Блины на колоде - витебская "фишка"

11.07.2012 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Даже многие белорусы не подозревают, насколько богата их страна местными изюминками, способными заставить ахнуть от удивления

В одной деревне почти в каждом дворике стоят колодцы-журавли, в другой – хозяюшка хвалится расписными сундуками, в третьей – жители поражают своей необычной речью. Не зря говорят в Беларуси: “Што ні край, то свой звычай” (“Что ни край, то свой обычай”). Многие уникальные региональные традиции сохранились с древних времен. Представляем вам несколько
необычных традиций и явлений, которые можно встретить только на Витебщине.

Блюда старообрядцев, кстати, очень похожи на национальные белорусские. Только названия у них особенные. “Гульбашники”, например, это пирожки,начиненные сваренной картошкой. “Крапаники” – блины с творогом. “Сканцы” – небольшие булочки с начинкой. Староверы знают немало  кулинарных рецептов постных блюд, ведь постятся они часто, в том числе каждую среду
и пятницу.

Блины, испеченные на колоде

Оказывается, чтобы отведать эксклюзивные блюда, вовсе не обязательно идти в китайский или еще какой-нибудь экзотический ресторан. Можно просто съездить в белорусскую глубинку с сильными кулинарными традициями. Например, в деревню Радюки Шарковщинского района, где местные жительницы, объединившись пятнадцать лет назад в клуб национальной кухни “Груца”, предлагают уникальные блюда их региона.

В радюковском “меню” – приготовленные по бабушкиным рецептам драники, клинковый сыр, пирожки с яблоками, постные “рули” (рецепт проще не придумать: в миску крошится хлеб, лук, добавляется вода, немного масла и соль по вкусу), а еще блины, приготовленные... на колоде.

– Разрезаем колоду на четыре части, потом еще на четыре – получается восемь клинков. Это для сквозняка, – объясняют женщины технологию приготовления “колодных” блинов. – Здесь посередине, чтобы быстрее разгорелась, капаем немного солярки, и колода начинает гореть. Ставь сковороду с тестом – и пеки! Блины на колоде получаются такие же, как и в печи, – с приятным ароматом дыма.

И вкусно же! А если блины смазать еще и вареньем или медом... В День деревни, на Масленицу и другие праздники возле колод собирается столько желающих отведать этих блинов, что женщины из “Груцы” только успевают замешивать тесто. Кстати, на одной такой колоде можно испечь много блинов – сгорает она нескоро.

– Если честно, мы немного усовершенствовали технику наших бабушек, – рассказывает руководительница “Груцы” Альдона Попко. – Но помню, как еще моя прабабушка складывала на припечке лучинки и пекла на них яичницу или блины. Так было принято во многих домах. Раньше ведь не было ни газа, ни электричества. А когда приходил нежданный гость – надо же было где-то еду приготовить. Чтобы печь растопить, нужно много времени, с лучинами же все было намного проще. На колоде блюда получаются такие же, что и на припечке.
Познакомить с удивительной технологией приготовления блинов женщин из “Груцы” приглашают и в школы, и в другие деревни, и даже на международные праздники. Радюковские блины можно отведать и на “Славянском базаре в Витебске”.

Носят сарафаны и крадут невест

Для кого-то, может, и удивительно увидеть женщин, которые никогда не носят юбок – ходят в сарафанах, голову покрывают платком, но не завязывают – закрепляют булавкой, а при крещении окунают детей с головой в воду.  Однако для жителей деревни Кубелевщина Шарковщинского района это обычное дело. Привыкли: издавна здесь обосновались староверы, для которых вышеперечисленные “диковинки” – элементы обыденной жизни.

– В нашем регионе проживает большое количество старообрядцев. Пришлось столкнуться с их культурой, – рассказывает руководитель народного клуба “Толока” из Кубелевщины Людмила Ананич. – Такие удивительные  люди, говорят по-другому, одеваются по-своему. Меня это очень заинтересовало. Решила создать с единомышленниками коллектив и представлять их культуру. Ходили по деревням, записывали традиции, обряды, рецепты.

Интересно, к примеру, празднуют староверы Рождество. В сочельник они связывают ножки стола веревкой – чтобы корова не брыкалась. И ложки с вилками связывают вместе. Так и едят – чтобы жена с мужем жили в мире. Для людей чужой веры у них есть специальная “поганая” кружка. Сами с нее староверы не пьют.

– И она такая красивая, меня тоже с нее угощали, когда пришла к знакомой из старообрядцев, – рассказывает одна из старейших участниц коллектива Алла Николаевна. “Ой, Игорек, – говорит, – принеси ты нашу поганую кружку.” Они даже не скрывают, что есть у них такое.

В гостях у Зюзи Поозерского

Усадьба Зюзи Поозерского появилась семь лет назад благодаря директору Поставского центра туристических услуг Егору Шушкевичу, который решил привлечь туристов, обратившись к национальной мифологии.

А в первую очередь – к богу зимы Зюзе, белорусскому народному Санта-Клаусу. С тех пор и зажил Зюзя в лесной усадьбе недалеко от Постав. Усадьба эта с каждым годом совершенствуется и... обживается новыми духами.

То тут, то там по дороге к главному хозяину усадьбы, которая пролегает через темный лес с “чудовищными” фонарями, встречаются кикиморы, лешие, водяные... Вот сидит, забравшись на столб, Вужалка – внучка Змеиного короля, ползет Кликун на гадюке, висит в воздухе над головами гостей усадьбы Хапун. Предания говорят, что он похищает детей – у него для этого и мешок большой есть.

А вот и сам хозяин – светловолосый Зюзя. Правду предание гласит – небольшого роста, босой (даже зимой!), без шапки и с железной булавой, которой Зюзя стучит по деревьям, если вдруг рассердится, отсюда – и треск в лесу. Но вообще-то старичок он неплохой. Почти все время проводит в лесу. К людям заглядывает только затем, чтобы предупредить о морозах или... кутьи отведать на Рождество. Даже пословица есть: “Зюзя на дворе – кутья на столе”. Впрочем, и сам он не прочь угостить гостей чаем на травах, пряниками, блинами... А заглянуть к Зюзе можно не только зимой, но и летом. Он так любит гостей, что ради них готов час-другой “попариться” под солнышком.

 

 

 

 
 
 

РЕКЛАМА