Не надо лезть в бутылку

21.06.2012 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Компания "Нестле" предъявила претензии белорусскому предприятию. Претензии, на мой взгляд, прямо скажем, не очень убедительные, если не высосанные из пальца.  "Нестле" считает: ее стеклянная банка для кофе Nescafe образца 1995 года настолько похожа на ту, в которой продают наше "Чорнае зерне" и El cafe Barcelona, что покупатель не в состоянии визуально отличить один товар от другого. Примечательно, что этот самый зарубежный образец семнадцатилетней давности на территории нашей страны не присутствует вовсе. Естественно, завертелся бумажный хоровод. Но в чем же смысл искусственного конфликта?


Посмотрим на полки с кофе в любом крупном минском магазине: производители разные, а формы упаковок... Почти одинаковые жестяные банки с вариациями чуть пошире или повыше, стандартные дой-паки (пакеты с замком), стеклянные емкости, почти все с изгибами и гранями.


Мир стремится к унификации: например, ПЭТ-бутылки и тетрапаки где только не используютcя! Проверку временем проходят лишь самые удобные виды упаковки. Собственно, сегодня для того, чтобы выделить свой товар, сделать его узнаваемым и уникальным, важна не столько форма, сколько оформление. Белорусское предприятие "Икартайм", владелец двух названных выше брэндов, нашло свою "фишку" - полностью "одевает" стеклянные банки для своего кофе в термоусадочную пленку с ярким рисунком. Такой же рисунок повторяется и на жестяных банках, и в дой-паках - кстати, по форме идентичным тем, в которые фасует свой кофе "Нестле". Однако тут зарубежный производитель почему-то путаницы не опасается...Дмитрий Смоляков, заместитель директора "Икартайм", уверен, что их попросту хотят потеснить как конкурентов:


- Претензии поступили, когда мы заняли хорошие позиции на рынке, увеличился оборот. Конечно, тут сыграл роль и кризис, когда банка импортного кофе в зернах стала стоить и 60, и 100 тысяч рублей. Мы же полностью перешли на импортозамещение - закупаем только кофе, не даем огромного количества рекламы, чтобы это не отражалось на ценах. В итоге аналогичные позиции у нас дешевле до 50 процентов.


Чтобы переориентироваться на иной дизайн банки, понадобятся и крупные вложения - от 50 тысяч евро, и время - минимум полгода. Естественно, нишу в это время займут импортеры, а белорусам придется сначала сокращать рабочие места, а затем поднимать цены и на свою продукцию, чтобы компенсировать внезапно возникшие затраты.


...Даже вокруг двухэтажного здания в агрогородке Острошицкий Городок под Минском витает запах свежемолотого кофе, а в производственных помещениях, особенно там, где зерна жарят и мелют, он сгущается до такой степени, что воздух, кажется, можно пить. Краткую экскурсию проводит для нас Лилия Сакун, начальник производства:


- В этом здании когда-то была местная больница, когда ее закрыли, все было в ужасном состоянии. Мы привели его в порядок. На производстве работают в основном местные жители. В деревне работы немного, поэтому и текучки у нас нет, многие трудятся с момента открытия производства на протяжении 11 лет. Если будем сокращать людей, податься им будет некуда - в Минск ездить накладно, да и тем, кому около 50 лет, а у нас есть и такие, даже в городе не так просто найти новую работу.


Вот стоят мешки с зелеными зернами, готовятся к обжарке. Рядом - емкости с уже молотым кофе. В цехах идет фасовка. А вот ждут своего часа огромные упаковки с теми самыми "банками раздора". Их привезли со стеклозавода "Елизово" - периодически "Икартайм" загружает до 8 процентов его мощностей. "Все составляющие для нашей продукции - крышки, банки, коробка, пленка - производятся в Беларуси. Мы локализовали производство, и это тоже сказывается на цене конечного продукта", - поясняет Дмитрий Смоляков.


Надо сказать, что предприятие зарегистрировало свои товарные знаки и промышленные образцы. Патенты охраняют общий вид изделий, а не отдельно - тару, отдельно - этикетку. Ведь продается-то не просто емкость, а готовый продукт, причем с оригинальным оформлением. Патентный поверенный белорусского предприятия Максим Доронин признает, что в середине 90-х компания "Нестле" зарегистрировала в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации товарных знаков свой объемный товарный знак - банку определенной формы. В такой, по крайней мере на наш рынок, кофе много лет не поступает. Зато продается в другой, новой, которая считается естественной эволюцией охраняемого объемного товарного знака и от него отличается. Ее-то, как, вероятно, предполагают зарубежные производители, наши покупатели и могут перепутать с отечественным вариантом. Очевидно, закрыв глаза и на ощупь определяя крутизну изгиба и особенности граней. Иначе как объяснить весь сыр-бор вокруг пустой банки и готового товара?


Сама собой эта конфликтная ситуация не разрешилась: обе стороны обратились в суд. Он расставит все по своим местам. И, надо полагать, учтет все нюансы этой ситуации. В том числе и такие: станет ли кому-то лучше, если одни потеряют рабочие места, другие - заказы, а третьи - недорогой отечественный продукт?


Кстати


А тем временем один из белорусских производителей столкнулся с настоящим торговым жульничеством. Городейский сахарный комбинат обнаружил, что в России его торговую марку незаконно использует подпольный конкурент. Интернет-источники сообщают, что в российской торговой сети появилась продукция под совместной маркой ОАО "Городейский сахарный комбинат" и ОАО "ВалЖан". Речь идет о подварке - начинке для хлебобулочных и кондитерских изделий. Эта продукция действительно производится городейскими сахароварами, но исключительно самостоятельно - "ВалЖан" не имеет никакого отношения к комбинату. Более того, маркировка на таре с продуктом неизвестного качества, который предлагает пока неизвестный поставщик, имеет все признаки подделки: она напечатана на обычной бумаге и наклеена поверх настоящей этикетки или же на ее месте. На комбинате пока не знают, как вывести дельцов на чистую воду. Придется приобретать опыт защиты собственной торговой марки. Первый шаг уже сделан: комбинат получил свидетельство Национального центра интеллектуальной собственности о регистрации нового товарного знака, идет работа над регистрацией знака в странах СНГ.


По белорусскому законодательству действия левых бизнесменов подпадают под санкции нескольких статей Уголовного кодекса, в их числе "Незаконное использование деловой репутации конкурента" и "Обман потребителей".

Автор публикации: Юлия ВАСИЛИШИНА

Фото: Артур ПРУПАС

 
 
 

РЕКЛАМА