Валерий Козловский: «Это было реально страшно, мы молились как могли»

06.05.2012 23:50 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В этом году белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто» второй раз участвовала в гонке «Дакар». В этот раз команда заняла 31-е место. Участие в легендарном ралли и стало поводом для интервью с капитаном команды Валерием КОЗЛОВСКИМ.

Пока спортивный болид команды проходил технический осмотр, капитан и по совместительству штурман команды рассказал «Ежедневнику» о своих впечатлениях от гонки, курьезах и нравах «Дакара».

О новом и тренировках

– С чем довелось столкнуться на «Дакаре» этого года? Что вызвало наибольшие сложности?

- Продолжительность гонки: километраж, хронометраж – это впечатлило больше всего. До этого все этапы, что мы ездили в той же России, были намного короче. Опять же в России не было языкового барьера, там более привычная для нас природа, а тут – другой континент, разница в часовых поясах, конечно, мы это чувствовали. Хотя привыкание к их изменениям прошло проще, а вот когда вернулись обратно – стало сложнее. Еще две недели приходили на работу и реально засыпали на ходу. Что касается спецучастков трассы, то мы поднимались на большую высоту. Была небольшая гипоксия, когда через Анды переваливали, но это серьезной роли не сыграло. А вот что сыграло – это пески. Причем разных видов. Мы никогда не видели таких барханов, и нужно было решать, как их проходить. Здесь, в Беларуси, такие тренировки в силу природных условий провести нельзя.

– Как и где вы тогда тренируетесь?

– Тренировки в Беларуси есть, но больших маршрутов тут не нарисуешь. Тем более что график соревнований плотный. Почему мы участвуем в этапах чемпионата России? Для нас это не зачетные соревнования. На этих этапах интересно потягаться с экипажем того же КАМАЗа, MANа – это команды, которые имеют большой опыт. Кроме того, некоторые российские спецучастки похожи на дакаровские. Поэтому в этом году мы запланировали еще одну тренировку в России. Правда, после окончания гонки. Там есть свои нюансы: нельзя тренироваться на территории, прилегающей к зоне проведения гонок, т.к. это могут оценить как разведку местности, а она запрещена. А перед «Дакаром» запланирована тренировка в Арабских Эмиратах, и пройдет она не на грузовиках, а на джипах – логистика доставки техники очень проблемная. Тренировка получится больше тактическая.

О топливе и задачах

– Как в Латинской Америке решали проблемы с топливом? Вопрос наверняка был болезненным.

– Да, были переживания по поводу того, хватит ли топлива, потому что на некоторых участках гипотетически отсутствовали заправки. Нам предлагали: заказывайте топливо по 2,5 евро – и мы его доставим. Мы переживали о том, что это дорого, и не знали, где будем заправляться. Как оказалось, организаторами не были указаны заправки, однако на трассе их было достаточно. Серьезных проблем не было. У организаторов были определенные договоренности с конкретными компаниями, но ограничений не было: заправляйся где пожелаешь.

– Какое топливо использовали?

– Дизельное. Единственное, в Южной Америке есть некоторое разделение дизельного топлива: там порядка четырех его видов, и в любое из них добавляется биотопливо. Мы предпочитали не экспериментировать с биотопливом, поэтому старались брать проверенное, к которому мы привыкли и знаем. Выходило чуть дороже, конечно, зато были спокойнее.

– Перед новым «Дакаром» вы примете участие в ряде стартов. Какие задачи стоят перед вами?

– Шлифование мастерства, тестирование инженерных элементов, конструкторских разработок, модернизация техники. Самое знаковое соревнование – «Шелковый путь» – это этап чемпионата мира. На «Шелковом пути» стоит задача как можно ближе подобраться к пьедесталу. Очень хорошим будет попадание в десятку.

О солидарности и нарушении кодекса

– «Дакар» известен своими жесткими условиями проведения соревнований, часто приходилось помогать коллегам, попавшим в беду?

– Каждый день по 5–6 раз. Без помощи невозможно: поможешь ты – помогут и тебе. Что касается «Шелкового пути», других этапов чемпионата мира, то там взаимопомощь – это нормально, а «Дакар» – это самая серьезная гонка в мире, и там серьезно рубятся за результат. И здесь с помощью уже проблема. Даже у нас были случаи, когда ты обгоняешь кого-то и подбираешься к первой двадцатке, и вдруг кто-то просит тебя помочь. Мы не отказывались. Один раз, помогая одному из экипажей джипов, сели сами. Машем руками проезжающим мимо машинам, даже тем, кому сами помогали: мол, дерни нас и все, – но они все равно проезжали мимо: мол, извините братья. Но не все. Кто-то помогал, а кто-то – нет.

– В один из дней датчики зафиксировали переворот вашего автомобиля…

– Это просто как анекдот на http://www.5ft.ru/. На самом деле это был крутой склон бархана, по которому нужно было спуститься. Хотя страху мы там натерпелись… Это было реально страшно, мы молились как могли. Останавливаться на этом склоне нельзя, потому что, как только ты нажмешь педаль тормоза, машину начинает сносить боком и может перевернуть. Нужно давать газу, а куда его давать, если там вертикальное положение? И ладно, если бы там дальше был нормальный путь, а то начинается буквально вертикальная стена. Наезжаешь на колдобину – и машина фактически начинает ехать только на передних колесах. Ну и датчик зафиксировал переворот. Мы приезжаем, а у нас спрашивают: мол, кто вас поднимал? Нам сказали, что вы уже лежите, разбились. Оказывается, этот датчик работает на угол наклона автомобиля. И когда определенный угол превышен – он показывает переворот. На самом же деле мы не переворачивались.

– А что произошло с двумя экипажами ваших коллег из КАМАЗа? Они не доехали до финиша.

– Там вопрос покрыт пеленой таинственности. Есть такое правило: если ты остановился и оказываешь кому-то помощь, то пишешь потом заявление, и с тебя снимают этот штраф. Помощь можно оказывать кому-то, но не себе. Ездят камазовцы неаккуратно – это спору нет. Официальная версия организаторов такая: они серьезно протаранили джип, затем отъехали метров на 200–300 и стали ремонтировать свою машину, т.к. джипом был поврежден КАМАЗ. Опять же, я со свечкой не стоял – это версия организаторов. Затем они набрали спецкод: мол, стоим для оказания помощи. На самом же деле они даже не подошли к команде джипа и не спросили, как они там. В конце этапа они сказали, что останавливались для оказания помощи джипу. Но представитель команды джипа сказал, что такого не было. А это уже попытка обмануть руководство – нарушение кодекса. И за это нарушение они были сняты. А второй экипаж – там были проблемы с двигателем, и они снялись.

– А у белорусов как с КАМАЗом отношения складываются?

– У нас с ними хорошие отношения. Если нужно проконсультироваться и помочь – мы всегда идем к ним. Если у них вопросы – они идут к нам. Поначалу только мы к ним ходили, теперь и они к нам. Что касается курьезов, то на одном из биваков к нам подходят камазовцы и говорят: мол, ребята, у вас там для кондиционера газку не найдется? А то газ вот вышел. Ну, мы им и отвечаем: мол, у нас нет таких проблем. У нас не то что газа – у нас и кондиционера нет.

 

 
 
 

РЕКЛАМА