимое время у всех спортсменов. Это постоянные шутки, подколки, но когда это заканчивается трагедией…»
В тот вечер часто вспоминали трагедию, случившуюся 32 года назад, когда в Минск не долетела футбольная команда ташкентского «Пахтакора»: из-за ошибки молодого диспетчера ТУ134 с 17 игроками на борту над территорией Украины столкнулся с другим самолетом. Косаковский тогда играл в Ташкенте за команду 2й союзной лиги и рассказал историю, запомнившуюся ему на всю жизнь: «К нам в команду пришел парень, недавно отчисленный из дубля «Пахтакора». Я до сих пор помню его лицо после трагедии и фразу:«Володя, я с ними тренировался, я мог там быть…»
Белорусские любители хоккея мечтали, чтобы что-то подобное сейчас произнес лучший хоккеист в истории Беларуси Руслан Салей, минувшим летом переехавший в Ярославль. В день трагедии некоторые охочие до сенсаций СМИ распространили информацию о том, что Салей прилетел в Минск раньше и должен был встречать команду. Но поздним вечером МЧС России лишил болельщиков последней надежды, опубликовав списки погибших…
В холле «Минск-Арены» болельщик в динамовском шарфике рассказывал, что, когда Салей приезжал в Минск, парень специально покупал абонемент в тот же фитнесклуб, где поддерживал форму легендарный хоккеист: «Мне неловко было с ним разговаривать, но однажды набрался смелости. Сфотографировался с ним и попросил автограф. Теперь из этого снимка постер сделаю».
Седовласый мужчина уже пришел с самодельным постером формата А 3: качество принта оставляло желать лучшего, но крупная надпись «Капитан навсегда!» лишала картинку каких-либо недостатков. Болельщик помладше пришел без плаката, но в майке клуба «Анахайм», в котором Салей провел 10 лет своей блистательной карьеры. Были и люди, никакого отношения к спорту не имеющие: «Я преподаватель экономического университета, и этот венок дань памяти не только от руководства вуза, но и от наших студентов, многие из которых очень любят спорт». Перед включенными камерами российских телеканалов мужчина, представившийся сотрудником Минспорта Станиславом Максимовичем, декламировал сочиненные на скорую руку стихи - рифма присутствовала не везде, стихотворный размер хромал, но от проникновенного чтения у державшего камеру телеоператора дрожали руки.
Траурную церемонию по сценарию начинал симфонический оркестр. Когда под сводами «Минск-Арены» стали поочередно появляться фотографии погибших хоккеистов, зрители встали со своих мест и зааплодировали. Продолжали они стоять вплоть до окончания мероприятия. Закадровый голос, принадлежащий телеведущему Александру Аверкову, сообщил, что вечер-реквием организован президентом Беларуси, но каждый из посетителей «Минск-Арены» (их было около 10 тыс.) мог также в полной мере считать себя организатором мероприятия.
Церемония прощания не была затянутой: хоккеисты минского «Динамо» преклонили колени перед портретами погибших товарищей, а потом каждый забросил шайбу в ворота с надписью «Динамо-Минск». Ритуал символизировал, что ярославские хоккеисты победили посмертно - о них всегда будут помнить.
Когда объявили минуту молчания, болельщики сначала робко, а потом настойчиво заскандировали: «Локо!» В прошлом сезоне зрители встречали ярославцев речовкой: «Паровоз под откос» , но в четверг под сводами «Минск-Арены» долго звучало рефреном: «Ярославский бронепоезд!» Покидавший под это скандирование зал болельщик горько констатировал: «Жаль, из этого тоннеля уже не выбраться…»
Евгений КЕЧКО
http://belgazeta.by/20110912.36/010015311/
От общения с прессой хоккеисты «Динамо» не отказывались, но красноречием никто не отличился трудно подбирать слова, когда у каждого в «Локомотиве» играли приятели. Общую командную мысль озвучил защитник Владимир Денисов: «Сейчас трудно искать виноватых, главное, чтобы это больше никогда не повторилось».
После возложения цветов динамовцы разъехались, но возле траурного места по-прежнему было много людей. Со стороны флагштока был слышен плачущий женский голос, а ветер доносил обрывки фраз: «Руслан Салей называл меня землячкой»;«у Юры Урычева пальцы так распухли, что он вообще не должен был лететь». Выяснилось, что голос принадлежал минчанке Ирине Гиль - невесте погибшего хоккеиста Даниила Собченко. Девушка, прятавшая за крупными солнцезащитными очками заплаканные глаза- как выбрать солнцезащитные очки, держала в руках большой портрет возлюбленного: «За что? Я не знаю, почему бог у меня отобрал такое сокровище… С каким желанием, страстью он всегда летел в Минск, чтобы увидеть меня, моих родных… Он выиграл чемпионат мира среди молодежных команд, этим летом его задрафтовала команда НХЛ «Сан-Хосе Шаркс»… Они должны были в этом сезоне стать чемпионами… За что? Пускай теперь за них всех живет Саша Галимов.[Александр Галимов нападающий «Локомотива», выживший в этой катастрофе и доставленный больницу с 80% ожогов тела и многочисленными травмами. - «БелГазета»]. Он этого достоин».